Джон Де Андреа:
скульптор-фотореалист, поп-арт читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Один из ведущих скульпторов XX века в области фотореализма (гиперреализма, суперреализма) и поп-арта, американский художник Джон Де Андреа — как и его соотечественники Дуэйн Хансон (1925–1996) и Кэрол Фойерман (р. 1945) — прославился своими человеческими фигурами, отлитыми с натуры и воссозданными с поразительной детализацией. Однако в отличие от них, Де Андреа специализируется на женских обнажённых фигурах. Он также ассоциируется со школой веризма. Испытав влияние классических греческих образов, Де Андреа создал ряд знаменитых скульптур, среди которых: Пара (1971, Центр Жоржа Помпиду, Париж); Художник и модель (1976, Художественный музей Денвера); Модель в покое (1981, Национальная галерея современного искусства, Эдинбург); и Линда (1983, Художественный музей Денвера). Он считается одним из самых популярных современных американских скульпторов. Другие художники, способствовавшие популяризации фотореалистического движения в Америке, включают живописца городских пейзажей Ричарда Эстеса (1932) и портретиста Чака Клоуза (р. 1940).
Ранние годы
Джон Де Андреа родился в Денвере, штат Колорадо. После получения степени бакалавра изящных искусств в Университете Колорадо (1962–1965) он получил художественную стипендию в Университете Нью-Мексико (1966–1968). Именно в этот период в Нью-Мексико Де Андреа всерьёз обратился к пластическому искусству, увидев, как друг отливает стекловолокно для изготовления каяка. Ещё находясь в Альбукерке, он начал создавать отливки из стекловолокна отдельных частей тела. Вскоре он перешёл к полноразмерным фигурам, отлитым непосредственно с живой модели. Связанные с движением поп-арта, эти характерные работы со временем принесли ему мировую известность.
Скульптуры
Невероятно реалистичные обнажённые скульптуры Де Андреа — по сути, современная форма trompe-l’œil — воссоздаются с микроскопической точностью. Он работает с поливиниловыми материалами и смесью латексных акриловых красок, чтобы придать фигурам жизнеподобный цвет кожи. Сначала он использовал парики, но затем разработал технику имплантации волос по одному — сначала на голове, а затем и на теле, — что позволило ему использовать настоящие волосы для головы, бровей и лобковой области, нанося их по несколько волосков за раз. Полихромная кожа наделяется реалистичными деталями: родинками, шрамами, венами и даже следами от одежды, оставшимися на теле модели во время нанесения первоначального слоя гипсовой смолы.
Обычно первая реакция зрителя на работы Де Андреа — шок от внезапной встречи с обнажённым человеком в строгом пространстве музея или галереи. Однако за этим внешним эффектом скрывается гораздо больше. Тот факт, что художник отливает модели непосредственно с натуры, гарантирует, что каждая растяжка, недостаток и родимое пятно фиксируются в пластике и краске. Его модели — не идеализированные образы, а скорее отражение античных традиций греческой скульптуры в их классических позах. В работе Брюнетка, сидящая на столе (1973, коллекция Хоффмана, Чикаго) молодая женщина непринуждённо сидит на краю стола, болтая ногами, с беззаботно скрещёнными на коленях руками. Её равнодушие отделяет её от зрителя, превращая живого человека в объект для созерцания. В скульптуре Художник и модель (1976, Художественный музей Денвера) художник стоит в одежде, испачканной гипсом, и пристально смотрит на сидящую обнажённую женщину, наполовину закованную в гипс. Эта сцена наслаивает иллюзию на иллюзию и отсылает к древнему мифу о Пигмалионе, в котором художник мечтает, что его скульптура идеальной женщины оживёт.
Фотореализм
Реализм, применяемый Де Андреа, называют фотореализмом, гиперреализмом или суперреализмом — стилем, возникшим в середине 1960-х годов в Америке как развитие поп-арта. К первому поколению американских фотореалистов относятся такие живописцы, как Ричард Эстес, Говард Кановиц, Ральф Гоингс, Чак Клоуз, Одри Флэк, Чарльз Белл, Дон Эдди, Роберт Бектл и Том Блэквелл. Как и поп-художники, фотореалисты отвергали элитарность и стремились к широкой популярности. Хотя фотореализм чаще ассоциируется с живописью, Де Андреа и Дуэйн Хансон были включены в это движение благодаря использованию красок для создания иллюзии реальности. Среди предшественников в этой скульптурной практике — мастер гипсовых скульптур Джордж Сегал (1924–2000) и поп-художник Клас Ольденбург (р. 1929), создававшие восковые модели, которые оказали раннее влияние на развитие этого направления. Большинство фотореалистических скульптур отливаются непосредственно с живых моделей — метод, использовавшийся Сегалом, хотя он применял гипс вместо стекловолокна. Джон Де Андреа и Дуэйн Хансон также связаны с веризмом — художественным предпочтением современных повседневных сюжетов вместо героических или легендарных историй прошлого.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?