Якопо Сансовино:
скульптор и архитектор эпохи Возрождения читать ~5 мин.
Якопо Сансовино, один из величайших скульпторов эпохи Возрождения во Флоренции, сыграл важную роль в внедрении стиля Высокого Возрождения в Венеции, хотя, вероятно, он наиболее известен своей венецианской архитектурой эпохи Возрождения, в частности, публичной библиотекой, Монетным двором и площадью Святого Марка. В изобразительном искусстве он преуспел в скульптуре, и среди его самых известных работ — бронзовый рельеф «Аллегория искупления» (1546-65, базилика Сан-Марко, Венеция) и статуя Вакха (1510, Национальный музей Барджелло, Флоренция).
Ранние годы
Сансовино родился во Флоренции в 1486 году и был крещён как Якопо Татти. Он начал свою карьеру как скульптор, учился у Андреа Сансовино, чьё имя впоследствии принял.
Сансовино сначала работал в Риме и Флоренции. Он привлёк внимание художников Донато Браманте и Рафаэля восковой моделью «Снятие с креста», которую он изваял по заказу Перуджино (1446 – 1524) для участия в конкурсе. В 1511 году он получил флорентийский заказ на мраморную статую Святого Иакова (1511-18) для Дуомо. Этот заказ был продолжением проекта двенадцати апостолов, который был заброшен Микеланджело.
Сансовино также создал мраморную скульптуру Вакха для Дуомо, которая в настоящее время хранится в Национальном музее Барджелло во Флоренции. Вакх (бог вина) Сансовино отличается от Вакха Микеланджело (также в Барджелло), который он, несомненно, видел. В то время как Микеланджело изобразил Вакха раздутым и пьяным, Сансовино показал его здоровым и радостным.
В своей знаменитой книге «Жизнь художников» биограф Джорджо Вазари (1511-1574) восхищался «виртуозной резьбой» Бакха Сансовино, особенно вытянутой рукой, техническим достижением, которого ни один древний скульптор не смог достичь в мраморе без подпорки. В 1527 году, после бурных потрясений «разграбления Рима» иностранными наёмниками, которые опустили занавес на искусство Возрождения, Сансовино переехал в Венецию.
Переезд в Венецию: архитектурные проекты
Сансовино был тепло принят в Венеции. Итальянский художник, рисовальщик и иллюстратор Лоренцо Лотто (ок. 1480 – 1556) по прибытии Сансовино заявил, что тот «уступает только Микеланджело». Благодаря такой поддержке Сансовино быстро стал самым влиятельным архитектором города.
В 1529 году он был назначен протопрокурором Сан-Марко, самого влиятельного архитектурного ведомства в стране. Под эгидой этого ведомства он организовал перестройку площади Сан-Марко (Пьяцца Сан-Марко) в её нынешнем виде. Площадь всегда считалась центром Венеции и с XIX века является резиденцией архиепископа. Она также была центром многих венецианских праздников. В 1536 году Сансовино приступил к проектированию нового монетного двора Республики (Zecca), который стал одним из крупнейших в Европе.
Он также спроектировал городскую библиотеку – Libreria Vecchia (1536-1588) – на площади Пьяцетта Сан-Марко. Это сооружение считается одним из шедевров архитектуры эпохи Возрождения и построено по образцу древнеримского театра Макселла. Как и все здания Сансовино, фасад богато украшен орнаментами, резными фризами и отдельно стоящими скульптурами.
Фаббрике Нуове ди Риальто, строительство которых началось в 1553 году, также были одним из общественных сооружений Сансовино. Риальто — популярный район Венеции, который был в значительной степени разрушен пожаром в 1514 году. Он был постепенно восстановлен с помощью нескольких архитекторов, скульпторов и мастеров. Он также выполнил несколько частных заказов на проектирование церквей, больниц и дворцов.
Чтобы научиться оценивать художников итальянского Возрождения, таких как Якопо Сансовино, см.: Как ценить скульптуру. Более поздние работы см.: Как ценить современную скульптуру.
Скульптуры
Сансовино продолжал работать над собственными скульптурными заказами с помощью своих учеников в своей мастерской. Примеры:
Мраморная и бронзовая купель (ок. 1545, базилика Сан-Марко, Венеция)
Купель, стоящая в центре баптистерия базилики. Она имеет огромную монолитную чашу с бронзовой крышкой, увенчанной фигурой Иоанна Крестителя.
Аллегория искупления (1546-65, базилика Сан-Марко, Венеция)
Бронзовый рельеф с аллегорией искупления. Световые узоры, созданные сочетанием скульптурной техники и краски, создают импрессионистский эффект, с которым не мог сравниться даже Тициан. По словам Вазари, Сансовино соединил лучшее из скульптуры и живописи, создав «истинную форму» (как скульптор) и «придав огню столько тепла и света, что можно увидеть живые предметы и пламя, которое, почти мерцая, освещает самые тёмные тени ночи» (как художник). Эти идеи впоследствии были изучены художниками барокко.
Святой Иоанн Креститель (1554, Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, Венеция)
Мраморная статуя Святого Иоанна Крестителя, которая ранее находилась в часовне, где Сансовино хотел быть похоронен.
Мадонна с Младенцем (ок. 1527, Национальный музей Барджелло)
Гипсовая и полихромная скульптура из папье-маше. Вероятно, вырезана в Венеции после разграбления Рима.
Мадонна с Младенцем (1511-18, Музей изящных искусств, Будапешт)
Позолоченный воск и холст, обмакнутый в штукатурку. Эта статуя была эскизом для более крупной работы, Мадонны в Меркато Нуово во Флоренции. Учитывая прочность материалов, статуя сохранилась в относительно хорошем состоянии.
Дверь ризницы (1550-е, базилика Сан-Марко, Венеция)
Бронзовые дверные панели, изготовленные для двери ризницы в базилике Сан-Марко. На панелях изображены Воскресение Христа и Снятие с креста, они окружены рамой, украшенной фигурами евангелистов и пророков, а также портретами (среди них Тициан, Веронезе, Сансовино).
Наследие как скульптор и архитектор
Сансовино умер в Венеции в 1570 году. Его могила находится в баптистерии базилики Сан-Марко. Хотя он был скульптором с неоспоримым талантом, его наследие осталось в области архитектуры. Входя в число величайших архитекторов Венеции, созданные им несколько сотен лет назад здания сегодня ценятся за свою красоту не меньше, чем в своё время. Он оказал влияние на новое поколение архитекторов, в том числе Андреа Палладио и Бальдассаре Лонгена.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?