Английская готическая скульптура читать ~10 мин.
Великие английские соборы и аббатства, построенные после нормандского завоевания 1066 года, принадлежали общинам трёх типов. Это были светские соборы (такие как в Уэлсе, Солсбери и Линкольне), состоявшие из каноников, не проживавших при храме, и управляемые деканом и капитулом. Второй тип — монастыри различных орденов (бенедиктинцы, клюнийцы, цистерцианцы и августинцы). Третьим, уникальным для Британии типом, были епископские монастыри, где епископ возглавлял монашескую общину во главе с приором. Даремский собор служит характерным примером последнего, имея отдельные комплексы зданий для епископа к северу от собора и для приора — к югу.
Раннеанглийская готическая архитектура
Первым образцом готической архитектуры в Англии принято считать реконструкцию Кентерберийского собора, предпринятую после пожара 1174 года, который уничтожил его романский хор. Монах и хронист Гервасий Кентерберийский оставил подробный отчёт об этих работах. Для их выполнения был приглашён французский зодчий Гильом из Санса, но после его падения со строительных лесов в 1178 году работу продолжил зодчий, известный как Вильгельм Англичанин. Это положило начало новому направлению в английской готической архитектуре. В нём соединились веяния христианского искусства из Северной Франции и местные традиции, сформировав самобытный стиль средневекового искусства, где доминировали епископат и королевский патронаж.
Английские историки искусства используют собственную периодизацию готического стиля, сложившуюся в XIX веке. Раннюю готику называют «раннеанглийским стилем» (Кентербери, Уэлс, Линкольн, Питерборо, Солсбери, Вестминстер). Для последующих периодов готического искусства приняты термины «украшенный стиль» (Эксетер, Йорк, Или) и «перпендикулярный стиль» (Кембридж). Они соотносятся с французскими стилями «лучистой готики» (1240–1350) и «пламенеющей готики» (1350–1500-е годы). Рассматриваемый здесь период начинается около 1150 года и охватывает вторую половину XII века, демонстрируя постепенный переход от романского стиля к готическому. Это время отмечено множеством экспериментов, которые к первой половине XIII века стали каноном, вплоть до начала работ в Вестминстере, ознаменовавших новую эстетическую и культурную эпоху. См. также: Готические соборы для крупнейших образцов готического дизайна во Франции.
Раннеанглийская готическая скульптура
Ранняя готическая скульптура в Англии, Шотландии, Уэльсе и Ирландии не имела такого новаторского значения для развития средневекового религиозного искусства, как архитектура. Она демонстрирует явный отказ от моделей, представленных на великих соборных фасадах Северной Франции. Во второй половине XII века скульптура носила преимущественно архитектурно-декоративный характер (Вустер, Винчестер). За исключением портала в Рочестере, где вскоре после середины XII века был переосмыслен тип статуй-колонн с западного фасада Шартрского собора, в Англии не создавалось крупных фасадных ансамблей, подобных французским.
Нововведения в основном касались архитектурной скульптуры. Так, в середине века под патронажем Генриха Блуаского появились скульптуры исключительного качества во дворце Вулвси в Винчестере и в Гластонбери. Именно изучение капителей позволяет проследить развитие и тенденции раннего готического искусства в Англии. Их различные типы свидетельствуют о разнообразных влияниях на зодчество каждого региона во второй половине XII века. Предполагается, что французские скульпторы сопровождали Гильома из Санса на строительную площадку в Кентербери. Там, в Троицкой капелле, появились резные капители с орнаментом в виде завитков, которые имели лишь недолгий успех. Вскоре их вытеснили капители в стиле «жёсткого листа» (stiff-leaf), для которого характерны стилизованные многолопастные листья.
Для лучшего понимания этого процесса можно рассмотреть эволюцию декора на примере собора в Уэлсе. Резьба здесь развивалась от строгих отдельных листьев в хоре, выполненных около 1180–1185 годов, до пышной, глубоко проработанной листвы с выразительной пластикой на капителях западной части нефа, датируемых началом XIII века. В то же время на севере Англии в моде были капители с гладкими листьями, и декор в стиле «жёсткого листа» появился там позднее.
**Примечание о ценности скульптуры**
Чтобы научиться разбираться в английской готической скульптуре, см.: Как ценить скульптуру. Для более поздних работ, пожалуйста, ознакомьтесь: Как ценить современную скульптуру.
Пурбекский мрамор
Во многом своеобразие архитектурного убранства раннеанглийской готики основано на полихромии, создаваемой за счёт использования тёмного, почти чёрного мрамора с острова Пурбек в Дорсете. Этот материал, являющийся плотным ископаемым известняком, который поддаётся полировке, стал отличительной чертой раннеанглийского стиля. Ещё в романский период английские заказчики проявляли интерес к тёмному камню, примером чему служат надгробные плиты из турнейского камня. Использование пурбекского мрамора было известно уже в романской архитектуре, но по-настоящему его декоративные возможности раскрылись при строительстве в Кентербери: в цоколе алтаря, на опорах Троицкой капеллы и особенно в тонких вертикальных тягах, где камень располагался слоями.
Статуи-колонны
Портал в Рочестере остался единичным явлением, как и статуи-колонны из аббатства Святой Марии в Йорке (ныне в Йоркширском музее). Стилистический анализ лиц и складок драпировок позволяет датировать их 1200–1210 годами на основе сравнения с французскими памятниками в Санлисе, Манте и Сансе. Наиболее известны фигуры Иоанна Крестителя и Моисея с округлыми складками одежд. Тринадцать статуй, семь из которых находятся в очень хорошем состоянии, были обнаружены в 1829 году в руинах монастырской церкви.
Приземистые пропорции этих фигур становятся понятнее, если принять теорию, что они украшали не портал, а служили опорами, поддерживающими пяты свода в средокрестии. Эта часть храма также была роскошно украшена лиственными капителями. Предполагается, что каждый столб включал типологическую пару «апостол и пророк»…. Такое решение, характерное для порталов (например, в Бамберге), не имеет аналогов в оформлении опор средокрестия, но объясняет назначение статуй и подчёркивает важную роль богато украшенных опорных конструкций в английской готике.
Фасад-экран
В первой половине XIII века главные английские соборы, находившиеся в стадии строительства или реконструкции, получили фасады, напоминающие огромные экраны или ширмы, сплошь покрытые скульптурой. В отличие от французских соборов, акцент делался на горизонтальном, а не вертикальном протяжении.
Хотя англо-нормандская традиция двухбашенного фасада сохранялась, некоторые черты были заимствованы из романских фасадов Западной Франции с их богатым скульптурным декором. Вопреки французской тенденции, которая подчёркивала порталы, в Англии развилась концепция плоской монументальной декорации, где каждая статуя становилась элементом огромной композиции, сливаясь в единое целое на поверхности фасада.
Собор в Уэлсе
Важной вехой в истории пластического искусства первой половины XIII века является собор в Уэлсе. Его строительство началось вскоре после 1180 года, а работы над западным фасадом велись в 1240-х годах. Архитектура Уэлсского собора, с её величественными пропорциями, отличается от Кентербери своей подчёркнутой линейностью и горизонтальностью. Здание имеет трёхъярусное деление с выраженной линией трифория. Уэлс обладает самым богатым скульптурным убранством западного фасада среди всех английских соборов. Он впечатляет размахом горизонтальных ярусов и шириной, которую придают ему башни, выступающие за пределы боковых нефов. Нижний ярус прорезан тремя скромными входами, расположенными между контрфорсами. Верхние части башен, завершённые в перпендикулярном стиле, были добавлены значительно позже.
Изначально облик здания был ещё более ажурным, так как стрельчатые окна в нижней части фасада были открыты. Порталы играют второстепенную роль в иконографической программе. Центральный портал посвящён Богородице и увенчан сценой её коронования. В квадрифолиях нижнего яруса размещены фигуры ангелов и сцены из Ветхого и Нового Заветов. Средний ярус занимают статуи пророков, патриархов, мучеников и местных святых. В верхней части расположены фризы с изображением Воскресения мёртвых, ангельских чинов, двенадцати апостолов и Христа во Славе, который венчает всю композицию. В Средние века выразительность этого небесного видения усиливалась яркой полихромией статуй, следы которой были обнаружены. Стилистическое развитие скульптур снизу вверх указывает на то, что создание ансамбля заняло около двух десятилетий, примерно с 1230 по 1250 год. Стиль демонстрирует самобытное развитие, испытавшее, однако, влияние великих французских соборов того периода: Нотр-Дам в Париже (1163–1345), Амьенского (1220–1270) и южного трансепта Шартрского собора (1194–1250).
Фасад собора в Линкольне, созданный в то же время или немного ранее, также имеет значительную ширину, но иную композицию, чем в Уэлсе. Высокие башни отнесены вглубь, а передний фасад расширяется по обе стороны от нефа, закрывая боковые нефы. Эта структура, с высоким центральным проёмом, позволила включить старый романский фасад в новую, по сути декоративную, концепцию. В Линкольне и Питерборо оригинальность фасадов достигается за счёт искусного сочетания глухих аркад и проёмов. В Солсбери мы вновь видим общую композицию, близкую к Уэлсу: боковые башни и обилие скульптуры.
Примечание: Подробнее о готических скульпторах см.: Средневековые художники и скульпторы.
Готическая скульптура в интерьере: Вестминстерское аббатство
Разнообразие стилей, процветавших в Англии к середине XIII века, лучше всего прослеживается в скульптурном убранстве интерьеров: алтарных преградах, архитектурной скульптуре и надгробиях, которые в Англии достигли особого развития. Использование пурбекского мрамора для саркофагов сочеталось с появлением бронзовых позолоченных изваяний, как на гробнице короля Иоанна Безземельного в Вустере (1225–1235). Стиль драпировок с мелкими параллельными складками, характерный для первой половины века, около 1270 года уступил место более объёмной и пластичной моделировке (гробница епископа Жиля де Бридпорта, Солсбери). Главным иконографическим новшеством стало изображение усопшего не в статичной позе, а со слегка повёрнутой фигурой. Эта тенденция к передаче движения позднее привела к появлению фигур со скрещёнными ногами, характерных для следующего периода.
Эволюция монументальной скульптуры была результатом диалога между местными традициями и восприимчивостью к формам, развивавшимся на континенте. Безголовая женская статуя из Винчестера (возможно, аллегория Церкви, Синагоги или одной из добродетелей) — хороший пример такого обмена. Её «античный» характер, выдающий влияние Реймса или Шартра, позволяет датировать её 1230–1235 годами. Однако все эти примеры затмило начало работ в Вестминстерском аббатстве в 1245 году по инициативе короля Генриха III. Здесь собрались скульпторы разного происхождения, чтобы украсить здание, задуманное как монументальный реликварий, с интерьером, богато отделанным подобно ювелирному изделию. Наряду с английскими мастерами здесь работали и итальянские мозаичисты.
Сохранились важные элементы убранства, в том числе группа «Благовещение» из ниш портала, стилистические и иконографические особенности которой до сих пор вызывают дискуссии. Проработка тел и драпировок крупными ниспадающими складками напоминает статуи королев на фасаде Уэлсского собора и сопоставима со стилем английских манускриптов, в частности «Апокалипсиса Дусе», созданного в придворных кругах. Влияние этих скульптур, заказ на которые был выполнен в 1253 году, достигло даже Скандинавии, о чём свидетельствует фигура Св. Михаила, поражающего дракона, из музея в Тронхейме (Норвегия).
В Вестминстере также получила развитие пластическая концепция, ставшая характерной для английской скульптуры: размещение крупных фигур в арках интерьера. С этого периода ангелы «заполняют» верхние ярусы готических церквей, воплощая идею храма как образа рая. Ангелы, украшающие трифорий трансепта в Вестминстере (ок. 1250–1259), близки к группе «Благовещение» по трактовке тел и драпировок, но их лёгкая улыбка и черты лиц выдают знакомство с новаторскими работами мастеров из Реймса. Мастеру, создавшему эти шедевры, приписывают также резьбу замковых камней в зале капитула, скульптуры в капелле Св. Павла и в пазухах арок капеллы Св. Эдмунда…. Это стиль, отличающийся удивительным богатством и энергичной манерой исполнения. Фрагменты из аркады капеллы Св. Иоанна Крестителя также демонстрируют высокие художественные амбиции, лежавшие в основе этой иконографической программы.
Значение английской готической скульптуры
Художественные тенденции, зародившиеся в королевской среде, показывают, что значение английской скульптуры XIII века часто недооценивают. Найденные фрагменты, такие как скульптуры из нефа Глостерского собора или голова из Кларендонского дворца (хранится в Солсбери), подтверждают её высокое качество. В последующие два десятилетия влияние Вестминстера достигло портала Страшного суда в Линкольнском соборе, скульптура которого отличается изящной моделировкой и тонкой проработкой драпировок. Другой знаменитый ансамбль, «Хор ангелов» в Линкольне (освящён в 1280 году), вобрал в себя это наследие и наметил новые пути развития. Они проявились в скульптурах последней трети века: аллегориях Добродетелей и Пороков в Солсбери, фигуре Христа во Славе в аббатстве Риво и ангелах из аббатства Соли (Дербишир).
- Эволюция готической архитектуры: От ранних соборов к поздней готике
- Секреты строительства готических соборов: Архитектурные инновации
- Кёльнский собор: лучистая готическая архитектура
- Готические соборы
- Готический архитектурный стиль (c.1120-1500)
- «Мексиканская готика» Сильвии Морено-Гарсиа, краткое содержание
- Готика в живописи
- Итальянский ренессанс
- Мыслитель Чернаводэ: неолитическая терракотовая скульптура
- Терракотовая скульптура
- Скульптура
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?