Джованни ди Бальдуччо:
итальянский готический скульптор читать ~2 мин.
Джованни ди Балдуччо (итал. Giovanni di Balduccio) — итальянский скульптор готического периода, работавший в XIV веке. Сведения о его жизни крайне скудны. Наше представление о его творчестве основано на четырёх подписных работах. Ди Балдуччо считают ключевой фигурой в распространении пизанского стиля готической скульптуры, заложенного Николой Пизано (ок. 1220–1284) и его сыном Джованни Пизано (ок. 1250–1315).
Ранние годы и обучение
Предположительно, Джованни родился в Пизе. Его имя указывает, что его отца звали Бальдуччо. Первые документальные свидетельства о его деятельности связаны с работой в соборе Пизы, где он, вероятно, был учеником в мастерской Джованни Пизано. Это обучение заложило основу его художественного стиля.
Скульптуры Джованни ди Балдуччо
К числу подписных и достоверно атрибутированных работ ди Балдуччо, на которых основывается анализ его творчества, относятся четыре произведения. Это гробница Гварнерио дельи Антельминелли (ок. 1327–1328) в церкви Сан-Франческо в Сарцане и кафедра в церкви Санта-Мария-дель-Прато в Сан-Кашано-ин-Валь-ди-Пеза.
Наиболее значительными его работами считаются Ковчег Святого Петра Мученика (1339) в базилике Сант-Эусторджо в Милане и архитрав (1347) с портала церкви Санта-Мария-ди-Брера, фрагменты которого ныне хранятся в замке Сфорца в Милане.
Чтобы научиться судить о творчестве таких художников, как итальянский готический скульптор Джованни ди Балдуччо, см. статью «Как оценивать скульптуру». Для более поздних работ см. материал «Как оценивать современную скульптуру».
Манера ди Балдуччо в моделировке форм показывает сильное влияние Джованни Пизано, однако его фигурам не свойственна та же драматическая выразительность. Основная заслуга скульптора — перенос традиций пизанской готики в Ломбардию. В его работах также прослеживается воздействие тосканской скульптуры, в частности, сиенских мастеров, таких как Тино ди Камаино и Гано ди Фацио.
Переехав в Милан около 1334 года по приглашению Аццоне Висконти, правителя города, ди Балдуччо основал крупную мастерскую. Она выполняла многочисленные заказы для миланского двора и церквей. Именно в этот период он создал своё главное произведение — монументальный Ковчег Святого Петра Мученика, ставший эталоном для ломбардских скульпторов на десятилетия вперёд.
Ковчег Святого Петра Мученика является отдельно стоящим мраморным саркофагом, который поддерживают фигуры, олицетворяющие добродетели. Стенки саркофага украшены восемью рельефами, повествующими о жизни святого. Композиция сочетает в себе пизанскую повествовательность и французскую готическую элегантность, что делает её уникальным памятником для своего времени.
Создание Ковчега Святого Августина в базилике Сан-Пьетро-ин-Чьель-д’Оро в Павии также иногда связывают с мастерской ди Балдуччо, хотя работа над ним велась уже после 1350 года. Считается, что скульптор скончался в Милане около 1349 года, возможно, во время эпидемии чумы. Отдельные работы, приписываемые ему, хранятся в музеях мира, например, мраморный рельеф «Святой Пётр Мученик и три донатора» (ок. 1340) в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?