Жак Липшиц:
скульптор-кубист читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Учился во Французской академии изящных искусств и входил в авангардное направление Школы Парижа. Русско-литовский скульптор Жак Липшиц стал одним из пионеров кубизма и одним из немногих русских художников, сумевших воплотить принципы кубизма в трёхмерной скульптуре. Наряду с украинским скульптором Александром Архипенко (1887–1964), он считается одним из ведущих модернистов в русской скульптуре и входит в число крупнейших абстрактных скульпторов XX века.
Среди его самых известных произведений абстрактной скульптуры: Полустоящая фигура (1915, галерея Тейт); Человек с гитарой (1915, Музей современного искусства, Нью-Йорк); Купальщица III (1917, Фонд Барнса, Мерион, штат Пенсильвания); Пьеро убегает (1926, Кунстхаус, Цюрих); Женщина с гитарой (1927, частная коллекция); Пара/Крик (1928–29, Музей Крёллер-Мюллер, Оттёрло); Прометей, удушающий стервятника (1944–53, Центр искусства Уокера, Миннеаполис); а также монументальные работы — Мир на Земле (1969, Центр музыки округа Лос-Анджелес), Фонтан (1972, госпиталь св. Томаса, Лондон), Наше древо жизни (1967, гора Скопус, Израиль).
Учёба
Липшиц приехал изучать искусство в Париж в 1909 году и в 1924 году стал французским гражданином. Учился в Ecole des Beaux-Arts и в Académie Julian. Там он подружился с важнейшими художниками того времени: Модильяни, Диего Риверой, Хаимом Сутином, а также со скульпторами Константеном Бранкузи и Александром Архипенко. Первые выставленные скульптуры Липшица отличались утончённостью и вдохновлялись Роденом. Его также интересовала скифская скульптура и древнеперсидское искусство. В 1911 году он побывал в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и делал зарисовки античных памятников.
Кубизм
С 1913 года, после знакомства с Пикассо и Хуаном Грисом, Липшиц начал работать как кубист. В 1912 году он выставлялся на Салоне национальных изящных искусств и в Осеннем салоне. В 1915 году он создавал разъёмные фигуративные скульптуры, соединяя части дерева и картона (подобно Науму Габо), продолжая при этом работу над крупными кубистскими скульптурами. С 1916 года его поддерживал арт-дилер Леонс Розенберг, что обеспечило художнику стабильный доход. В 1920 году в парижской галерее «Effort Moderne» прошла его первая персональная выставка. В том же году коллекционер Альберт Барнс начал активно приобретать его работы, что позволило Липшицу чаще выполнять отливки в бронзе. В 1922 году он получил заказ от Фонда Барнса на пять барельефов.
Возвращение от абстракции
К концу Первой мировой войны Липшиц почувствовал, что его эксперименты с кубизмом увели его слишком далеко в сторону абстрактного искусства. Тогда он вернулся к более фигуративному и доступному стилю, сохранив при этом кубистские черты. Яркие примеры этого периода — Сидящий человек с кларнетом (1920) и Возлежащая женщина (1921), обе скульптуры находятся в галерее Тейт, Лондон. С середины 1920-х годов он развивал линейный стиль, называемый «транспаранты», часто обращаясь к библейской и мифологической тематике. Его монументальные работы этого периода сохраняли грубую фактуру глины для драматического эффекта.
Примечание о восприятии скульптурыЧтобы понять, как оценивать модернистских кубистских скульпторов, таких как Жак Липшиц, см.: Как оценивать современную скульптуру. О более ранних произведениях см.: Как оценивать скульптуру.
Международная слава
Во время немецкой оккупации Франции во Второй мировой войне Липшиц, как еврей, опасался депортации и бежал в США. Там он быстро добился признания, часто выставлялся и получал крупные международные заказы на пластическое искусство. Среди примечательных работ — Прометей (1937, Павильон науки, Всемирная выставка в Париже); Мир на Земле (1969, Лос-Анджелес); Наше древо жизни (1967, гора Скопус, Израиль). С конца 1940-х он стал международной знаменитостью, выставлялся в Германии, Франции, Израиле. В 1949 году участвовал в 3-й Международной выставке скульптуры в Филадельфийском музее искусств. В 1954 году Музей современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке организовал большую ретроспективу, позже показанную в Центре искусств Уокера (Миннеаполис) и в Кливленде. В 1959 году он представил серию бронзовых скульптур «К пределу возможного» в Нью-Йорке. В 1958 году получил премию в области искусства от Университета Брандейса (Бостон).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?