Жан Гужон:
французский скульптор-маньерист эпохи Возрождения читать ~5 мин.
Французский скульптор Жан Гужон (Jean Goujon) стоит в одном ряду с Жерменом Пилоном как один из величайших мастеров скульптуры Возрождения во Франции XVI века. Хотя многие из его работ были утрачены во время Революции, сохранившиеся произведения демонстрируют характерный стиль маньеризма, исполненный изящества и утончённости. По своему совершенству он не уступает лучшим образцам живописи и декоративного искусства школы Фонтенбло (1530–1610).
Наиболее ярко этот стиль проявился в рельефах для парижского «Фонтана невинных» (1547–1549). Шесть панелей с изображениями нимф, с их изящно проработанными струящимися драпировками, считаются шедевром Гужона. Мастер также известен скульптурным оформлением дворца Лувр (1549–1562), выполненным в сотрудничестве с архитектором Пьером Леско. К сожалению, почти все его скульптуры в Лувре, включая знаменитых кариатид (1550–1551) в «Зале кариатид», подверглись грубой и неудачной реставрации. Несмотря на то что в конце XVI века слава Гужона была несколько затмена более экспрессивным стилем маньеризма, его творчество высоко ценилось позднейшими французскими классицистами и неоклассицистами.
Творчество Гужона неразрывно связано с так называемой школой Фонтенбло — художественным явлением, возникшим благодаря королю Франциску I. Монарх пригласил во Францию итальянских мастеров, таких как Россо Фьорентино и Франческо Приматиччо, которые принесли с собой эстетику маньеризма. В результате этого синтеза родилась французская версия стиля, сочетавшая итальянскую элегантность с местными традициями. Гужон стал ключевой фигурой, воплотившей эти идеи в скульптуре. Однако, в отличие от драматизма и напряжённости, присущих итальянскому маньеризму, его работам свойственен лиризм, гармония и утончённый классицизм, который критики часто называют «аттическим» за его близость к идеалам древнегреческого искусства.
Ранние годы
О ранней жизни Гужона и его обучении скульптуре известно очень мало. Предположительно, он родился в Нормандии около 1510 года. Первое документальное упоминание о нём относится к 1540 году, когда он, уже будучи зрелым мастером, работал в церкви Сен-Маклу в Руане. Согласно церковным счетам, Гужон изготовил колонны, поддерживающие орган. Чистый классицизм этих колонн позволяет предположить, что он мог побывать в Италии и изучить принципы итальянской скульптуры Возрождения. Тот факт, что он столь глубоко воспринял идеи маньеризма, свидетельствует о его исключительной восприимчивости к новым художественным веяниям.
К 1544 году Гужон переехал в Париж, где начал сотрудничать с Пьером Леско, знаменитым архитектором Лувра. Одной из первых их совместных работ стала реставрация церкви Сен-Жермен-л’Осеруа, которая в то время, когда Лувр был королевским дворцом, выполняла функции придворной церкви. Здесь Гужон создал несколько изящных рельефов, в грации и утончённости которых заметно влияние Бенвенуто Челлини.
Замок Экуан
В 1544–1547 годах Гужон работал в замке Экуан к северу от Парижа. Замок принадлежал коннетаблю Анну де Монморанси, одному из крупнейших меценатов того времени. Он был известен как покровитель художников-гугенотов, в то время как королевский двор придерживался строгого католицизма. Для украшения своей часовни Монморанси привлёк Гужона, а также Бартелеми Приёра, Жана Булланта и Бернара Палисси. К сожалению, строительные записи не сохранились, поэтому авторство витражей в технике гризайль и фресок не установлено. Декоративное убранство было выполнено в стиле школы Фонтенбло.
«Фонтан невинных» и работа в Лувре
В 1547 году Гужон приступил к работе над декоративным оформлением «Фонтана невинных» (Fontaine des Innocents) в Париже. Изящные удлинённые фигуры нимф, размещённые на высоких вертикальных панелях, создают ритмичный и элегантный линейный рисунок. Особую лёгкость им придают искусно выполненные, словно струящиеся, драпировки. Многие элементы этого фонтана, включая горельефы с изображениями нимф, тритонов и путти, сегодня хранятся в Лувре. Эти лёгкие и утончённые фигуры демонстрируют влияние не только Челлини, но и рисунков Франческо Приматиччо.
После завершения фонтана Гужон вместе с Пьером Леско начал масштабную работу по перестройке и украшению Лувра, которая продолжалась до 1562 года. Именно здесь находится «Зал кариатид», где расположены самые значительные скульптуры мастера. Зал, спроектированный Леско по заказу Генриха II, предназначался для придворных балов и приёмов. Его главной особенностью является балкон для музыкантов, который поддерживают четыре мраморные кариатиды — скульптурные женские фигуры, выполняющие роль архитектурной опоры. Их создание было прямым оммажем Эрехтейону на Афинском акрополе, что говорит о глубоком знании Гужоном античного искусства.
Несмотря на свою несущую функцию, кариатиды Гужона кажутся лёгкими и невесомыми. Этот эффект достигается благодаря виртуозной проработке драпировок, которые, облегая тела, подчёркивают их формы, но не скрывают их. Подобное сочетание строгой классической формы с чувственной и изысканной моделировкой является ярчайшим примером французского маньеризма. В этих работах воплотилась вся суть искусства Гужона: плавность линий, тонкая пластика и летящие складки одежд.
Чтобы научиться оценивать таких художников, как французский скульптор эпохи Возрождения Жан Гужон, см.: Как понимать скульптуру. Для более поздних работ см.: Как понимать современную скульптуру.
Другие скульптуры Гужона
«Надгробие Луи де Брезе» (ок. 1540, Руанский собор)
Эта работа раннего периода творчества Гужона демонстрирует связь с традициями прошлого. В архитектурном решении, проработке деталей и трактовке фигур ощущается влияние северной, в частности фламандской, школы. Композиция включает конную статую, где Луи де Брезе героически изображён на коне.
«Времена года» (1550-56, Отель Карнавале, Париж)
Гужон и его мастерская украсили фасад «Отеля Карнавале» четырьмя барельефами, расположенными между окнами второго этажа. Они представляют аллегории Времён года: «Весна» (юноша), «Лето» (Церера, богиня плодородия), «Осень» (Вакх, бог вина) и «Зима» (пожилая женщина). Искусная драпировка со сложными складками характерна для стиля Гужона.
«Диана с оленем» (1550-54, Лувр, Париж)
В XVIII веке авторство этой мраморной статуи приписывали Гужону, однако сегодня искусствоведы в этом сомневаются. Подобный тип статуи был впервые предложен Челлини в 1543 году для Фонтенбло. Ярко выраженный итальянский маньеристический стиль указывает на то, что автором, скорее всего, был французский мастер, испытавший сильное итальянское влияние, например, Приматиччо или один из его учеников.
Сведения о работах Гужона после 1562 года отсутствуют. Предполагается, что Гужон, будучи гугенотом, был вынужден бежать из Франции из-за религиозных преследований. Вероятно, он умер в изгнании в Болонье. Творчество Гужона высоко ценилось классицистами, а его стиль был популяризирован по всей Франции благодаря гравюрам, созданным художниками школы Фонтенбло.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?