Грегор Эрхарт:
немецкий позднеготический резчик по дереву читать ~3 мин.
Скульптор немецкой поздней готики Грегор Эрхарт (нем. Gregor Erhart, ок. 1470–1540) родился в Ульме, Швабия, в семье потомственных резчиков по дереву. Он проходил обучение в мастерской своего отца, Михаэля Эрхарта, который был ведущим мастером города с 1469 по 1522 год и главным продолжателем традиций Ганса Мульчера. В этой же мастерской ранее обучался выдающийся резчик по дереву Тильман Рименшнайдер, впоследствии прославившийся в Вюрцбурге. Ранние скульптуры Грегора Эрхарта настолько близки к работам его отца, что их авторство до сих пор вызывает споры. Их важнейшим совместным произведением считается знаменитый «Алтарь из Блаубойрена» (1490–1494), ставший вершиной творчества Михаэля Эрхарта.
В 1494 году Грегор Эрхарт переехал в процветающий торговый город Аугсбург и получил его гражданство, а два года спустя стал мастером-скульптором. Всю оставшуюся жизнь он провёл в этом городе, быстро завоевав репутацию ведущего мастера.
Влияние Ренессанса
В конце XV века Аугсбург стал одним из немногих городов к северу от Альп, открытых для влияния итальянской скульптуры и живописи. Гуманистические идеалы и художественные принципы античности, проникавшие сюда, оказали значительное воздействие на творчество Грегора Эрхарта. Это побудило его выйти за рамки традиций интернациональной готики в моделировании фигур, придав им новую пластичность и свободу. Синтез готических и ренессансных идей в его работах прослеживается благодаря эталонному произведению — «Богородица Милосердная» из аббатства Кайсхайм (утрачено во Вторую мировую войну). Сравнивая другие скульптуры с этой работой, исследователи смогли атрибутировать Эрхарту несколько произведений, включая знаменитую полихромную скульптуру «Святая Мария Магдалина», также известную как «La Belle Allemande» («Прекрасная немка»). (См. также Женская обнажённая натура в истории искусства.)
Святая Мария Магдалина (Лувр)
Эта необычная статуя из липы в натуральную величину, созданная около 1510 года, изображает Марию Магдалину в образе кающейся аскетки. Согласно средневековой «Золотой легенде», после Вознесения Христа она провела 30 лет в пустыне в покаянии и молитвах. Её одежда истлела, но Господь укрыл её святость, чудесным образом отрастив ей волосы, которые окутали всё её тело. Таким образом, нагота фигуры имеет глубокий религиозный смысл, символизируя отказ от мирского и полное посвящение себя Богу.
Изначально скульптура была частью композиции, подвешенной под сводами церкви Святой Марии Магдалины в Аугсбурге, и поддерживалась фигурами ангелов. Позднее ангелы были удалены. В конце XIX века работа попала на арт-рынок из мюнхенской коллекции Зигфрида Ламмле и в 1902 году была приобретена Лувром.
Спокойное благородство и утончённые черты лица святой соответствуют швабской поздне готической традиции. Однако выдвинутое бедро, создающее эффект классического контрапоста, а также гармония и телесность обнажённой фигуры отражают идеалы красоты, характерные для Ренессанса. Эрхарт создаёт образ, полный женственных изгибов и чувственной грации, отходя от готической условности.
Несмотря на критику за откровенную наготу, любое предположение о непристойности опровергается выражением мистического экстаза на лице святой. Её красота и золотые волосы символизируют божественное сияние. В этой работе Грегор Эрхарт создал подлинный шедевр немецкого искусства на рубеже двух великих эпох — поздней готики и Северного Возрождения.
- Андре Боневё: готический скульптор, художник
- Андреа Пизано: итальянский готический скульптор
- Арнольфо ди Камбио: итальянский готический скульптор и архитектор
- Германская готическая скульптура
- Джованни Пизано: итальянский готический скульптор
- Alter Ego. Графика+
- Как ценить скульптуру
- Художественный проект CONTRA-ПО́СТ
- «Грегор Оверлендер» Сьюзен Коллинз, краткое содержание
- «Ещё одна из рода Болейн» Филиппы Грегори, краткое содержание
- «Шантарам» Грегори Дэвида Робертса, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?