Франсуа Дюкнуа:
фламандский скульптор в стиле барокко читать ~5 мин.
Франсуа Дюкенуа (фр. François Duquesnoy, флам. Frans Duquesnoy; 1597–1643) — фламандский скульптор, работавший преимущественно в Риме. Там он, наряду с Алессандро Альгарди (1598–1654), утвердился в качестве одного из ведущих скульпторов эпохи барокко после непревзойдённого Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680). Дюкенуа был близким другом французского художника Никола Пуссена (1594–1665). Во Франции он известен под именем Франсуа Фламан, а в Италии — как Франческо Фьяминго.
Его стиль скульптуры барокко был менее эмоциональным, чем у Бернини, и приближался к сдержанно-драматической манере Альгарди. Наиболее известные произведения Дюкенуа в области искусства барокко включают статую «Святой Андрей» (1629–1640, Базилика Святого Петра, Ватикан) и «Святая Сусанна» (1629–1633, Санта-Мария-ди-Лорето, Рим). По свидетельству биографа Джованни Баттисты Пассери (1610–1679), Дюкенуа страдал от тяжёлой депрессии и нерешительности.
Ранние годы и обучение в Риме
Дюкенуа родился в Брюсселе в 1597 году. Искусству скульптуры он учился у своего отца, Жерома Дюкенуа I (ок. 1570–1641), придворного скульптора эрцгерцога Альберта. Его отец в 1619 году создал знаменитый фонтан «Писающий мальчик» в Брюсселе. Талант молодого Франсуа привлёк внимание эрцгерцога, который в 1618 году выделил ему средства для обучения в Риме. Дюкенуа остался в этом городе до конца своей жизни.
В Риме он посвятил себя изучению античности и классического искусства. Рассказывают, что он даже взобрался на конную статую Марка Аврелия, чтобы понять технологию её отливки. В 1624 году Дюкенуа познакомился с художником Никола Пуссеном, разделявшим его стремление к классической, но эмоционально сдержанной манере изображения фигур. Они жили вместе, стали близкими друзьями и часто обсуждали теории искусства, укрепляя свои позиции в художественном сообществе.
Художественная манера
Дюкенуа и Пуссен стали главными представителями стиля, который их современники называли la maniera greca, или «греческой манерой». Этот подход противопоставлялся высокому барокко Бернини. Вместо бурных эмоций и театральных жестов Дюкенуа стремился к идеализированной красоте, спокойствию и гармонии, вдохновляясь эллинистической скульптурой. Его работы отличались мягкой моделировкой форм и тонкой проработкой деталей, что придавало им особую лиричность.
Ранние работы и реставрации
Одной из ранних значительных работ Дюкенуа стал мраморный барельеф «Вакханалия путти» (ок. 1626, Галерея Дориа-Памфили, Рим). Сюжет и композицию он разрабатывал совместно с Бернини и Пуссеном. Изображённые на рельефе четыре ангелоподобные фигурки получили высокую оценку критиков и способствовали получению новых заказов.
В тот же период ему поручили реставрацию античного мраморного торса, известного как «Фавн Ронданини» (1625–1630, Британский музей, Лондон). Он дополнил торс руками и головой, придав фигуре характерный для барокко размах жеста. Эта работа соответствовала вкусам того времени, но в конце XVIII века подверглась критике со стороны неоклассицистов. Подобные реставрации были обычной практикой, поскольку фрагментированные статуи считались незавершёнными. Дюкенуа также восстановил римский торс Адониса, который сейчас хранится в Лувре.
Статуи «Святая Сусанна» и «Святой Андрей»
Статуя девы-мученицы «Святая Сусанна» оставалась малоизвестной до XVIII века, пока её мраморная копия работы Гийома Кусту не была отправлена в Париж. После этого она получила широкое признание. Святая Сусанна Дюкенуа изображена в спокойной позе, её взгляд опущен. Выражение её лица передано с большой мягкостью и изяществом, а задумчивый взгляд придаёт образу особую притягательность.
Монументальная статуя «Святой Андрей» была создана для одной из четырёх ниш подкупольного пространства в соборе Святого Петра. Остальные ниши заняли «Святой Лонгин» Бернини, «Святая Вероника» Франческо Моки и «Святая Елена» Андреа Больджи. Дюкенуа, как сообщается, был раздосадован тем, что Бернини настоял на размещении своей статуи в единственной нише, куда падал прямой солнечный свет. Биографы утверждают, что Дюкенуа «умер безумцем» из-за того, что его «Святой Андрей» оказался в плохом освещении. Хотя обе скульптуры принадлежат к эпохе барокко, фигура Бернини более драматична, в то время как Святой Андрей Дюкенуа отличается сдержанностью.
Другие работы
Репутацию Дюкенуа укрепило создание множества малых скульптур — рельефов, статуэток и бюстов на религиозные темы. Он работал с деревом, слоновой костью, бронзой, терракотой и воском. Его произведения можно увидеть в ведущих художественных музеях мира, включая мраморный барельеф «Победа священной любви над мирской» (ок. 1630, Галерея Спада, Рим), «Бюст Антуана Триста» (Лувр) и небольшую бронзовую статуэтку «Меркурий и Амур» (Лувр).
В 1643 году Дюкенуа готовился к отъезду во Францию. Пуссен рекомендовал его на должность королевского скульптора Людовика XIII для основания Королевской академии скульптуры в Париже. Однако незадолго до отъезда Дюкенуа скончался. Он долгое время страдал от подагры и депрессии. Возможно, его состояние усугубилось известием о том, что его брат, Жером Дюкенуа II (1602–1654), также скульптор, был казнён за содомию.
Наследие
Фигурки путти, характерные для творчества Дюкенуа, оказали значительное влияние на искусство того времени. Его путти — это пухлые, реалистичные младенцы, смоделированные с натуры, а не крылатые херувимы, типичные для его современников. Их обаяние и жизненность повлияли на таких художников, как фламандский мастер Питер Пауль Рубенс, который заказал для себя слепок с барельефа «Вакханалия путти».
Среди учеников Дюкенуа были Артус Квеллин, который принёс классицизирующий стиль барокко своего учителя в Амстердам, и Орфео Боселли, чьи теоретические труды впоследствии повлияли на развитие неоклассицизма.
Для более глубокого понимания творчества пластических художников, подобных скульптору барокко Франсуа Дюкенуа, см.: Как ценить скульптуру. Для более поздних работ смотрите: Как ценить современную скульптуру.
- Игра с цветом от Владимира Савича в Белорусском Национальном художественном музее
- ГМИИ им. Пушкина представляет полотна фламандских мастеров 17-го века
- Музей истории искусств в Вене
- «Цветы и букеты» - выставка натюрмортов современных художников в филиале музея им. Радищева
- Голландцы. Фламандцы. Графика
- Голландская живопись XVII века
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?