Резьба по слоновой кости читать ~11 мин.
Слоновая кость – это разновидность дентина – твёрдой, плотной костной ткани, которая образует большинство зубов, клыков и бивней животных – которая тысячелетиями использовалась в качестве материала для резьбы скульптур (в основном небольших рельефных скульптур или различных типов небольших статуэток) и других предметов декоративного искусства (например, резные обложки из слоновой кости для иллюминированных рукописей, религиозных предметов и шкатулок для дорогих вещей), а также ряд функциональных предметов (клавиши фортепиано, бильярдные шары).
Слоновая кость ценилась как художниками, так и меценатами за её редкость, исключительную прочность и особенно ценилась скульпторами за её кремовый цвет, гладкую текстуру и мягкий блеск. Искусство резьбы по слоновой кости (в том числе гравировка скримшоу) было частью культуры многих различных цивилизаций, включая Египет, Древнюю Грецию, Рим, Россию, Японию, Китай и Индию. Кроме того, она была неотъемлемым элементом пластического искусства ислама, средневековой каролингской и оттоновской эпох, а также византийского, готического и ренессансного периодов. Она также присутствует в искусстве американских индейцев, в частности, инуитов и северо-запада США.
Хотя резьба по слоновой кости менее распространена, чем бронзовая или мраморная скульптура, из неё были созданы некоторые из величайших скульптур в истории искусства. Тот факт, что слоновая кость – в отличие от других драгоценных материалов – не может быть переплавлена или использована повторно, стал основным фактором её сохранения в качестве одного из самых специализированных традиционных ремёсел.
Торговля слоновой костью
Что касается доисторического искусства, то наиболее часто используемыми видами слоновой кости были бивень мамонта и рог северного оленя. С тех пор слоновая кость стала преобладать, что привело к ужасающим последствиям, в частности, для популяции африканского слона. В 1831 году спрос на слоновую кость только в Великобритании привёл к гибели примерно 4 000 слонов, а в течение десятилетия 1980-х годов ради бивней убивали примерно 70 000 африканских слонов в год. Сегодня, благодаря Конвенции о международной торговле видами, находящимися под угрозой исчезновения (CITES), резьба по слоновой кости запрещена в большинстве случаев по всему миру.
С 2007 года в результате давления со стороны Международного фонда защиты животных, все изделия из слоновой кости, включая резьбу и скульптуры, были запрещены на eBay. Однако незаконная торговля слоновой костью продолжается, поэтому, заглядывая в будущее, можно надеяться, что растительная слоновая кость (так называют разновидность твёрдого ореха, произрастающего в Колумбии, Эквадоре и Перу) постепенно заменит использование натуральной кости из зубов и бивней животных, принадлежащих к исчезающим видам.
Техника резьбы по слоновой кости
Инструменты и методы резьбы по слоновой кости мало менялись вплоть до конца 19 века. Резчики использовали адц, топор или долото для снятия внешних слоёв с бивня, затем пилу для разрезания бивня на удобные части, а затем инструмент, известный как плавень, для зачистки поверхности. Только после этого резчик прибегал к своим фрезерным пилам, калибрам и ручным стамескам, чтобы вырезать изделие. Однако всё изменилось около 1900 года, когда появились ротационные пилы с электроприводом и стоматологические сверла. Эти быстрые, мощные, трудосберегающие станки произвели революцию в резьбе по слоновой кости и к 1950 году широко использовались во всём мире.
История и традиции резьбы по слоновой кости
Каменный век
Хотя резьба по дереву была основным видом доисторической скульптуры, до наших дней сохранилось мало свидетельств о ней из-за её скоропортящейся природы. Однако искусство каменного века включает в себя широкий спектр произведений, вырезанных из бивней и кости, примером чего может служить резьба по слоновой кости в Швабской Юре (ок. 33 000-30 000 до н.э.) – разнообразные фигуры людей и животных, найденные в ряде различных палеолитических скальных укрытий, включая знаменитого Человека-льва из Холенштайн-Штаделя (ок. 38 000 до н.э.).
Другие известные примеры этого вида палеолитического искусства – несколько загадочных фигурок Венеры, таких как Венера из Холе-Фельс (35 000 лет до н.э.), Венера из Брассемпуи (23 000 до н.э.), Венера из Костёнок (22 000 до н.э.), Авдеевские Венеры (20 000 до н.э.), Зарайские Венеры (ок. 20,000 до н.э.) и Мальтинские венеры (20 000 лет до н.э.). Более позднюю русскую резьбу по слоновой кости см: Венера Елисеевичская (14 000 лет до н.э.).
Древний Египет (ок. 5500-700 гг. до н.э.)
Резьба из слоновой кости и зубов гиппопотама появилась на очень ранней стадии развития египетской скульптуры (ок. 5500 г. до н.э. и далее), особенно в период неолитического искусства Наквада I (4000-3500 гг. до н.э.) Среди известных работ: статуэтки царя Хуфу, рельефные скульптуры, выгравированные на плитах из слоновой кости, декоративные изделия, такие как инкрустация шкатулок, амулеты и различная утварь.
Слоновая кость также использовалась в месопотамской скульптуре – см. Резную крышку из слоновой кости сирийской косметической шкатулки (1250, Лувр, Париж). Египетские традиции рельефной резьбы и инкрустации из слоновой кости были развиты финикийскими художниками (см. например, Львица, пожирающая мальчика, ок. 800 г. до н.э., Британский музей, Лондон), сирийскими художниками (см. например, Крышка косметической шкатулки, ок. 1250 г. до н.э., Лувр, Париж), а также минойскими и микенскими скульпторами в период (ок. 1700-700 гг. до н.э.). Примечание: В Китае в этот период резьба по нефриту была самым престижным видом.
Древняя Греция (ок. 500-100 гг. до н.э.)
Резьба по слоновой кости была обычной чертой греческой скульптуры, хотя до наших дней дошло мало значимых изделий. Однако известны такие шедевры, как масштабные скульптуры из Хризелефантина (из слоновой кости, для частей тела и белков глаз, и золота для одежды), выполненные Фидием (ок. 488-431 гг. до н.э.), выдающимся греческим скульптором того периода. Среди них статуя сидящего Зевса в храме в Олимпии и фигура греческой богини Афины в Парфеноне в Афинах.
Рим (ок. 100 до н.э. – 300 н.э.)
Римская скульптура была призвана воплотить славу и величие Древнего Рима, и поэтому основное внимание уделялось крупномасштабным историческим рельефам, императорским статуям и бюстам. В результате римские скульпторы мало что добавили к традиции резьбы по слоновой кости, за исключением изготовления ряда персональных дощечек или навесных панелей (в стиле диптиха) – своего рода древних визитных карточек, выдаваемых консулами. (Типичным примером является, например, табличка из диптиха консула Ареобинда, 506 г. н.э., Национальный музей Средневековья, Париж).
В эпоху раннехристианского искусства (ок. 150-550 гг.) эти гравированные панели были адаптированы христианскими скульпторами для использования в качестве предметов религиозного культа.
Раннехристианские предметы (ок. 300-450)
Гонения на первых христиан вынудили раннехристианскую скульптуру быть маленькой и портативной, для чего идеально подходила слоновая кость. Более того, Ветхий и Новый Заветы Библии предоставили резчикам богатый источник иконографических образов, примером чему служит Брешианский ларец (ок. 300-400 гг. н.э.). С этого момента небольшие религиозные изображения доминировали в резьбе по слоновой кости вплоть до эпохи Возрождения.
Византийская резьба (ок. 450-1100)
После разграбления Рима (ок. 450 г.) восточно-римская столица Византия (Константинополь) стала центром христианства и христианского искусства. Этот восточно-православный мир византийского искусства по-прежнему не одобрял крупномасштабную религиозную скульптуру и поэтому принимал более мелкие резные предметы. Например, фигурный шедевр «Ариадна и её кортеж» (510 г. н.э., Национальный музей Средневековья, Париж) и «Диптих Барберини» (ок. 500-550 гг., Лувр, Париж).
Крупным произведением религиозного искусства этого периода, изготовленным в Константинополе и доставленным в Равенну, является Трон Максимиана, епископа Равенны (546-556). (См. также: Христианское искусство, византийский период) От этого периода (ок. 600-800 гг.) не сохранилось ни одного важного произведения византийской резьбы, хотя существует ряд великолепных рельефов 10 и 11 веков, а также несколько выдающихся триптихов. К ним относятся Харбавилльский триптих (ок. 900-1000 гг.) и Боррадайльский триптих.
Англосаксонская резьба (ок. 700-900 гг.)
Если в Константинополе по-прежнему не одобряли крупномасштабную религиозную скульптуру, то на Западе дела обстояли иначе. Начиная с культуры короля Карла Великого в Ахене, резьба по слоновой кости утратила своё господство, в то время как монументальная скульптура постепенно приобретала всё большее значение. Тем не менее, небольшие скульптуры из металла и кости по-прежнему были популярны среди англо-саксонских художников, которые создавали произведения с использованием импортированной моржовой и китовой кости, примером чего является ларец франков (ок. 700-800 гг.). Эта работа содержит необыкновенную смесь языческих, исторических и христианских образов, с надписями на древнеанглийском и латыни. Другой англосаксонский шедевр, который иллюстрирует тенденцию к отказу от мелких рельефов и тому подобного, – это набор шахматных фигур из моржовой кости Льюиса (ок. 1175 г., Британский музей, Лондон).
Каролингский (750-900) и Оттоновский (900-1050) периоды
Моржовые бивни оставались популярным элементом в искусстве Каролингов. Резчики превращали их в религиозные предметы, такие как распятия, реликварии и другие сосуды для святых реликвий, а также в обложки для иллюминированных рукописей и молитвенников. Эти традиции поддерживались и развивались в эпоху оттоновского искусства.
Примерами могут служить каролингские дощечки Давида и святого Герома (ок. 790 г., Лувр, Париж) и «Святой Григорий со своими писцами» (ок. 865), Оттоновские рельефные скульптуры «Оттон I, представляющий модель своей церкви воцаренному Христу» (ок. 965 г., Музей Метрополитен, Нью-Йорк) и «Коронация императора Оттона II и Феофан» (ок. 982 г., Национальный музей Средневековья, Париж).
Романское и готическое искусство (1000-1400)
Изобразительное искусство изменило направление в период романского искусства и последующей эпохи готического искусства. Акцент на украшении религиозных и церковных предметов был вытеснен акцентом на архитектурном декоре, вызванном новым и широко распространённым строительством соборов и монастырских церквей. Каменная скульптура, монументальная живопись и витражи теперь занимали центральное место, в то время как костяная скульптура рассматривалась как второстепенное, хотя и узкоспециализированное искусство.
Именно в этот период Париж стал ведущим центром резьбы по кости, экспортируя работы по всей Европе и Средиземноморью, включая игровые предметы, небольшие шкатулки, диптихи, распятия, дощечки и другие утилитарные предметы. (Типичными романскими религиозными дощечками являются «Путешествие в Эммаус» и «Noli Me Tangere» (1120 г., Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Другими центрами средневековой гравюры на слоновой кости были Дьепп (Франция) и Эрбах (Германия).
Упадок на Западе (1400 – настоящее время)
Как и следовало ожидать, скульпторы эпохи Возрождения (1400-1600) подняли резьбу по кости на новый уровень сложности, хотя спрос оставался застойным. Отчасти это объяснялось большей доступностью и более низкой стоимостью дерева, которое стало ведущим средством для малой скульптуры, особенно к северу от Альп, под руководством таких мастеров, как Вейт Штосс (1445-1533), Тильман Рименшнайдер (1460-1531) и Грегор Эрхарт (ок. 1470-1540). Кратковременное возрождение резьбы по слоновой кости произошло в Германии и Фландрии в период барочной скульптуры, в XVII веке, но в XVIII и XIX веках оно снова пошло на спад и с тех пор не восстановилось, несмотря на растущий спрос на функциональные изделия. Как полузапрещённое техническое ремесло она продолжает процветать в некоторых регионах мира, хотя её эстетическая ценность минимальна.
Восток
Ислам
Со времён Мухаммеда, если не раньше, слоновая кость была идейным материалом для сложных абстрактных узоров, предпочитаемых мастерами исламского искусства, и широко использовалась на Ближнем Востоке, в Северной Африке и исламской Испании. Относительное процветание исламского мира в сочетании с более лёгким географическим доступом к африканской и индийской слоновой кости позволило резчикам изготавливать более крупные изделия, часто украшенные геометрическими, цветочными и зооморфными арабесками.
Индия
Хотя резьба по слоновой кости практикуется в Индии уже более 4 000 лет, до наших дней дошло мало резных изделий, иллюстрирующих эту традицию. Однако те, что сохранились (например, мифологическая фигура индуистского бога Ганеши, ок. 1400 г., Музей Метрополитен, Нью-Йорк), демонстрируют фантазийный дизайн, изысканное мастерство и расточительное использование драгоценных материалов. Основными центрами резьбы в Индии были Муршидабад, Майсур, Орисса, Тамилнад, Уттар-Прадеш и Раджастан.
Китай
Хотя слоновая кость не считается столь же престижной, как другие материалы, такие как нефрит или рог носорога, резчики активно работали с ней в Китае ещё до эпохи искусства династии Шан (18-12 век до н.э.) – см. например, кубки и туркеза эпохи Шан в Китайской академии общественных наук, Пекин.
Слоны бродили по лесам вокруг Жёлтой реки в течение тысячелетий, пока не вымерли во времена династии Сун, поэтому художники имели лёгкий доступ к регулярному снабжению бивнями. Во времена династии Хань (206-220 гг. н.э.) дощечки из слоновой кости стали обычным элементом официальной одежды, а во времена династий Тан (618-907 гг.) и Сун (960-1279 гг.) даже увеличились в размерах.
В эпоху искусства династии Мин (1368-1644) слоновая кость использовалась для создания небольших статуэток богов и других фигур. См. также Китайская буддийская скульптура (ок. 100 – настоящее время). В эпоху искусства династии Цин (1644-1911), когда Пекин и Гуанчжоу утвердились в качестве ведущих центров китайской резьбы, это ремесло стало более сложным и широко распространённым. Среди предметов резьбы были декоративные ручки, держатели для кистей, настольные ширмы, цилиндрические коробочки для кистей, а также широкий ассортимент изящно вырезанных фигурок, часто окрашенных красками и лаками. Позже китайские резчики изготавливали табакерки, подставки для фарфора, парфюмерные шкатулки, аксессуары для курильщиков опиума, а также наборы для игры в маджонг и печати.
Коллекции
Примеры резьбы по слоновой кости можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях и садах скульптур по всему миру, в частности, в Лувре и музее Метрополитен в Нью-Йорке.
ЭВОЛЮЦИЯ СКУЛЬПТУРЫ
Подробнее о происхождении и развитии пластических искусств см.: История скульптуры.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?