Жермен Пилон:
французский скульптор-маньерист эпохи Возрождения читать ~4 мин.
Один из ведущих французских скульпторов Возрождения, Жермен Пилон (фр. Germain Pilon, ок. 1528–1590) проявил себя как выдающийся медальер и скульптор-портретист. Он работал с различными материалами, включая бронзу, мрамор, терракоту и дерево. В его творчестве заметно влияние школы Фонтенбло, а также итальянской скульптуры Возрождения и набравшего популярность в XVI веке маньеризма.
Наряду с Жаном Гужоном (активен в 1540–1563 годах), Пилон считается одним из важнейших французских скульпторов чинквеченто (XVI века). Среди его наиболее известных работ — скульптурная группа «Три грации, держащие сердце Генриха II» (1561, Лувр) и «Гробница Екатерины Медичи и Генриха II» (1563–1570, аббатство Сен-Дени). Его произведения хранятся в ряде лучших художественных музеев Европы.
Ранние годы и становление
Жермен Пилон родился около 1528 года в Париже. Его отец, Андре Пилон, также был скульптором, и предполагается, что именно в его мастерской молодой Жермен получил начальное художественное образование. Вероятно, они вместе работали над скульптурами для аббатства Солем, прежде чем Пилон-младший вернулся в Париж. Позже он продолжил обучение у Пьера Бонтана (ок. 1507–1570), известного своими погребальными памятниками.
Пилон быстро достиг успеха как в рисунке, так и в скульптуре. К 1555 году он уже создавал эскизы для парижских ювелиров. На его ранние работы повлияло искусство итальянского Возрождения, особенно творчество Микеланджело. Постепенно его стиль эволюционировал в сторону маньеризма, для которого характерны удлинённые пропорции фигур, преувеличенные позы, интенсивность и эмоциональная выразительность.
Монумент сердцу Генриха II
Первой крупной и самой известной мраморной скульптурой Пилона стал монумент «Сердце Генриха II» (1561, Лувр), также известный как «Три грации». Тот факт, что молодому мастеру доверили столь важный заказ, свидетельствует о его высоком признании. Групповая статуя, вырезанная из единого блока мрамора, изображает трёх граций, поддерживающих погребальную урну. Это произведение сочетает в себе изящество французской традиции и монументальность итальянского влияния.
Памятник был заказан королевой Екатериной Медичи в 1561 году в честь её покойного мужа, короля Генриха II, скончавшегося от раны, полученной на рыцарском турнире в 1559 году. В урне должно было храниться сердце короля, а позже и сердце самой королевы. Композиция напоминает работу Рафаэля, выгравированную Маркантонио Раймонди. Лёгкие туники, элегантные жесты и безмятежные лица отсылают к античной скульптуре, но Пилон «модернизировал» её, придав фигурам удлинённые, стройные пропорции в духе маньеризма.
Чтобы научиться оценивать таких художников, как скульптор-маньерист Жермен Пилон, см.: Как ценить скульптуру. Для более поздних работ см.: Как ценить современную скульптуру.
Мавзолей Валуа в Сен-Дени
Следующим важным заказом Пилона стала гробница для Генриха II и Екатерины Медичи, которая должна была стать центральным элементом династической усыпальницы Валуа в аббатстве Сен-Дени. Проект мавзолея разработал Франческо Приматиччо (1504–1570), а Пилон выполнил основную часть скульптурных работ. Памятник имеет два уровня: наверху расположены коленопреклонённые бронзовые фигуры короля и королевы в молитвенных позах, изображающие их в вечной жизни.
Нижний ярус содержит мраморные фигуры (жизаны), изображающие мёртвые тела Генриха и Екатерины с беспощадным реализмом. Этот контраст между идеализированными образами наверху и правдивым изображением смерти внизу стал новаторским решением. Пилон демонстрирует здесь своё мастерство, передавая не только внешнее сходство, но и глубокую эмоциональную драму, отражавшую потрясения эпохи Религиозных войн во Франции.
Портреты и медальоны
Пилон был также востребованным скульптором-портретистом и медальером. Прекрасный пример его таланта — бронзовый бюст «Карла IX» (ок. 1574, Собрание Уоллеса, Лондон). Благодаря мастерству в создании реалистичных портретов в 1572 году Пилон был назначен главным контролёром Парижского монетного двора, где создал одни из лучших монет и медалей своего времени.
Зрелое творчество Пилона характеризуется ещё большей свободой и натурализмом. Среди других значимых работ можно выделить:
Скорбящая Богоматерь (ок. 1586, Лувр, Париж)
Эта терракотовая фигура убитой горем Девы Марии изначально предназначалась для усыпальницы Валуа. Экспрессивность образа демонстрирует черты поздней французской готики.
Памятник Рене де Бирагу (1584–1585, Лувр)
Надгробие канцлера Рене де Бирага. Коленопреклонённая бронзовая фигура отличается высоким натурализмом и считалась новаторской для своего времени.
Оплакивание Христа (ок. 1585, Лувр)
Бронзовый рельеф «Положение во гроб» с гробницы Рене де Бирага. В нём очевидно сильное влияние Микеланджело и его школы.
Жермен Пилон умер в Париже в 1590 году. Его глубоко эмоциональный стиль был слишком индивидуален, чтобы породить прямых подражателей, однако его творчество стало важным шагом на пути к реализму и оказало влияние на французских художников барокко следующих поколений.
- Мишель Коломб: французский скульптор поздней готики, биография
- Этьен Морис Фальконе: скульптор французского барокко и рококо
- Франсуа Жирардон: французский скульптор эпохи барокко
- Луи-Франсуа Рубильяк: французский скульптор барокко
- Архитектура Византии – отблеск божественной красоты
- Египетская архитектура Среднего царства
- Египетская архитектура Нового царства
- Выставка работ Александра Савинова
- «Столько воды так близко от дома» Раймонда Карвера, краткое содержание
- «Маленькая хорошая вещь» Раймонда Карвера, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?