Грегор Эрхарт:
немецкий позднеготический резчик по дереву читать ~3 мин.
Родившийся в Ульме, Швабия, в семье резчиков по дереву, скульптор поздней готики Грегор Эрхарт обучался в мастерской своего отца Михаэля Эрхарта, который работал в городе с 1469 по 1522 год и был вторым после Ганса Мульчера. Михаэль уже помогал обучать несравненного резчика по дереву поздней готики Тильмана Рименшнайдера, который впоследствии работал в Вюрцбурге. Ранние скульптуры Грегора Эрхарта трудно отличить от работ его отца и учителя, в результате чего их авторство вызывает много споров среди кураторов и историков. Их наиболее важным совместным произведением является Блаубеурский алтарь (1490-4), работа, которая ознаменовала вершину карьеры Михаэля Эрхарта и его зрелый ульмский стиль.
В 1494 году Грегор Эрхарт получил гражданство процветающего немецкого торгового города Аугсбурга, где два года спустя стал мастером-скульптором. Он провёл всю свою трудовую жизнь в этом городе, став его ведущим скульптором в течение десяти лет.
Влияние Ренессанса
В 1490-х годах Аугсбург был одним из немногих городов к северу от Альп, подвергшихся влиянию итальянской скульптуры и живописи эпохи Возрождения, а также продвигавших гуманистические и художественные идеалы античности. Считается, что это влияние оказало значительное воздействие на творчество Грегора Эрхарта и его мастерской, побудив его выйти за рамки международных готических традиций в области моделирования и композиции и придать своим фигурам новую свободу и пластичность. Смешение готических и ренессансных идей у Эрхарта основано на одном его произведении — «Богородица Милосердная» из цистерцианского аббатства Кайсхайм (утрачено во Второй мировой войне), с которым сравнивались другие работы. Некоторые из последних теперь приписываются ему, в том числе знаменитая реалистичная полноразмерная полихромная деревянная скульптура Святой Марии Магдалины в Лувре, также известная как «La Belle Allemande». (См. также Женские обнажённые натуры в истории искусства.)
Святая Мария Магдалина (Лувр)
Необычная статуя из липового дерева в натуральную величину святой Марии Магдалины, созданная Эрхартом около 1510 года, изображает её как мистическую аскетку, одетую только в свои длинные волосы. Первоначально фигура поддерживалась резными ангелами и висела под сводом церкви, возможно, церкви Святой Марии Магдалины в доминиканском монастыре в Аугсбурге, который был перестроен около 1515 года. Позже скульптура была снята, а поддерживающие ангелы удалены. Деревянная статуя была выставлена на продажу на немецком рынке искусства в конце XIX века из коллекции Зигфрида Ламмле (Мюнхен) и в конечном итоге приобретена Лувром в Париже в 1902 году.
Мирное благородство и нежное лицо святой соответствуют утончённому стилю позднего готического искусства Швабии, но выпяченный бедро, указывающий на классический контрапосто, а также гармония и полнота обнажённого тела отражают стремление к формальной красоте, характерное для традиций Возрождения. Таким образом, вместо того, чтобы создать тонкую, нереальную фигуру в готическом стиле, он создаёт женственные изгибы, напряжённые мышцы и исключительную чувственную чувствительность.
Чтобы научиться оценивать таких художников, как немецкий резчик по дереву Грегор Эрхарт, см.: Как ценить скульптуру. Более поздние работы см.: Как ценить современную скульптуру.
Некоторые критики не одобряют обнажённый вид статуи, но любое предположение о непристойности должно быть смягчено медитативным выражением лица, которое было призвано передать мистический экстаз модели, а её красота и золотистые волосы указывают на её святое сияние. Таким образом, обнажённое женское тело соответствует канонам средневековой скульптуры. В этой работе Грегор Эрхарт создал шедевр средневекового искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?