Английская готическая скульптура читать ~12 мин.
Великие английские религиозные здания до завоевания принадлежали трем типам общин: светским соборам, таким как Уэллс, Солсбери и Линкольн (состоящим из нерезидентских канонов и управляемых деканом и главой), монастырям (по сути, бенедиктинцам, клюнам, цистерцианцам и августинцам) и епископские монастыри, которые являются уникальными для Британии (епископ с монашеской общиной во главе с настоятелем). Дарем является типичным примером последнего и имеет группы отдельных зданий для епископа, к северу от собора и настоятеля, к югу.
Первая английская готическая архитектура
Первым примером готической архитектуры в Англии традиционно считается реконструкция Кентерберийского собора после пожара, уничтожившего романский хор в 1174 году. Жерве, монах и летописец, оставил особенно подробный отчет об этом строительстве, для которого был приглашен французский архитектор Уильям Сенсский. Его обновление английским архитектором после рокового падения с эшафота в 1178 году ознаменовала новую ветвь английской готической архитектуры, сочетающую новые тенденции христианского искусства из северной Франции и национальную эволюцию с ее собственными региональными особенностям, форму средневекового искусства, в которой доминирует важная роль епископата и королевского покровительства. Английские историки искусства приняли свою собственную терминологию для готического стиля, которая по существу восходит к 19 веку. Первая готическая архитектура называется ранним английским стилем, для которого в качестве замены был предложен епископский стиль (Кентербери, Уэллс, Линкольн, Питерборо, Солсбери, Вестминстер). Для более поздних периодов готического искусства мы находим термины Украшенный стиль (Эксетер, Йорк, Эли) и Перпендикулярный стиль (Кембридж), соответствующие французским стилям Rayonnant Gothic Architecture (1200-1350) и Flamboyant Gothic Architecture (1375-1500) соответственно. Период, который нас здесь интересует, начинается около 1150 года, длится во второй половине 12-го века и иллюстрируется постепенным переходом на региональном уровне от романской к готической архитектуре. Мы находим множество экспериментов, которые постепенно становятся стандартами в течение первой половины 13-го века до открытия площадки в Вестминстере, что знаменует собой новую эстетическую и культурную интерпретацию в середине 13-го века. См. Также: Готические соборы для самых больших образцов готического дизайна во Франции.
Ранняя английская готическая скульптура
Первая готическая скульптура в Англии, Шотландии, Уэльсе и Ирландии, не играет той же новаторской роли в развитии средневекового религиозного искусства, что и архитектура и указывает на явный отказ от модели, представленной великими фасадами северной Франции. Во второй половине 12-го века скульптура в основном архитектурно-декоративная (Вустер, Винчестер). Кроме портала в Рочестере, который включает и интерпретирует, вскоре после середины 12-го века, тип колонн со статуями на западном фронте Шартра, ни один великий ансамбль не развивает цикл фасадных скульптур, подобных французским созданиям. Новинки в основном происходят из области архитектурной скульптуры. Таким образом, скульптуры исключительного качества появляются во дворце Вулвси в Винчестере и в Гластонбери к середине века под патронажем Генри Блуа. И именно изучение столиц позволяет нам следить за прогрессом и тенденциями раннего готического искусства в Англии. Различные его типы свидетельствуют о различном влиянии на здания каждого региона во второй половине 12-го века. Правильно предполагалось, что скульпторы из Франции сопровождали Уильяма Сенса на рабочую площадку Кентербери, где мы видим появление в Троицкой часовне резных капителей с орнаментами, которым суждено иметь эфемерный успех в Англии, но вскоре их заменят капители с листьями.
Для лучшего понимания этого развития мы можем сосредоточиться на единственном рабочем месте Уэллса, к которому мы вернемся, и проследить разработку резьбы от узких отдельных листков на сцене хора, выполненных около 1180-1185 годов до полной, глубоко вырезанной листвы с эффектным барочным воздухом, на западных капителях нефа, датируемых началом 13-го века. Например, на севере капители с гладкими листьями были в моде и, следовательно, жесткие листья на капителях не появлялись там до позднего времени.
Примечание о признании скульптуры
Чтобы узнать, как разбираться в английской готической скульптуре, см.: Как ценить скульптуру. Для более поздних работ, пожалуйста, смотрите: Как ценить современную скульптуру.
Пурбекский мрамор
Во многом оригинальность архитектурного убранства ранней английской готики основана на полихромии, порожденной использованием черного мрамора с острова Пурбек в Дорсете. Еще в период романской эпохи английские покровители проявили пристрастие к темному камню, примером которого являются погребальные плиты, вырезанные из камня Турне. Эксплуатация мрамора с Пурбека была известна уже в романской архитектуре, но богатство материала действительно сияет в новом строительстве в Кентербери, на цоколе алтаря, опорах Троицкой часовни и особенно в шахтах, где камень был помещен вертикально. Этот мрамор стал характерной чертой раннего английского стиля.
Кариатиды (колонны-статуи)
Если портал в Рочестере остается изолированным явлением, то же самое можно сказать и о колонных статуях аббатства Св. Марии в Йорке, ныне в Йоркширском музее, стилистический анализ обработки лица и складок драпировки которых позволяет нам датировать их 1200-1210 годами основываясь на сравнении с французскими площадками Санлис, Мант и Санс. Наиболее известными и наиболее хорошо сохранившимися являются фигуры Иоанна Крестителя и Моисея с округлым движением складок драпировки. Существующие тринадцать статуй, в том числе семь в очень хорошем состоянии, были обнаружены в январе 1829 года в руинах монастырской церкви. Коренастые пропорции этих статуй сегодня легче понять, если мы примем теорию, что они, возможно, пришли не из портала, а являлись опорами, поддерживающими подпружиненные конструкции главного купола, который также был роскошно украшен капителями из листвы. Кроме того, каждый пирс должен был включать типологическую форму апостола или пророка. Это портальное устройство (Бамберг), беспрецедентно для купола, но оно имеет преимущество в объяснении статуй и это подтверждает выдающуюся роль куполов в развитии английской готики.
Фасад экрана
В течение первой половины 13-го века основные английские соборы, находящиеся на стадии строительства или реконструкции, получили фасады, похожие на огромные панно, украшенные слоем скульптуры. В отличие от фасадов французских соборов, акцент был сделан на их горизонтальном, а не на вертикальном размере.
Хотя англо-нормандская традиция фасадов с двумя башнями сохранялась, определенные черты также вытекают из романских фасадов на западе Франции с их богатой скульптурой. Вопреки французской тенденции, которая способствовала появлению порталов, Англия разработала плоскую концепцию монументальной скульптуры, в которой каждый элемент или статуя были элементом большой композиции, сливаясь в огромную декорацию фасада.
Собор Уэллса
Важной вехой в истории пластического искусства первой половины 13-го века является собор Уэллса, здание, начатое вскоре после 1180 года и получившее окончательный вид после реконструкции Кентерберийской апсиды. Прогресс, достигнутый в работах, привел строителей на западный фронт в 1240-х годах. Архитектура Уэллсского собора с гигантскими пропорциями и двойным трансептом отличается от архитектуры Кентербери своей линейной концепцией. Здание имеет возвышение на трех уровнях по горизонтальной линии трифория. Имея самый богатый западный фронт из всех английских соборов, Уэллс впечатляет амплитудой своих горизонтальных уровней, увеличенной шириной, которую приобретают башни, выступающие вбок над боковыми проходами и количеством скульптур, выставленных на нем. Голая основа пронизана тремя входами, которые не очень заметны между контрфорсами. Уровни арок на центральном уровне отображают стилистические изменения по мере их возвышения, пока они не заканчиваются в перпендикулярном стиле.
Скелетный вид здания был подчеркнут первоначально, когда были пронзены ланцеты нижней части основания. Порталы играют лишь второстепенную роль в иконографической программе фасада. Центральный портал, посвященный Богородице, увенчан сценой ее коронации. Четырехлистники нижнего этажа содержат ангелов и эпизоды из Ветхого и Нового Заветов. Промежуточный уровень покрыт статуями пророков, патриархов, мучеников, исповедников и различных местных святых. В центре верхней части наложенные фризы показывают воскресение мертвых, ордена ангелов, двенадцати апостолов и Христа в Величестве, доминирующих над всем на вершине: высшее небесное видение, выразительность которого еще более усилилась в средние века блестящей полихромией статуй, следы которых были обнаружены. Строительство подобного ансамбля, несомненно, продолжалось в течение одного или двух десятилетий около 1240 года (1230-1250), как показывает стилистический прогресс скульптур снизу вверх. Стиль свидетельствует об автохтонном развитии, которое также знало о великих творениях того периода, западном фронте собора Нотр-Дам в Париже (1163-1345) и Амьене (1220-1270), и южном трансепте собора Шартра (1194-1250).
Современный или немного более ранний вид фасада собора Линкольна имеет значительную ширину, но с другим рисунком, чем у Уэллса. Высокие башни стоят на заднем плане, ограждая неф и его фронтальный фасад, в то время как последний расширяется с обеих сторон, за боковыми проходами. Этот участок здания, который показывает высокий проем в центре, позволил включить старый романский фасад в эту новую, по существу декоративную концепцию. Заслуживает внимания умелое собрание слепых аркад и заливов, которые создают оригинальность этого типа фасада, с пропорциями, сделанными выше и тоньше по высоте входов на фасаде собора Питерборо. В Солсбери мы снова находим общее равновесие фасада Уэллса, с которым он является почти современным, с его переводом на фасад внутренних пропорций, башни, которые проецируются вбок и изобилие скульптуры.
Примечание: Подробнее о готических скульпторах см.: Средневековые художники и скульпторы.
Готическая скульптура как украшение интерьера: Вестминстерский собор
Разнообразие стилей, которые процветали в Англии к середине 13-го века, лучше всего можно увидеть в скульптурном убранстве, украшающем интерьеры церкви: ширмы, архитектурные скульптуры, а также погребальная скульптура, которая в Англии была выдающейся. Использование мрамора с Пурбека позволило получить лак, близкий к бронзовому (изображение гробницы короля Джона Лэкленда, Вустер, 1225-1235). Стиль драпировки с небольшими узкими параллельными складками первой половины столетия уступил около 1270 года более объемному дизайну с полными гибкими складками (могила епископа Жиля де Бридпорта, Солсбери). В иконографическом отношении главная новизна заключается в изображении могилы, которая больше не неподвижна, а слегка повернута в одну сторону с рукой на бедре. Эта тенденция к движению завершилась изображением со скрещенными ногами, характерным для следующего периода, к которому мы еще вернемся.
Эволюция монументальной скульптуры является результатом постоянной диалектики между местным обучением ремеслу на строящихся площадках и восприимчивостью к формам, разработанным на их великих континентальных аналогах. Безголовая статуя женщины из Винчестера, по-разному идентифицируемая как Церковь, Синагога или одно из Кардинальных Добродетелей, является хорошей иллюстрацией этой игры обменов, потому что ее антикварный характер, который раскрывает влияние Реймса (Королевы Савской) или Шартр (северное крыльцо), позволяет нам датировать ее приблизительно 1230-1235 годами, в силу французских аналогий. Можно привести и много других примеров, но все они затмеваются открытием вскоре после 1240 года площадки в Вестминстере, где по инициативе короля Генриха III собрались скульпторы различного происхождения. Собрались, чтобы украсить здание, задуманное как монументальный реликварий и который должен был быть богато украшен в интерьере, как святыня, обработанная работой ювелира. Большое количество более поздних работ происходит от этого великого рабочего места, в котором римские мозаики работали бок о бок с художниками из самых уважаемых кругов. Были сохранены важные элементы скульптурного убранства, в том числе группа Благовещения из ниш, обрамляющих внутренний портал купола, что по-прежнему создает много проблем из-за различий в стиле между двумя статуями с одной стороны и иконографических различий в сравнение с французскими группами с другой. Отработка тел и драпировок в больших висячих складках напоминают королев на западном фронте собора Уэллса и сопоставима со стилем некоторых английских рукописей, особенно с Апокалипсисом Души, освещенным вскоре после этого в кругу дворца и Вестминстерского аббатства. Влияние этих скульптур, которые были связаны с заказом, завершенным в 1253 году, достигло даже Скандинавии, как показал Св. Михаил, убивающий Дракона в музее Тронхейма, Норвегия.
Вестминстер также увидел плод пластической концепции, которая стала характерной чертой английской скульптуры и заключалась в том, чтобы помещать большие скульптурные фигуры в арки внутри зданий. Начиная с этого периода, ангелы вторгаются в верхние части готической церкви и воплощают идею базилики как изображения рая. Те, что украшают трифориум Вестминстерского трансепта (ок. 1250-1259), имеют сходство с группой Благовещения благодаря обращению с телами и драпировками, но их робкая улыбка и структура лица выдают знания об инновациях из Реймса или отвечают на параллельные международные тенденции. Художник, который вырезал эти шедевры, вероятно, был вовлечен в обработку трех ключевых камней зала архивов, скульптур на западном люксе аркатуры часовни Святого Павла, на пазухе в середине арката часовни Святого Эдмунда и краеугольного камня Благовещения. Основание апсидного трифориума, на котором изображен смеющийся мужчина, иногда идентифицируемый как портрет первого упомянутого архитектора, Генри Рейнского (1244-1256), также может быть приписано ему. Это результат удивительного богатства стиля, характеризуемого энергичной обработкой, тем, как тела выделяются на заднем плане, хотя задача скульптора не была простой в случае с арочным положением скульптуры. Фрагменты из настенной аркады часовни Святого Иоанна Крестителя еще раз иллюстрируют в середине века художественные амбиции, лежащие в основе введения иконографической программы, которая уже появляется в Часовне Леди вскоре после 1220 года.
Важность английской готической скульптуры
Эти художественные тенденции, возникшие в королевской обстановке, показывают, что важность английской скульптуры 13-го века слишком часто недооценивают. Обнаруженные фрагменты подтверждают качество скульптур из нефа Глостерского собора и головой из дворца Кларендон, сохранившейся в Солсбери. В течение двадцати лет, последовавших за серединой века, влияние Вестминстера достигло портала Последнего Суда в Линкольнском соборе, чья скульптура, особенно статуи на опорных пирсах, иллюстрируется моделированием и изящным обращением с драпировками. Второй ансамбль, знаменитый хор ангелов в Линкольне, работа над которым началась в 1250 году и освященный в 1280 году, собирает плоды всего этого наследия и объявляет о новых путях последней трети столетия, уже наблюдаемых в Добродетелях и Пороках в главном зале в Солсбери и особенно в Христе в Величестве в аббатстве Rievaulx, или снова в ангелах от Соули (Дербишир).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?