Якопо Сансовино:
скульптор и архитектор эпохи Возрождения читать ~4 мин.
Якопо Сансовино (Jacopo d’Antonio Tatti; 1486–1570) — один из ведущих скульпторов и архитекторов флорентийского Возрождения. Он сыграл ключевую роль во внедрении стиля Высокого Возрождения в Венеции. Наибольшую известность ему принесли его архитектурные работы, в частности Библиотека Сан-Марко, Монетный двор (Дзекка) и здания на площади Святого Марка. В области скульптуры к его самым знаменитым произведениям относятся бронзовые двери ризницы в базилике Сан-Марко и ранняя статуя «Вакх» (ок. 1511–1512, Национальный музей Барджелло, Флоренция).
Ранние годы
Сансовино родился во Флоренции в 1486 году под именем Якопо Татти. Он начал свою карьеру как скульптор, обучаясь в мастерской Андреа Сансовино, чью фамилию впоследствии взял в качестве псевдонима.
В начале своего творческого пути Сансовино работал в Риме и Флоренции. Он привлёк внимание Донато Браманте и Рафаэля своей восковой моделью «Снятие с креста». Эту работу он создал для конкурса по заказу Перуджино. В 1511 году Сансовино получил заказ на мраморную статую Святого Иакова (1511–1518) для флорентийского собора Дуомо. Этот проект был продолжением серии из двенадцати апостолов, начатой и оставленной Микеланджело.
Для частного заказчика Джованни Бартолини Сансовино создал мраморную скульптуру «Вакх», которая сейчас хранится в Национальном музее Барджелло. Его трактовка образа бога вина заметно отличается от работы Микеланджело на тот же сюжет. Если Вакх Микеланджело изображён нетвёрдо стоящим на ногах, то Вакх Сансовино выглядит бодрым и жизнерадостным.
В своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» биограф Джорджо Вазари восхищался виртуозной резьбой Сансовино. Он особо отмечал вытянутую руку статуи — техническое достижение, которого античные скульпторы не могли добиться в мраморе без использования подпорок. В 1527 году, после разграбления Рима, которое положило конец расцвету искусства Возрождения в городе, Сансовино переехал в Венецию.
Переезд в Венецию: архитектурные проекты
В Венеции Сансовино был тепло принят. Художник Лоренцо Лотто по прибытии мастера заявил, что тот «уступает только Микеланджело». Благодаря такой поддержке Сансовино быстро стал одним из самых влиятельных архитекторов города.
В 1529 году его назначили главным архитектором (протомаэстро) при прокураторах Сан-Марко — это была самая престижная архитектурная должность в Венецианской республике. Под его руководством была проведена перестройка площади Сан-Марко (Пьяцца Сан-Марко), которая придала ей современный вид. В 1537 году Сансовино приступил к проектированию нового здания Монетного двора (Дзекка).
Он также спроектировал городскую библиотеку — Библиотеку Марчиана (Libreria Vecchia, 1537–1588) на площади Пьяцетта. Это сооружение считается шедевром архитектуры Возрождения, его прообразом послужил древнеримский театр Марцелла. Фасад здания, как и другие постройки Сансовино, богато украшен орнаментом, резными фризами и отдельно стоящими скульптурами.
Среди других его общественных сооружений — Фаббрике Нуове ди Риальто, строительство которых началось в 1554 году. Район Риальто сильно пострадал от пожара в 1514 году и постепенно восстанавливался силами нескольких архитекторов. Сансовино также выполнял частные заказы, проектируя церкви, дворцы, такие как Палаццо Корнер делла Ка’ Гранде, и другие здания.
Чтобы научиться оценивать художников итальянского Возрождения, таких как Якопо Сансовино, см.: Как ценить скульптуру. Более поздние работы см.: Как ценить современную скульптуру.
Скульптуры
Даже будучи главным архитектором Венеции, Сансовино вместе с учениками своей мастерской продолжал создавать скульптуры. Среди наиболее значимых работ:
Дверь ризницы (1546–1565, базилика Сан-Марко, Венеция)
Бронзовые панели для двери сакристии (ризницы) в соборе Святого Марка. На них изображены сцены «Воскресение Христа» и «Снятие с креста». Рельефы окружены рамой с фигурами евангелистов, пророков и портретами самого Сансовино, Тициана и Пьетро Аретино. Вазари писал, что в этой работе Сансовино соединил лучшее от скульптуры и живописи.
Мраморная и бронзовая купель (ок. 1545, базилика Сан-Марко, Венеция)
Купель расположена в центре баптистерия базилики. Она состоит из массивной каменной чаши, накрытой бронзовой крышкой, которую венчает фигура Иоанна Крестителя.
Святой Иоанн Креститель (ок. 1554, Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, Венеция)
Мраморная статуя, изначально находившаяся в капелле Корнер в церкви Сан-Сальвадор, где Сансовино хотел быть похороненным.
Мадонна с Младенцем (ок. 1527, Национальный музей Барджелло)
Полихромная скульптура из терракоты. Вероятно, создана в Венеции вскоре после разграбления Рима.
Мадонна с Младенцем (1511–1518, Музей изобразительных искусств, Будапешт)
Работа из позолоченного воска и холста, пропитанного гипсом. Эта статуя служила моделью для более крупной скульптуры, установленной на Меркато Нуово во Флоренции.
Наследие
Сансовино умер в Венеции в 1570 году. Его могила находится в баптистерии базилики Сан-Марко. Хотя он был скульптором с неоспоримым талантом, его главное наследие — в области архитектуры. Он входит в число величайших архитекторов Венеции, а созданные им здания ценятся за свою красоту так же высоко, как и при его жизни. Сансовино оказал значительное влияние на следующее поколение зодчих, включая Андреа Палладио и Бальдассаре Лонгену.
- Игорь Дрёмин: Скульптор Игорь Козлов
- Лоренцо Гиберти: скульптор и ювелир
- Персональная выставка Елены Авдеевой в Московском музее народной графики
- 7-я Международная Премия Arte Laguna в Арсенале Венеции: 110 финалистов будут представлены на выставке 17–31 марта
- Архитектура Венецианского Возрождения (1400-1600)
- Каналетто: Венецианский пейзажист
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?