Ганс Мульчер:
немецкий скульптор поздней готики читать ~3 мин.
Важная фигура в немецком искусстве эпохи Возрождения, Ганс Мульчер был реалистическим скульптором, гравёром и художником из Баварии. На его стиль оказал большое влияние фламандский скульптор-реалист Клаус Слютер, и он стал важной фигурой в переходе от международной готики к более натуралистическому стилю, соответствующему современной итальянской скульптуре эпохи Возрождения, которая развивалась к югу от Альп. Мульчер был финансово успешным ремесленником, в его мастерской одновременно работало до 16 помощников. Во многом благодаря его поразительной производительности стиль северного реализма распространился так широко.
Самыми известными скульптурами Мульчера являются его знаменитый Вюрцахский алтарь (1437) и Штерцингский алтарь (1457), Тироль (ныне хранится в Музее Мульчера, Штерцинг).
Биография
Родившийся в 1400 году в Райхенхофене, Бавария, Мульчер впервые упоминается как скульптор в 1427 году, в том же году, когда он женился на Адельхайд Китцин в Ульме. Его ранние работы показывают влияние североевропейского Возрождения и позволяют предположить, что он путешествовал по Нидерландам, Бургундии и Франции. В том же 1427 году он был записан в качестве свободного гражданина города Ульм, где, по-видимому, поселился и открыл собственную мастерскую. В этой мастерской впоследствии работало до 16 помощников, в том числе его брат Генрих.
Вурцахский алтарь и другие работы
В 1427 году Мульчер вырезал фигуры Карла Великого и конные статуи королей Польши и Богемии для восточного фасада ратуши в Ульме. В 1437 году он написал Вюрцагерский алтарь (ныне частично утраченный), единственные картины, которые, по мнению некоторых экспертов, можно действительно отнести к его творчеству. Картины отличаются реализмом, более близким к современной фламандской живописи, чем к немецкой, но считаются наиболее важными произведениями немецкой живописи XV века.
Первоначально в центре был резной шкаф, в котором была изображена группа распятия. Когда створки закрывались, на алтаре появлялись четыре сцены, связанные с Мадонной: Рождество, Поклонение волхвов, Сошествие Святого Духа и Смерть Девы Марии. На внутренней стороне створок были изображены четыре сцены из Страстей Христовых: Христос на Елеонской горе, Христос перед Пилатом, Христос несёт крест и Воскресение. В какой-то момент алтарь был разобран и утрачен, поэтому от него остались только сами панно (ныне хранящиеся в Государственных музеях Берлина).
Алтарная картина из Штерцинга
В 1456 году Мульчер получил аванс за алтарную картину в Штерцинге. Это произведение алтарного искусства демонстрирует отход Мульчера от так называемого «мягкого стиля» и переход к большей степени реализма. Драпировки его статуй вырезаны более искусно и дают представление о теле под ними. Алтарная картина состоит из мраморных скульптур святых и Девы Марии, а также картин. Нельзя с полной уверенностью сказать, занимался ли Мульчер сам живописью или эту работу выполнял мастер из его мастерской.
Чтобы научиться оценивать таких художников, как немецкий скульптор поздней готики Ганс Мульчер, см.: Как ценить скульптуру. Более поздние работы см.: Как ценить современную скульптуру.
Среди других известных работ Мульчера — каменная скульптура Святого Георгия и Святого Иоанна Богослова (1450, Ульмский собор) и каменный рельеф «Модель гробницы» (1435, Баварский национальный музей, Мюнхен). Ганс Мульчер умер в 1467 году, оставив после себя успешную мастерскую и важный вклад в развитие искусства Северного Возрождения.
После смерти Мульчера город Ульм имел счастье опираться на мастерскую Михаэля Эрхарта. Михаэль Эрхарт уже был учителем великого вюрцбургского скульптора Тильмана Рименшнайдера и воспитал своего сына Грегора Эрхарта (ок. 1470-1540), который покинул Ульм, чтобы работать в Аугсбурге.
Другие работы Ганса Мульшера можно увидеть в Баварском национальном музее в Мюнхене.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?