Анри Годье-Бжеска:
скульптор-примитивист читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Теперь признанный одним из величайших скульпторов своего поколения, французский художник Анри Годье-Бжеска прославился своим примитивным, грубым стилем прямой резьбы. Самоучка в искусстве скульптуры, он приехал в Лондон в 1911 году, в возрасте 20 лет, где испытал влияние богемного художника Джейкоба Эпстайна (1880–1959), защитника примитивизма. За последующие четыре года Годье-Бжеска выработал свой уникальный стиль пластического искусства — оригинальный синтез органических и кубистских форм, выполненных с экспрессионистской грубостью. Его революционный подход кажется ещё более удивительным, учитывая его молодость, отсутствие академического образования и скромные средства. Он подружился с художником Перси Уиндемом Льюисом (1882–1957) и другими видными деятелями искусства, включая поэта Эзру Паунда (1885–1972), а его произведения выставлялись на выставках авангардного искусства. Вместе с Льюисом он подписал июньский манифест 1914 года движения вортицизма. Среди его соратников были также Эпстайн, живописец Уильям Робертс (1895–1980), абстракционисты Эдвард Уодсворт (1889–1949), Дэвид Бомберг (1890–1957) и Джессика Дисмор (1885–1939). Он занимался также книжной иллюстрацией и создал ряд выдающихся рисунков животных. Годье-Бжеска погиб на Западном фронте в 1915 году. Хотя его карьера длилась всего четыре года и при жизни его ценили лишь немногие, сегодня он признаётся значительным новатором среди скульпторов XX века, а также «неосуществлённым гением». После его смерти Джим Ид (H.S. Ede) написал о нём биографию Дикий мессия, экранизированную в 1972 году режиссёром Кеном Расселом.
Ранние годы: становление скульптором
Анри Годье родился в Сент-Жан-де-Бре, недалеко от Орлеана, позже переехал в Париж. Судя по всему, он получил очень мало формального образования в области рисунка или изящных искусств до 1910 года, когда решил заняться скульптурой — решением, которое, как считается, вдохновил его отец, плотник и резчик по дереву. Известно, что в 1909 году он начал изучать искусство, работая инженером-текстильщиком в Париже. Тогда он познакомился с древнегреческой скульптурой, а также с ренессансной, и восхитился творчеством Огюста Родена (1840–1917), крупнейшего из скульпторов XIX века. В 1910 году в библиотеке Сент-Женевьев он встретил польскую писательницу Софи Бжеска, старше его на двадцать лет. Их связало тесное сотрудничество, и они даже объединили фамилии. В январе 1911 года они переехали в Лондон, где жили в крайней бедности. У него почти не было связей, денег на материалы и знаний о современных течениях в скульптуре.
Вортицизм и другие влияния
Вскоре после поселения в Лондоне Годье-Бжеска присоединился к движению вортицизма Эзры Паунда и Перси Уиндема Льюиса — кратковременному ответвлению кубизма и футуризма. Его рисунки публиковались в журнале Rhythm (1912), и это свело его с людьми, оказавшими мощное влияние на его эстетику: поэтом Паундом и скульптором Эпстайном. Паунд познакомил его с китайским искусством и каллиграфией, купил несколько резьб и заказал портрет, предоставив ему мраморный блок. Эпстайн, отвергавший высокую классику греческой скульптуры ради африканской, племенной и ассирийско-месопотамской, побудил Годье-Бжеску отвергнуть академические каноны каменной скульптуры и искать новые формы. Через вортицистов он также приблизился к кубизму и его расчленённым формам. Позже его работы публиковались в журнале Blast.
Стиль скульптуры Годье-Бжески
Под влиянием Эпстайна он отказался от отточенной древнегреческой скульптуры и даже перестал восхищаться грубой лепкой Родена. Вместо этого он обратился к японскому искусству, африканским артефактам и океанийскому искусству, изучая коллекции в музее Виктории и Альберта и Британском музее.
Годие-Бжеска умел несколькими резкими штрихами уловить суть образа и быстро пришёл к собственному стилю абстрактной скульптуры, сводя формы к сути, как это делали Константин Бранкузи (1876–1957) — см. его Поцелуй (1908, Гамбург, Кунстхалле), Жак Липшиц (1891–1973) — см. Человек с гитарой (1915, MoMA, Нью-Йорк), и Андре Дерен (1880–1954) — см. Присевшая фигура (1907, Музей современного искусства, Вена) и Стоящая обнажённая (1907, Национальный музей современного искусства, Париж).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?