Маасская школа (Мозанское искусство) читать ~5 мин.
Термин «мозанская школа» (реже — «маасская школа» или «мёзское искусство») описывает региональный стиль романского искусства, возникший в долине реки Мёз (Маас) в XI, XII и XIII веках. Своё название школа получила от реки Мёз (франц. Meuse), латинское наименование которой — Mosa. Это направление средневекового христианского искусства было сосредоточено в бельгийской части долины, преимущественно в окрестностях Льежа и бенедиктинского монастыря Ставелот.
Средневековое искусство мозанской школы охватывает архитектуру, скульптуру, включая резьбу по камню и слоновой кости, а также иллюминированные рукописи и другие формы миниатюрной живописи. Однако наибольшую известность этому стилю принесли изделия из металла, в частности, работы из золота, эмали и ювелирные украшения.
К числу наиболее значительных средневековых художников мозанской школы принадлежат ювелир Годфруа де Клер (ок. 1100–1173), мастер Николай Верденский (ок. 1156–1232), один из ведущих эмальеров Средневековья, а также Гуго из Оньи (ок. 1181–1240) и мастер бронзового литья Ренье из Юи (активен в начале XII века), сведения о котором немногочисленны.
Среди знаменитых произведений мозанских мастеров: «Библия Ставелота» (1093–1097, Британский музей, Лондон), резные капители в базилике Богоматери в Маастрихте (ок. 1100), крестильная купель в церкви Святого Варфоломея в Льеже (1107–1118), «Триптих Ставелота» (ок. 1156, Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк) и крест из аббатства Сен-Бертен (ок. 1170, Музей Сент-Омер).
География распространения
Регион реки Маас находился в границах Льежского епископства — важного торгового центра, поддерживавшего политические связи с Ахеном, столицей империи Карла Великого, правителями Священной Римской империи и религиозными лидерами Кёльна. Основными художественными центрами были города Ахен, Динант, Льеж, Юи, Маастрихт, Намюр, Рурмонд и Тонгерен, а также монастыри Ставелот, Альденейк, Ольн, Авербоде, Буртшайд и другие. В XI – XII веках мозанское искусство оказало влияние на искусство всей территории Нижних земель и Рейнской области.
Характерные черты и особенности
Так как регион был сердцем империи Каролингов, стиль мозанской школы во многом опирается на традиции каролингского искусства (ок. 750–900), которое, в свою очередь, было тесно связано с классической античностью. Это отличает мозанскую школу от основных романских течений Франции, Германии и Италии. Для стиля характерен высокий натурализм в изображении человеческих фигур, которые, тем не менее, сохраняют идеализированные черты, присущие романской живописи и скульптуре других европейских регионов. Например, фигуры на знаменитой купели в Льеже объёмны, пропорциональны, а их драпировки выполнены с большим правдоподобием.
Архитектура
В архитектуре зрелый мозанский стиль XII века стал компромиссом между ранними местными традициями и влияниями из Рейнской области и Италии. Отличительной чертой является наличие мощного вестверка (западного фасада). К сожалению, многие выдающиеся сооружения, включая собор в Льеже и аббатства в Ставелоте и Синт-Трёйдене, были разрушены. Среди сохранившихся памятников — базилика Богоматери в Маастрихте, коллегиальная церковь Святого Варфоломея в Льеже, церковь аббатства в Ролдуке и ядро Ахенского собора.
Скульптура
Мозанская скульптура достигла расцвета в XII веке в Льеже, Маастрихте и Нивеле. Местных резчиков по камню, которых называли «метсенами», нанимали для создания рельефов и капителей в таких городах, как Бонн, Айзенах и Утрехт. К известным образцам мозанской каменной скульптуры относятся капители в базиликах Богоматери и Святого Серватия в Маастрихте, портал «Самсон» в коллегиальной церкви Святой Гертруды в Нивеле и тимпан «Величие Господне» (Majestas Domini) в Маастрихте. См. также: Средневековая скульптура (ок. 300–1000).
Работа по металлу
Обработка металла, включая эмалирование, достигла высочайшего уровня в мозанском и рейнском регионах в XII – начале XIII веков. Под влиянием античного и византийского искусства местные мастера создавали предметы христианского искусства, украшенные драгоценными камнями, золотом и цветной эмалью в техниках перегородчатой и выемочной эмали. Мастера по металлу пользовались спросом по всей Европе; например, аббат Сугерий (1081–1151) нанимал их для работ в аббатстве Сен-Дени.
Ключевой фигурой был Николай Верденский, создатель Раки трёх волхвов в Кёльнском соборе (1180–1225), алтаря в Клостернойбурге и раки Богоматери в Турне. Другие важные мастера — Гуго из Оньи, Годфруа де Клер и Ренье из Юи. Среди значимых произведений также выделяются рака Святого Серватия (1165) в Маастрихте, раки святых Домициана и Мангольда в Юи (1172–1189) и люстра Барбароссы (1170) в Ахенском соборе.
Живопись
Мозанская живопись представлена в основном иллюминированными рукописями, так как настенные росписи того периода почти не сохранились. Книжная миниатюра достигла расцвета между 1150 и 1200 годами в аббатствах Ставелот и Лобб, а также в монастыре Сен-Лоран в Льеже. К выдающимся манускриптам относятся «Библия Ставелота» (XI век), «Евангелие из Авербоде» (XII век), «Библия из Флореффа» (XII век) и «Евангелие Нотгера» (XI век). Общий обзор см.: Романские иллюминированные рукописи (800–1150).
Дальнейшее чтение
Романская живопись в Италии
Романская живопись во Франции
Романская живопись в Испании
Наиболее известные мозанские художники
Ренье из Юи (Ренье де Гюи)
Работал в начале XII века. Ему приписывается один из главных шедевров мозанского искусства — бронзовая крестильная купель (1107–1118), созданная для церкви Нотр-Дам-о-Фон в Льеже и ныне находящаяся в церкви Святого Варфоломея. Другие сведения о мастере и его мастерской практически отсутствуют.
Годфруа де Клер (Годфруа де Гюи) (ок. 1100–1173)
Мастер золотых дел и эмальер, активно работавший в 1130–1150-х годах в районе Ставелота и долины Мёз. Его карьера изучена недостаточно, и лишь немногие произведения могут быть с уверенностью ему приписаны. Считается, что он был учеником Ренье из Юи и учителем Николая Верденского.
Николай Верденский (ок. 1156–1232)
Ювелир и эмальер из Вердена, ведущий художник мозанской школы своего времени. Он сыграл важную роль в переходе от романского стиля к готическому искусству (ок. 1150–1375). Сохранились два шедевра с его подписью: эмалевый алтарь в церкви аббатства Клостернойбург (1181) и рака Девы Марии для собора в Турне (1205).
Гуго из Оньи (Hugo d’Oignies) (ок. 1181–1240)
Священник-приор из Оньи, работавший в начале XIII века. Он обучался обработке металла и живописи и стал одним из самых выдающихся ювелиров региона Мёз.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о стилях искусства: Хронология истории искусства.
Краткое руководство по определённым стилям: Художественные движения.
Общее руководство по развитию искусства: История искусства (от 2,5 млн лет до н.э. по настоящее время).
- «Королевство серебряного пламени» Сары Джей Маас, краткое содержание
- «Дом неба и дыхания» Сары Маас, краткое содержание
- «Дом земли и крови» Сары Маас, краткое содержание
- «Королевство шипов и роз» Сары Маас, краткое содержание
- «Королевство гнева и тумана» Сары Джей Маас, краткое содержание
- На TEFAF были проданы ключевые работы Ренуара и Ливенса
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?