Генри Мур:
английский скульптор читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Генри Мур, долгое время считавшийся величайшим скульптором Англии, во многом ответственен за постепенный выход британской скульптуры из провинциального состояния в русло современного искусства. Парадоксально, что именно в 1930-е годы, когда творчество Мура яростно критиковали в прессе, он вместе с современниками Беном Николсоном (1894–1982) и Барбарой Хепуорт (1903–1975) закладывал основы абстрактной скульптуры в Англии — нового модернизма — продолжая традиции Джейкоба Эпстайна (1880–1959).
К 1946 году, после первой крупной ретроспективной выставки в Музее современного искусства в Нью-Йорке, школа современной британской скульптуры прочно утвердилась, а Мур стал одним из самых признанных и влиятельных абстрактных скульпторов мира.
Ранние годы и обучение
Родился в Каслфорде, Йоркшир, в семье шахтёра, был седьмым ребёнком. К десяти годам Генри Мур решил стать скульптором. Первые уроки рисунка он получил в гимназии Каслфорда у учительницы Элис Гостик, чья поддержка имела большое значение. После двух лет службы в армии он получил грант для бывших военнослужащих и поступил в Лидсскую школу искусств (1919). Там к нему присоединилась Барбара Хепуорт (1920), ставшая близким другом на два десятилетия.
В Лидсе он познакомился с сэром Майклом Сэдлером, чья коллекция включала работы Сезанна, Гогена и Матисса. Это были первые образцы современного искусства, которые Мур увидел. Он также прочёл Роджера Фрая «Vision and Design» и был весьма впечатлён главами «Древнее американское искусство» и «Негритянская скульптура».
1920-е годы
В 1921 году поступил в Королевский колледж искусств в Лондоне. Его интересы в скульптуре часто противоречили академической программе. Вдохновение он черпал в Британском музее, изучая произведения от древнеегипетских до архаической греческой, африканской и океанийской традиций, особенно мексиканской скульптуры.
В 1922 году, во время поездки в Париж, он увидел коллекцию Пеллерен, где находились Большие купальщицы Сезанна. Позже он писал: «Это было как увидеть собор в Шартре». В 1924 году получил стипендию для поездки за границу и стал преподавателем скульптуры в Королевском колледже на семь лет. В Италии его поразили фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи. Летом 1925-го он закончил скульптуру Мать и дитя.
Между 1921–1939 годами почти все его работы были резными. Подобно Модильяни, Годье-Бжеска, Бранкузи и Эпстайну, он исповедовал принцип «правды материала». В отличие от Хепуорт, его не интересовал идеал классической красоты, он стремился к экспрессивной силе. В 1928 году состоялась первая персональная выставка Мура в галерее Уоррена; тогда же он получил первый заказ — рельеф Северный ветер для Лондонского транспортного управления. В 1929 году создал свою первую «Возлежащую фигуру».
Позднее 1920-х «Мать и дитя» и «Возлежащая фигура» стали главными темами его творчества. В 1929 году Мур женился на Ирине Радецкой. В 1931 году они приобрели загородный дом в Кенте. Скульптура Композиция (1931) обозначила резкий поворот к биоморфной абстракции в духе Арпа, Миро, Танги и Пикассо.
1930-е годы
В начале 1930-х годов явное влияние на творчество Мура оказал Пабло Пикассо, а также Жорж Брак и Бранкузи. Его Композиция отражала, насколько быстро он усваивал визуальный язык современного искусства.
Примечание о восприятии скульптурыО том, как оценивать модернистских органических абстракционистов, таких как Генри Мур, см.: Как оценивать современную скульптуру. О более ранних произведениях см.: Как оценивать скульптуру.
В 1932 году он основал кафедру скульптуры в Челсийской школе искусств. В 1933 году стал членом группы «Юнит Уан». Первые многокомпонентные композиции появились в 1934 году. Он также опирался на сюрреализм, создавая скульптуры из найденных предметов. В те годы он создавал рисунки костей и раковин, превращая природные формы в человеческие.
Работы 1935–1937 годов отражают влияние рельефов Николсона. В Хэмпстеде он жил рядом с Хепуорт, Николсоном и критиком Гербертом Ридом. Мур никогда не уходил в полную абстракцию, сохраняя связь с органическими формами. Он участвовал в Международной сюрреалистической выставке (1936) и в проекте Circle (1937). В скульптурах конца 1930-х «лежащая женщина» ассоциировалась с ландшафтом, как в Возлежащей фигуре (1938, галерея Тейт).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?