Чинквеченто:
итальянское искусство 16 века читать ~7 мин.
Слово «cinquecento» (в переводе с итальянского «пятьсот») — это сокращение от «millecinquecento» (тысяча пятьсот), используемое в истории искусства для обозначения XVI века в Италии. Традиционно этот термин охватывает культурные явления в итальянской архитектуре, живописи и скульптуре в период с 1500 по 1600 год.
Период чинквеченто ознаменовался полным расцветом искусства Высокого Возрождения в Риме, Венеции и, в меньшей степени, во Флоренции, а также развитием связанного с ним маньеризма. Таким образом, чинквеченто представляет собой поздний этап итальянского Ренессанса. (Примечание: сам термин «Ренессанс» для описания культурного возрождения Европы в 1400–1600 годах ввёл французский историк Жюль Мишеле). Первые три десятилетия XVI века стали зенитом искусства Возрождения. Эта художественная кульминация была во многом обусловлена Римским ренессансом, поскольку совпала со стремлением папства вернуть городу статус ведущего центра искусства и культуры Италии.
Папы Юлий II (1503–1513), Лев X (1513–1521) и Климент VII (1523–1534) направляли огромные средства на благоустройство Ватикана и Рима. Они заказывали работы величайшим художникам, скульпторам и архитекторам эпохи чинквеченто, и эти расходы были столь велики, что едва не привели церковь к банкротству. Активные попытки сбора средств по всей Европе стали одной из важных причин Реформации. Подробнее об этом рассказано в статье «Искусство католической контрреформации». На эпоху чинквеченто также пришлось разграбление Рима в 1527 году — событие, повлёкшее за собой хаос и потрясения, и подъём венецианской живописи, представленной творчеством Тициана (ок. 1488–1576), Тинторетто (1518–1594) и Паоло Веронезе (1528–1588).
Живопись Чинквеченто
В живописи Высокого Возрождения в Риме доминировали шедевры трёх гениев: Леонардо да Винчи (1452–1519), Рафаэля (Раффаэлло Санти) (1483–1520) и Микеланджело (1475–1564). Примерами служат непревзойдённое портретное искусство Леонардо, гармоничные и уравновешенные композиции Рафаэля и великолепные религиозные картины Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы. В то же время в Венеции XVI века Джорджоне (1477–1510) и Тициан (ок. 1488–1576) установили новые стандарты в работе со светом, движением и цветом. Художники Высокого Возрождения виртуозно владели техниками живописи XV века, такими как сфумато (Леонардо), кьяроскуро (Леонардо), линейная перспектива (Рафаэль), иллюзионистическая квадратура (Корреджо) и скульптурная фигурная живопись, особенно мужская обнажённая натура (Микеланджело). В целом, живопись Высокого Возрождения отражала уверенность в незыблемости классических принципов и гуманистических идеалов. См. также статью о провинциальной Пармской школе живописи (ок. 1520–1550).
Разграбление Рима положило конец этой уверенности, что нашло немедленное отражение в нонконформистской эстетике живописи маньеризма. Эту стилистическую идиому в Италии эпохи чинквеченто развивал Микеланджело — в его монументальной фреске «Страшный суд» (1534–1541), — а также Андреа дель Сарто (1486–1530), Якопо Понтормо (1494–1556), Россо Фьорентино (1494–1540), Джулио Романо (1499–1546), Пармиджанино (1503–1540), Якопо Бассано (1515–1592), Тинторетто (1518–1594), Арчимбольдо (1527–1593) и Паоло Веронезе (1528–1588). За пределами Италии величайшим художником маньеризма был Эль Греко (1541–1614). Хотя современники критиковали маньеризм за искусственность, сегодня искусствоведы ценят его за способность передавать сильные эмоции, что не всегда удавалось искусству Высокого Возрождения.
Примечание: Одним из величайших историков искусства Возрождения XIX века был Якоб Буркхардт (1818–1897). Кроме того, значительная работа по атрибуции картин чинквеченто была проделана историком искусства Бернардом Беренсоном (1865–1959), который прожил большую часть жизни недалеко от Флоренции и опубликовал ряд влиятельных работ о Позднем Возрождении.
Скульптура Чинквеченто
В XVI веке в скульптуре Ренессанса ведущая роль принадлежала Микеланджело — величайшему скульптору своего времени и, возможно, всех времён. Его работы, такие как «Умирающий раб» (1513–1516), по словам Энтони Бланта, излучали “чувство задумчивости, мрачного беспокойства”. Его мраморные изваяния отличаются безупречной красотой и полировкой, что свидетельствует о его абсолютном техническом мастерстве. Другие важные фигуры в скульптуре итальянского Возрождения XVI века включают Якопо Сансовино (1486–170), Баччо Бандинелли (1493–1560), Бенвенуто Челлини (1500–1571) и великого фламандского скульптора Джамболонью (1529–1608).
Скульптура, как более монументальный вид искусства, была в меньшей степени подвержена влиянию политических событий. Тем не менее в течение чинквеченто художники-маньеристы сумели привнести в свои произведения новую экспрессию — черта, ярко проиллюстрированная в мощной работе «Похищение сабинянок» Джамболоньи. За пределами Италии важными представителями пластического искусства XVI века были Хуан де Хуни (1507–1577), Алонсо Берругете (ок. 1486–1561) и Франческо Приматиччо (1504–1570). Среди французских скульпторов-маньеристов выделяются Жан Гужон (ок. 1510–1568), Жермен Пилон (1529–1590) и Бартелеми Приер (1536–1611).
Архитектура Чинквеченто
Архитектура XVI века во многом определялась проектом перестройки собора Святого Петра в Риме (1506–1626), просуществовавшего к тому моменту 1200 лет. Этим проектом руководила плеяда лучших архитекторов чинквеченто, включая Донато Браманте, Рафаэля, Джулиано да Сангалло, Микеланджело и Бернини. Работа над собором продолжалась и после Высокого Возрождения, в эпохи маньеризма и барокко. Если архитектура Ренессанса строго следовала классическим канонам и принципу равновесия формы и функции, то архитектура барокко (с 1600 года) была сосредоточена на движении, драматизме, кривых линиях, иллюзиях и отдавала приоритет форме. Архитектура маньеризма стала мостом между этими двумя подходами. К другим архитекторам периода чинквеченто относятся Бальдассаре Перуцци (1481–1536), Микеле Санмикели (1484–1559), Андреа Палладио (1508–1580), Винченцо Скамоцци (1548–1616) и Джорджо Вазари (1511–1574), спроектировавший лоджию для галереи Уффици и соединяющий её коридор Вазари. Об архитектуре, скульптуре и живописи в Германии см. статью «Искусство немецкого барокко (1550–1750)».
Величайшие произведения искусства Чинквеченто
Итальянскую живопись и скульптуру XVI века можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев мира.
Картины Чинквеченто
«Дож Леонардо Лоредан» (1502) Джованни Беллини
Национальная галерея, Лондон.
«Алтарь Сан-Дзаккария» (1505) Джованни Беллини
Церковь Сан-Дзаккария, Венеция.
«Мона Лиза» (Джоконда) (1503–06) Леонардо да Винчи
Музей Лувр, Париж.
«Фреска Бытие» (1508–12) Микеланджело
Потолок Сикстинской капеллы.
«Буря» (1508) Джорджоне
Галерея Академии, Венеция.
«Афинская школа» (Scuola di Atene) (1509–11) Рафаэль
Фреска, Станца делла Сеньятура, Ватикан.
«Спящая Венера» (1510) Джорджоне
Галерея старых мастеров, Дрезден.
«Сотворение Адама» (1511–12) Микеланджело
Потолок Сикстинской капеллы.
«Сикстинская Мадонна» (1513–14) Рафаэль
Галерея старых мастеров, Дрезден.
«Успение Богородицы» (1516–18) Тициан
Санта-Мария-Глорьоза-деи-Фрари, Венеция.
«Мадонна с гарпиями» (1517) Андреа дель Сарто
Галерея Уффици, Флоренция.
«Преображение» (1518–20) Рафаэль
Пинакотека Ватикана, Ватикан.
«Вознесение Девы Марии» (1524–30) Корреджо
Купол Пармского собора.
«Юпитер и Ио» (1533) Корреджо
Музей истории искусств, Вена.
«Снятие с креста» (1526–28) Якопо Понтормо
Капелла Каппони, Санта-Феличита, Флоренция.
«Мадонна с длинной шеей» (1535) Пармиджанино
Галерея Уффици, Флоренция.
«Страшный суд» (1536–41) Микеланджело
Алтарная стена Сикстинской капеллы.
«Венера Урбинская» (1538) Тициан
Галерея Уффици, Флоренция.
«Чудо святого Марка» (1547–48) Якопо Тинторетто
Галерея Академии, Венеция.
«Брак в Кане Галилейской» (1562–63) Паоло Веронезе
Музей Лувр, Париж.
«Пир в доме Левия» (1573) Паоло Веронезе
Галерея Академии, Венеция.
«Император Рудольф II в образе Вертумна» (1591) Джузеппе Арчимбольдо
Замок Скоклостер, Швеция.
«Тайная вечеря» (1591–94) Якопо Тинторетто
Церковь Сан-Джорджо-Маджоре, Венеция.
Скульптуры Чинквеченто
«Давид» (1501–04) Микеланджело
Мрамор, Галерея Академии, Флоренция.
«Умирающий раб» (1513–16) Микеланджело
Мрамор, Лувр, Париж.
«Венера и Купидон» (ок. 1550) Якопо Сансовино
Бронза, Музей Гетти, Лос-Анджелес.
«Персей с головой Медузы» (1545–54) Бенвенуто Челлини
Бронза, Лоджия Ланци, Флоренция.
«Меркурий» (1564–80) Джамболонья
Бронза, Национальный музей Барджелло, Флоренция.
«Похищение сабинянок» (1581–83) Джамболонья
Мрамор, Лоджия Ланци, Площадь Синьории, Флоренция.
«Геркулес и кентавр» (1594–1600) Джамболонья
Мрамор, Лоджия Ланци, Флоренция.
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
Краткий путеводитель по стилям: Движения в искусстве.
ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ
О великих художниках: Старые мастера (художники до 1830 года).
Анализ знаменитых картин: Анализ известных картин.
- Кватроченто, итальянское искусство 15 века
- Треченто, итальянское искусство XIV века
- Джорджо Вазари: итальянский художник-маньерист, биограф
- Частная коллекция итальянского искусства передана в галереи Великобритании
- Государственный Дарвиновский музей и Объединение «Выставочные залы Москвы» представляют проект «Обитатели каменных джунглей»
- Выставочный проект «Обитатели каменных джунглей» в галерее «На Шаболовке»
- Выставка «Обитатели каменных джунглей»
- «Джунгли» Эптона Синклера, краткое содержание
- «Ночной лес» Джуны Барнс, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?