Экстаз святой Терезы Бернини читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Одна из величайших скульптур эпохи искусства барокко, мраморная группа под названием Экстаз святой Терезы (L’Estasi di Santa Teresa), расположенная в Капелле Корнаро в церкви Санта-Мария-делла-Виттория, была создана Джанлоренцо Бернини (1598–1680), одним из ведущих скульпторов-барочных мастеров римской школы. Это предельно выразительное произведение христианского искусства считается одним из важнейших примеров контрреформационного стиля барочной скульптуры, призванного передавать духовные аспекты католической веры. Работа изображает эпизод «религиозного экстаза» в жизни испанской мистички и кармелитки Терезы Авильской (1515–1582), как он описан в её автобиографии «Жизнь Иисуса». Несмотря на статус ключевого произведения религиозного искусства, мнения критиков разделились: одни усматривают в нём высшую радость божественного откровения, другие — физический оргазм. Современники, глубоко верующие католики, выражали возмущение тем, что Бернини якобы принизил святость переживания, представив его в сексуальной форме. Однако профессор Роберт Харбисон в книге Размышления о барокко (2000, University of Chicago Press) поставил под сомнение эту точку зрения. Он утверждает, что Бернини, следовавший учению святого Игнатия Лойолы, использовал чувственные черты опыта как метафору для нового и более высокого духовного пробуждения. Экстаз святой Терезы утвердил за Бернини славу одного из величайших скульпторов в истории искусства.
Кардинал Федерико Корнаро
Бернини — в то время главный скульптор Рима — работал над композицией с 1647 по 1652 год, в период понтификата Памфили — папы Иннокентия X (1644–1655). От него скульптор не получал заказов из-за своей давней близости к предшествующему понтифику — роскошному Урбану VIII (1623–1644). Тем не менее заказ поступил от венецианского кардинала Федерико Корнаро (1579–1673), который выбрал церковь Санта-Мария-делла-Виттория босоногих (дискальцированных) кармелитов в качестве места своей погребальной капеллы. Интерьер капеллы — впечатляющее сочетание архитектуры, скульптуры и живописи — также был создан Бернини, а центральным элементом стала его скульптура святой Терезы. Гонорар мастера составил 12 000 скуди — огромная по тем временам сумма.
Композиция
По сути, Бернини задумал капеллу как театр для своей скульптуры. Композиция расположена в нише над алтарём и по бокам обрамлена мраморными колоннами. Освещается она драматично — естественным светом, исходящим из скрытого верхнего окна. Этот свет отражается от позолоченных бронзовых лучей за скульптурой, символизирующих сияние солнца. Потолок капеллы расписан фреской в технике тромплёй, изображающей небо с ангелами-херувимами.
Скульптурная группа состоит из двух фигур, высеченных из белого мрамора: сама Тереза, лежащая на облаке, и ангел, возвышающийся над ней с золотым копьём, направленным в её сердце.
Группа иллюстрирует мистический опыт Терезы, описанный в её автобиографии: когда ангел явился к ней с золотым копьём. «Мне казалось, что он вонзал его в моё сердце… и оставлял меня воспламенённой великой любовью к Богу. Боль была столь сильна, что я стонала; и всё же это страдание сопровождалось такой сладостью, что я не могла желать избавиться от него. Душа уже ничего не ищет, кроме Бога». [Обратите внимание, что Тереза выражает своё стремление к Богу в языке эротической страсти — явление, характерное для мистической традиции «духовного брака».]
Чтобы передать всю силу переживания, Бернини изображает её в состоянии близком к чувственному экстазу: глаза закрыты, рот полуоткрыт, руки безвольно опущены. Драпировки одежды создают движение и драматизм, их тяжёлые складки контрастируют с чистотой лица. Ангел с детским лицом любовно смотрит на Терезу, приготовившись пронзить её сердце копьём божественной любви, завершая её мистическое единение с Богом.
Чтобы придать сцене официальное признание как одобренному Церковью духовному опыту, Бернини добавил по обе стороны скульптуры две группы «свидетелей» в виде рельефной скульптуры в натуральную величину. Первая, из четырёх мужчин рода Корнаро, расположена слева от алтаря, словно в театральной ложе. Вторая — представители Церкви и государства — размещена справа.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?