Эрнст Барлах:
немецкий скульптор-экспрессионист читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Северонемецкий скульптор, график и мастер печатной графики Эрнст Барлах наиболее известен своими работами в технике деревянной скульптуры, основанной на традициях позднеготического искусства Германии, а также серией бронзовых фигур. Среди его деревянных скульптур особенно выделяются одинокие образы нищих и крестьян, вдохновлённые впечатлениями от поездки в Россию (1906) и отражающие его драматичный и экспрессивный стиль. Наряду со скульптором-экспрессионистом Вильгельмом Лембруком (1881–1919), Барлах считается одним из важнейших скульпторов начала XX века и художником, который способствовал становлению немецкого экспрессионизма. Среди примечательных примеров его скульптуры — бронзовая фигура Мститель (1914, Музей Тейт, Лондон) и его полноразмерное произведение Парящий ангел (1927, собор в Гюстрове). Многие его мощные, часто мрачные произведения пластического искусства были уничтожены нацистами. Уцелевшие работы в основном находятся в немецких музеях, включая небольшой музей Барлаха недалеко от Люнебурга.
Художественное образование
Барлах родился в Гольштейне в 1870 году и с ранних лет проявлял интерес к скульптуре. В 1891 году он поступил в Королевскую художественную школу Дрездена, где в течение четырёх лет учился у известного скульптора Роберта Дица. В этот период он создал своё первое значительное произведение Сборщица трав (1894). В 1895 году он отправился в Париж, где продолжил обучение в Академии Жюлиана, познакомившись с примитивизмом Поля Гогена и группой художников «Наби». Французские преподаватели поощряли его развивать достижения модернизма, но, хотя Барлах высоко ценил импрессионистов, он решил идти своим путём.
Вернувшись в Германию, он работал как скульптор в Альтоне и Гамбурге, создавая произведения в стиле модерн. Он также выполнял иллюстрации для журнала Jugend, знаменитого издания эпохи модерна. Постоянно перемещаясь, Барлах преподавал керамику и создавал реалистические скульптуры. Его первая выставка состоялась в 1904 году в Берлине. Однако признание пришло к нему не сразу.
Россия
В 1906 году Барлах совершил поездку в Россию, где его глубоко впечатлили люди и пейзажи. После этого периода его искусство — будь то скульптура, рисунки или гравюры — стало более драматичным и менее декоративным. Его фигуры часто изображались замкнутыми в своём собственном мире. Он создал серию керамических фигур нищих и крестьян, изнурённых тяжёлым бытом. В дальнейшем он сумел включить элементы народного искусства и орнамента в своё творчество.
К примерам работ этого периода относятся Слепой нищий и Русская нищенка с чашей. Скульптуры грубовато вырезаны, персонажи облачены в тяжёлые одежды, выражения лиц полны эмоциональной силы. По стилю они напоминают произведения Средневековья. Во многом зрелое творчество Барлаха — это деревянная резьба, техника, заброшенная со времён поздней готики, то есть времён таких мастеров, как Фейт Штосс (1450–1533), Тильман Римензнейдер (ок. 1460–1531) и Грегор Эрхарт (ок. 1470–1540). Ещё один пример того времени — Сидящая женщина (1908).
Примечание о восприятии скульптурыО том, как оценивать модернистских скульпторов-экспрессионистов, таких как Эрнст Барлах, см.: Как оценивать современную скульптуру. О более ранних работах см.: Как оценивать скульптуру.
Первая мировая война
После возвращения из России финансовое положение Барлаха улучшилось: он начал получать фиксированный доход от арт-дилера Пауля Кассирера за свои скульптуры. Как и многие, Барлах вначале поддержал войну. Его патриотизм выражен в небольшой бронзовой скульптуре Мститель (1914, галерея Тейт, Лондон), символизирующей германскую армию как неудержимую силу. В 1915 году он добровольно вступил в армию, но уже через год боевой опыт превратил его в убеждённого пацифиста.
В 1926 году Пауль Кассирер организовал в Берлине выставку из 37 деревянных скульптур Барлаха. Экспозиция получила широкий отклик и привела к вручению ему Прусского ордена «За заслуги» (1933). Барлах стал признанным мастером. Он создал несколько военных мемориалов, самый известный из которых — бронзовая скульптура Парящий ангел, установленная в 1927 году в соборе Гюстрова. Фигура в натуральную величину была создана по образу его подруги-художницы Кете Кольвиц (1867–1945).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?