Ганс Мульчер:
немецкий скульптор поздней готики читать ~3 мин.
Ганс Мульчер (нем. Hans Multscher) — выдающийся скульптор, гравёр и живописец, одна из ключевых фигур немецкого искусства эпохи Возрождения. Баварский мастер испытал сильное влияние фламандского скульптора-реалиста Клауса Слютера. Мульчер сыграл важную роль в переходе от интернациональной готики к новому, натуралистическому стилю, созвучному итальянской скульптуре того времени.
Мульчер был коммерчески успешным ремесленником. В его мастерской в Ульме порой трудилось до шестнадцати помощников. Благодаря высокой производительности его новаторский стиль, основанный на северном реализме, получил широкое распространение.
Самыми известными его скульптурами являются знаменитый Вюрцахский алтарь (1437) и Штерцингский алтарь (1456–1459), созданный для приходской церкви тирольского города Штерцинг (ныне Випитено, Италия). Сегодня работы из Штерцинга хранятся в Музее Мульчера.
Биография
Ганс Мульчер родился около 1400 года в Райхенхофене, Бавария. Первое документальное упоминание о нём как о скульпторе датируется 1427 годом. В этом же году он женился на Адельхайд Китцин и получил права гражданина города Ульм, где, по всей видимости, и основал свою мастерскую. Его ранние работы свидетельствуют о знакомстве с искусством Северной Европы, что позволяет предположить путешествия по Нидерландам, Бургундии и Франции. В мастерской Мульчера работал и его брат Генрих.
Вюрцахский алтарь
В 1437 году Мульчер создал Вюрцахский алтарь, живописные створки которого считаются единственными картинами, с уверенностью приписываемыми самому мастеру. Их стиль отличается выраженным реализмом, который был ближе к современной ему фламандской живописи, чем к немецкой традиции. Эти панно — одно из важнейших произведений немецкой живописи XV века.
Изначально в центре алтаря находился резной короб со сценой Распятия. В закрытом виде створки представляли четыре сюжета из жизни Богоматери: «Рождество», «Поклонение волхвов», «Сошествие Святого Духа» и «Успение Девы Марии». На внутренних сторонах были изображены четыре сцены Страстей Христовых: «Христос на Елеонской горе», «Христос перед Пилатом», «Несение креста» и «Воскресение». Со временем алтарь был разобран, и до наших дней дошли только живописные панели, которые сейчас хранятся в Государственных музеях Берлина.
Штерцингский алтарь
В 1456 году Мульчер получил заказ на создание главного алтаря для приходской церкви в Штерцинге. Эта работа демонстрирует отход мастера от так называемого «мягкого стиля» (нем. Weicher Stil) в сторону большего реализма. Драпировки его статуй искусно вырезаны и передают ощущение тела под ними. Алтарь включает мраморные скульптуры святых и Девы Марии, а также живописные створки. Невозможно с полной уверенностью сказать, писал ли их сам Мульчер или это работа одного из мастеров его мастерской.
Стиль и наследие
Среди других известных работ Мульчера — каменные статуи Святого Георгия и Святого Иоанна Богослова (1450, Ульмский собор), а также модель гробницы в виде каменного рельефа (1435, Баварский национальный музей, Мюнхен). В 1427 году он также изваял фигуры Карла Великого и конные статуи королей Польши и Богемии для восточного фасада ратуши Ульма.
Ганс Мульчер умер в Ульме в 1467 году, оставив процветающую мастерскую и значительный вклад в развитие искусства Северного Возрождения. Его творчество стало мостом между поздней готикой и Ренессансом, а его реализм и эмоциональная насыщенность оказали влияние на следующее поколение художников. Чтобы в полной мере оценить вклад таких мастеров, как Мульчер, полезно ознакомиться с основами того, как ценить скульптуру.
После смерти Мульчера художественную традицию в Ульме продолжила мастерская Михаэля Эрхарта. Эрхарт был учителем великого вюрцбургского скульптора Тильмана Рименшнайдера, а также воспитал своего сына, Грегора Эрхарта (ок. 1470–1540), который позднее переехал из Ульма в Аугсбург.
Работы Ганса Мульчера можно увидеть в Баварском национальном музее в Мюнхене и других коллекциях.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?