Жан-Батист Карпо:
французский романтический скульптор читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Один из самых новаторских скульпторов XIX века, французский романтик Жан-Батист Карпо был учеником Франсуа Рюда (1784–1855) и считается предтечей Огюста Родена (1840–1917) и Медардо Россо (1858–1928). Он создавал масштабные скульптуры, такие как «Уголино и его сыновья» (1860, Музей Орсе, Париж), а также более спорную «Танец» (1866–1869, Музей Орсе), и был известен камерными портретными работами — «Антуан Ватто» (1863, бронза, Музей Орсе) и «Негритянка» (1872, бронза, Музей Метрополитен, Нью‑Йорк). Испытал сильное влияние итальянской ренессансной скульптуры; значение Карпо для французского искусства XIX века огромно, поскольку его экспрессивный романтизм и энергичная лепка решительно разорвали с аскетикой неоклассической скульптуры и подготовили почву для натурализма Родена.
Раннее художественное образование
Родившийся в Валансьене в 1827 году в семье каменщиков, Карпо в юности был отдан в ученики штукатуру по имени Дебезьё. Поскольку рисунок был необходимым навыком ремесла, его также зачислили в Академию живописи, скульптуры и архитектуры в Валансьене. В 1838 году семья Карпо переехала в Париж, где он был принят в Petite École (Малую школу), где оставался до 1843 года. Основанная в 1766 году для детей фабричных рабочих, школа обучала эмалированию, каменному делу, гравюре, часовому делу и различным видам столярных работ. Карпо учился, копируя отпечатки величайших рисунков Ренессанса и произведения скульпторов XVIII века. Примерно ко времени его поступления новый директор Жан Илер Беллок усилил внимание к пластическим искусствам, что, вероятно, укрепило ранний интерес Карпо к скульптуре.
В пятнадцать лет, слишком одарённый для ремесленной стези, Карпо был принят в Парижскую школу изящных искусств. Обучаясь там, он параллельно работал в ателье скульптора Франсуа Рюда, одного из известных романтиков эпохи. В 1850 году он оставил Рюда ради мастерской Франсиса Дюре, преподавателя школы, под руководством которого создал «Ахилл, раненный в пятку» (Музей изящных искусств, Валансьен) и получил первую похвальную отметку. Затем последовала вторая премия за фигуру «Филоктет на Лемносе». В 1854 году Карпо выиграл Римскую премию за группу «Гектор и его сын Астианакт» (Музей изящных искусств, Валансьен).
Рим
В 1854 году Карпо переехал в Рим для продолжения обучения; его главными ориентирующими фигурами были Микеланджело (1475–1564), Донателло (1386–1466) и Андреа дель Верроккьо (1435–1488). В 1856 году он начал пятилетний курс при Вилле Медичи, осваивая всё более сложные скульптуры и барельефы. Вдали от отвлекающей суеты коммерческого искусства он мог сосредоточенно совершенствовать мастерство. В первый год программы студент должен был выполнить мраморную статую. Карпо создал свой первый шедевр — «Рыбак с раковиной» (Музей изящных искусств, Валансьен), позднее показанный Французской академией в 1858 году. Спустя несколько лет он вырезал мраморную версию и выставил её на Парижском салоне 1863 года. Несколько лет спустя он создал сходное по мотиву произведение «Девочка с раковиной».
Заметка об оценке скульптурыЧтобы понять, как оценивать модернистских скульпторов XIX века вроде Жана‑Батиста Карпо, см.: Как оценивать современную скульптуру. О более ранних произведениях см.: Как оценивать скульптуру.
«Уголино и его сыновья»
Сохранилось множество рисунков римского периода Карпо, показывающих его постоянные натурные наброски. Особенно он внимал Микеланджело, чьи пластические жесты часто перерабатывал в собственных композициях. Лучше всего это видно в многофигурной гипсовой группе «Уголино и его сыновья», основанной на эпизоде из «Божественной комедии» Данте. Карпо запечатлевает миг, когда Уголино искушаем мыслью о каннибализме, а его дети и внуки, находясь на пороге смерти, умоляют его сделать это. Ужас момента выражен напряжённой позой Уголино в контрасте с обмякшими телами детей. Произведение мгновенно прославило Карпо и было признано за драматическую смелость, резко контрастировавшую с «официальным» стилем неоклассицизма Французской академии. Так Карпо сразу утвердился как естественный наследник Романтического движения.
Возвращение во Францию
По возвращении во Францию Министерство изящных искусств распорядилось отлить бронзовую версию «Уголино и его сыновья» и показать её на Салоне 1863 года. Позднее её перенесли в сады Тюильри, где экспонировали парно к бронзовому «Лаокоону и его сыновьям». Вскоре последовали и другие заказы, включая портрет девятилетнего Императорского принца с собакой Неро и «Пьета» (ок. 1864, терракота). С падением Второй империи многие покровители Карпо лишились возможности его поддерживать. Он реже создавал монументальные произведения и обратился к камерным портретным заказам. Среди них — «Амели де Монфор» (1868, терракота, Музей Орсе, Париж); «Гений танца» (1872, бронза, Музей Орсе); «Вакханка с опущенным взором» (1872, терракота, Музей Метрополитен). В портрете‑бюсте рабыни «Негритянка» (1872) Карпо усилил «микеланджеловский» поворот корпуса, перекинул через грудь канаты, едва сдерживающие энергию юной женщины, и выгравировал на постаменте: «Pourquoi! Naitre esclave!» («Почему! Родиться рабыней!»).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?