Жан-Батист Пигаль:
скульптор позднего барокко и классицизма читать ~5 мин.
Жан-Батист Пигаль (фр. Jean-Baptiste Pigalle; 1714–1785) — один из величайших скульпторов XVIII века, добившийся широкого признания после непростой юности. Его стиль, сочетающий элементы барочной выразительности и неоклассической строгости, точно отражал смену вкусов эпохи Старого режима при Людовике XV (годы правления 1715–1774). Пигаль дружил с философами Просвещения и стремился воплотить их идеи в скульптуре.
Репутацию мастеру принесла его мраморная скульптура «Меркурий, завязывающий сандалии» (1744, Лувр), представленная во Французской академии изящных искусств. После этого его карьера стремительно пошла вверх: в 1752 году он стал профессором Академии и получил множество королевских заказов. Его главным соперником при дворе был Этьен-Морис Фальконе, тяготевший к рококо. Вместе они вернули Франции превосходство в европейской скульптуре.
Наделённый большим техническим мастерством, Пигаль одинаково уверенно работал как над камерными жанровыми произведениями, так и над монументальными надгробиями. Наибольшую известность ему принесли обнажённая статуя «Вольтер» (1776, Лувр) и величественная гробница «Мориц Саксонский» (1753–1776, церковь Святого Фомы, Страсбург). Работы Пигаля хранятся в ведущих художественных музеях мира.
Биография
Жан-Батист Пигаль родился в Париже в семье столяра, служившего при дворе Людовика XIV. Сначала он был учеником скульптора Робера Ле Лоррена, а затем — Жана-Батиста Лемуана-младшего (1704–1778). Пигаль участвовал в конкурсе Академии на Римскую премию, дававшую право на четырёхлетнее обучение в Риме. Не сумев выиграть, он решил отправиться в Италию за свой счёт.
Без денег он пешком добрался из Парижа в Рим. В течение четырёх лет (1736–1740) он упорно трудился, чтобы обеспечить себя жильём и пропитанием. Его талант привлекал покупателей, среди которых был и французский посол в Италии. Этот опыт закалил характер скульптора и отточил его мастерство.
Статуя Меркурия
Вернувшись в Париж в 1741 году, Пигаль представил в Академию живописи и скульптуры терракотовую модель «Меркурий, прикрепляющий свои талары (крылатые сандалии)» (1740, Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Работа, возможно, вдохновлённая гравюрой фламандского художника Якоба Йорданса, отличалась такой жизненной силой, что присевшая фигура бога стала аллегорией скорости.
Академия высоко оценила модель и поручила скульптору выполнить её в мраморе в качестве выпускной работы. В 1744 году Пигаль представил мраморного «Меркурия» (Лувр) и был принят в полноправные члены Академии. Произведение имело ошеломительный успех. Вольтер сравнивал его с лучшими образцами греческой скульптуры, а Севрская мануфактура в 1770 году выпустила его уменьшенную фарфоровую версию.
Изначально «Меркурий» был одиночной фигурой, но в 1742 году Пигаль создал для него пару — «Венеру, передающую послание». В 1748 году по заказу короля скульптор вырезал обе статуи в натуральную величину из мрамора. Позже Людовик XV подарил их королю Пруссии Фридриху II для украшения дворца Сан-Суси.
Королевские заказы и дружба с просветителями
Кроме Людовика XV, Пигаль получал заказы от мадам де Помпадур. Для неё он создал аллегорическую статую «Любовь и Дружба» (завершена в 1758, Лувр). Аристократические связи обеспечили ему работу над такими крупными проектами, как «Гробница маршала д’Аркура» (ок. 1764, Собор Парижской Богоматери) и «Мавзолей Морица Саксонского» (1753–1776, церковь Святого Фомы, Страсбург).
Последняя работа считается вершиной творчества Пигаля и одним из величайших шедевров погребальной скульптуры XVIII века. В центре грандиозной композиции — фигура маршала Морица Саксонского, спокойно спускающегося в гробницу. Его сопровождает аллегорическая фигура Франции, пытающаяся удержать его, в то время как Смерть в виде скелета уже открывает крышку саркофага. Сложная многофигурная группа, полная драматизма и патетики, демонстрирует блестящее мастерство Пигаля в обработке мрамора.
Пигаль был близок к кругу просветителей и дружил с Дени Дидро, который высоко ценил его творчество и неоднократно упоминал в своих «Салонах» — обзорах художественных выставок. Именно Дидро выступил одним из инициаторов создания статуи Вольтера. Эта связь с передовыми мыслителями эпохи объясняет смелость и новаторство многих работ скульптора, выходивших за рамки традиционного придворного искусства.
Обнажённая скульптура Вольтера
Самая известная работа Пигаля, «Вольтер» (1776, Лувр), была заказана группой философов-просветителей на общественные пожертвования, среди которых был и вклад короля Пруссии Фридриха II. Это была первая во Франции статуя, воздвигнутая в честь здравствующего писателя. Обнажённая композиция вызвала скандал, когда её впервые выставили на обозрение.
Чтобы научиться оценивать таких художников, как французский скульптор барокко Жан Батист Пигаль, см.: Как оценивать скульптуру. Для более поздних работ см.: Как оценивать современную скульптуру.
Противоречивая реакция
Статуя вызвала яростную критику. Неидеализированное, иссохшее тело старика с обвисшей кожей шокировало публику. Король Швеции Густав III даже предложил оплатить для Вольтера одежду. Сам философ был против такого изображения и согласился позировать лишь во имя свободы творчества. Критики указывали, что греки, создавая обнажённые фигуры, изображали идеализированные тела богов и героев, а не старческую плоть.
Когда знаменитый неоклассицист Жан-Антуан Гудон создал свою «Сидящую статую Вольтера» (1781, Комеди Франсез), он предусмотрительно облёк философа в античные одежды. Однако сегодня «Обнажённый Вольтер» Пигаля считается шедевром. Технически блестящая и анатомически точная работа провозглашает триумф разума и силы духа над физической немощью тела.
Кроме монументальной скульптуры, Пигаль проявлял свой реализм и в других жанрах, включая портретные бюсты. Особенно примечательны его изображения детей, ярким примером которых является работа «Ребёнок с клеткой» (ок. 1749, Лувр).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?