Годфруа де Клэр:
романский ювелир читать ~5 мин.
Годфруа де Клер (или Годефруа, Godefroid de Claire), также известный как Годфруа де Юи (de Huy), согласно ранним источникам, был одним из ведущих представителей мозанской школы — регионального направления романского искусства, развивавшегося в долине реки Маас, в особенности вокруг Льежа и аббатства Ставло. Подобно своему современнику Николаю Верденскому (ок. 1130 — после 1205), он был выдающимся мастером золотых дел и ювелирного искусства, включая технику эмали. Некоторые исследователи полагают, что он мог обучаться в мастерской Ренье де Юи.
Уроженец Юи-сюр-Мёз, Годфруа де Клер работал между 1130 и 1150 годами, преимущественно в районе Ставло и долины Маас на территории современной Бельгии. К сожалению, достоверных сведений о его жизни и творчестве сохранилось мало. Известно, что он был тесно связан с аббатством Ставло — важным центром и покровителем религиозного искусства, где создавались романские иллюминированные рукописи и другие произведения декоративно-прикладного искусства.
Среди приписываемых ему шедевров средневекового христианского искусства выделяется бюст-реликварий папы Александра I (епископ Рима в 107–115 годах), созданный около 1145 года (Королевские музеи искусства и истории, Брюссель). Его возможное участие в создании Ставелотского триптиха остаётся предметом научных дискуссий.
История
В XI веке церковь инициировала масштабную программу строительства храмов. Эта деятельность была тесно связана с приобретением и хранением почитаемых реликвий святых и других священных артефактов, многие из которых были привезены из крестовых походов. Церковь выступала главным заказчиком произведений романской архитектуры, таких как соборы и аббатские церкви, а также романской скульптуры, включая статуи-колонны и рельефы порталов.
Большое развитие получили металлообработка (реликварии, литургические сосуды, кресты) и романская живопись, примером которой служит «Библия из Ставло» XI века, а также искусство алтарей, как, например, Клостернойбургский алтарь. В долине Мааса финансирование христианского искусства осуществлялось через крупные монастыри, такие как Ахен, Флореф, Лобб, Маастрихт, Нивель, Синт-Одилиенберг, Сент-Трюйден и Ставло, а также через Льежское епископство.
В стилистическом отношении долина Мааса, расположенная недалеко от Ахена времён Карла Великого, испытала сильное влияние каролингского и последовавшего за ним оттоновского искусства. В романский период возросла роль личности художника, и имена некоторых средневековых мастеров стали широко известны. Среди них — Гизлебертус (работал в 1120–1135 годах), Мастер из Кабестани (XII век), Мастер Матео (XII век), Николай Верденский и Ренье де Юи.
Стиль и техника
Творчество Годфруа де Клера характеризуется приверженностью классическим идеалам, что отличает его работы от более экспрессивного и драматичного стиля позднейших мозанских мастеров, таких как Николай Верденский. Его фигурам свойственны мягкая моделировка, спокойные позы и идеализированные лица. Драпировки одежд спадают плавными, естественными складками, подчёркивая объём тела. Этот стиль является продолжением традиций, заложенных Ренье де Юи, и свидетельствует о глубоком понимании античного наследия.
Годфруа де Клер в совершенстве владел техникой выемчатой эмали (шамплеве), которая была визитной карточкой мозанской школы. В отличие от перегородчатой эмали (клуазоне), где узор создаётся с помощью металлических перегородок, в технике шамплеве на металлической пластине вырезались углубления, которые затем заполнялись стекловидной массой разных цветов. Это позволяло достигать большей живописности и выразительности изображения.
Работа в аббатстве Ставло
Аббатство Ставло было центром княжества Ставло-Мальмеди — небольшого государства в составе Священной Римской империи, управляемого князем-аббатом местного бенедиктинского монастыря. Примерно в середине XII века аббатство начало активно финансировать мастерские по обработке металла и золотых дел, специализировавшиеся на создании изделий в технике шамплеве.
Одним из мастеров, работавших по заказам аббатства, был Годфруа де Клер. Именно в 1156 году, в период правления князя-аббата Вибальда (1130–1158), который был одним из крупнейших меценатов своего времени, был создан знаменитый Ставелотский триптих. Его предназначали для хранения двух фрагментов Животворящего Креста, принадлежавших монастырю. Поскольку Годфруа де Клер считался одним из лучших ювелиров региона и был тесно связан с аббатством, его участие в создании триптиха представляется весьма вероятным.
Ставелотский триптих (1156)
Ставелотский триптих, находящийся сейчас в Библиотеке и музее Моргана в Нью-Йорке, — это реликварий и переносной алтарь XII века. Он покрыт золотом и эмалью и был создан для хранения фрагментов Животворящего Креста. Работа выполнена мозанскими мастерами из аббатства Ставло на территории современной Бельгии.
Триптих представляет собой складной трёхстворчатый алтарь высотой 48 см и шириной 66 см в раскрытом виде. Центральная часть содержит два малых триптиха, в каждом из которых находятся фрагменты Креста. Изделие создано с использованием техник перегородчатой (клуазоне) и выемчатой (шамплеве) эмали, в которых мозанские художники были признанными лидерами в Европе.
Документальных свидетельств об авторах и заказчиках Ставелотского триптиха не сохранилось. Однако известно, что аббатство Ставло заказывало множество роскошных предметов церковной утвари. При монастыре также действовал скрипторий, где был создан ряд важных иллюминированных рукописей, включая знаменитую «Библию из Ставло» (1093–1097).
В 1154 году император Фридрих Барбаросса отправил аббата Вибальда с дипломатической миссией в Константинополь. Предполагается, что там он мог получить два малых триптиха в качестве дара от византийского императора Мануила I Комнина. Ставелотский триптих считается шедевром мозанской металлообработки и ярким примером взаимодействия художественных традиций Востока и Запада в романскую эпоху.
Малые внутренние створки, выполненные в традициях византийского искусства, изображают статичные, иерархичные фигуры, в молчании поклоняющиеся Христу и Кресту. Внешние же створки демонстрируют западный повествовательный стиль с динамичными фигурами, участвующими в сценах битв и чудес.
Другие работы
Хотя документально подтверждённых работ Годфруа де Клера не существует, стилистический анализ позволяет атрибутировать ему ряд выдающихся произведений. Кроме бюста-реликвария святого Александра, к его наследию относят две эмалевые пластины с изображением Крещения и Распятия Христа, а также часть декора реликвария святого Герберта в Дойце (Германия). Некоторые исследователи также приписывают ему создание реликвария-раки Карла Великого в Ахенском соборе, хотя это предположение остаётся спорным.
Связанные статьи
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?