«Лаокоон и его сыновья», греческая статуя читать ~7 мин.
Икона эллинистического искусства, образная, греческая скульптура, известная как группа Лаокоона, или «Лаокоон и его сыновья», представляет собой монументальную статую, выставленную в Пио Клементино, в Музеях Ватикана, Рим. Она представляет собой мраморную копию бронзовой скульптуры, которая, по словам римского писателя Плиния Старшего (23-79 гг. н.э.), изображала троянского жреца Лаокоона и двух его сыновей Антифа и Тимбрая, убитых гигантскими змеями, как это описал римский поэт Вергилий (70 до н.э. – 19 н.э.) в своей эпической поэме «Энеида».
Статуя, которую видел и почитал Плиний Старший во дворце Тита Флавия Веспасиана (39-81 гг. н.э.), будущего римского императора Тита (правил в 79-81 гг.), была приписана Плинием трём скульпторам с греческого острова Родос: Хагесандру, Афинодору и Полидору. Эта атрибуция совпадает с надписью на фрагменте из других подобных мраморов, обнаруженных отдельно от самого Лаокоона. Несмотря на сохраняющуюся неопределённость в отношении датировки и деталей первоначального происхождения, Лаокоон и его сыновья считается одним из величайших произведений греческой скульптуры эллинистического периода – см. в частности, Пергамскую школу (241-133 гг. до н.э.) – и, помимо Венеры Милосской, это, вероятно, самая известная скульптура Древней Греции.
История и находки
Статуя Лаокоона была обнаружена в январе 1506 г. закопанной в землю на винограднике в Риме, принадлежавшем Феличе де’ Фредису. Одним из первых специалистов, посетивших место раскопок, был Микеланджело (1475-1564), знаменитый скульптор эпохи Возрождения.
Папа Юлий II, ценитель греческого искусства, приказал немедленно доставить работу в Ватикан, где она была установлена в придворном саду Бельведера. Неудивительно, что, учитывая замечание Плиния о том, что она «превосходит все произведения живописи и бронзы», статуя Лаокоона оказала значительное влияние на итальянское искусство Возрождения в целом и на скульпторов Возрождения в частности.
Фактически, Лаокоон быстро стал одним из наиболее изучаемых, почитаемых и копируемых произведений античного искусства, когда-либо выставлявшихся на всеобщее обозрение. Статуя затмила другие знаменитые сокровища Ватиканских музеев, такие как Бельведерский Аполлон Леохара (ок. 330 г. до н.э.) и героический Бельведерский Торс Аполлония (I-II вв. до н.э.).
С момента открытия в 1506 г. было создано множество копий Лаокоона, в том числе бронзовая версия работы Баччо Бандинелли (1493-1560), находящаяся в галерее Уффици во Флоренции, и бронзовая отливка, выполненная Франческо Приматиччио (1504-1570) для французского короля Франциска I, которая сейчас находится в Лувре в Париже. Другие копии можно увидеть в Большом дворце рыцарей Святого Иоанна на Родосе и в Археологическом музее Одессы.
Благодаря своей непреходящей славе статуя Лаокоона в 1799 г. была вывезена Наполеоном из Ватикана в Париж, где была установлена в Лувре как образец неоклассического искусства. В 1816 г. она была возвращена в Ватикан британскими властями в Париже после поражения Наполеона при Ватерлоо.
В 1957 г. в Сперлонге (Неаполь) были найдены скульптурные фрагменты четырёх мраморных групп, изображающих сцены из эпической поэмы Гомера «Одиссея» (VIII-IX вв. до н.э.). Местом находки стал древний банкетный зал, ранее использовавшийся римским императором Тиберием (правил в 14-37 гг. н.э.). Один из фрагментов, бюст Одиссея, стилистически очень похож на «Лаокоон и его сыновья», а на другом фрагменте были начертаны имена Хагесандра, Афинодора и Полидора.
В 1906 г. правая рука Лаокоона (отсутствовавшая на первоначальной находке 1506 г.) была случайно обнаружена на строительном дворе в Риме археологом Людвигом Поллаком, директором Музея Барракко. Полагая, что это может быть та самая потерянная рука, Поллак передал её в Ватиканский музей, где она пролежала более пятидесяти лет. Затем в 1960 г. эксперты музея убедились, что рука принадлежит Лаокоону. Соответственно, статуя была собрана заново с прикреплённой новой рукой.
Статуя
Статуя Лаокоон, высотой около 2 с половиной метров, сделана из семи соединённых между собой кусков белого мрамора. Точная дата её создания неясна, хотя – в соответствии с несколькими надписями, найденными на Родосе, датирующими Хагесандра и Афинедороса временем после 42 г. до н.э., – специалисты сейчас считают, что она была изваяна между 42-20 гг. до н.э. Более того, доподлинно неизвестно, является ли это оригинальной римской скульптурой или копией более ранней греческой. При этом эксперты полагают, что три скульптора – Хагесандр, Афинодор и Полидор – были высококвалифицированными копировщиками, специализировавшимися на изготовлении копий оригинальных греческих фигур для богатых римских заказчиков. Таким образом, по всей вероятности, ватиканский Лаокоон является копией греческой бронзы эллинистического периода – почти наверняка из Пергамской школы – см. аналогичный драматизм, напряжённые мышцы и искажённые лица в Большом алтаре Зевса (ок. 180 г. до н.э., Пергам, Турция). Этот вывод согласуется и с результатами нескольких реставраций, проведённых над статуей.
Кто заказал реплику предполагаемого оригинального Лаокоона, неизвестно.
Последняя теория, предложенная в 2005 году Линн Каттерсон, гласит, что «Лаокоон» – это подделка, созданная в 1506 году Микеланджело. Эта версия была отвергнута Ричардом Бриллиантом в его книге «Мой Лаокоон» как «недостоверная».
Мифология
Как рассказывается в «Энеиде» Вергилия , Лаокоон был троянским жрецом. Когда греки, осаждавшие Трою, оставили на берегу знаменитого троянского коня, Лаокоон попытался предостеречь троянских вождей от того, чтобы они не вводили его в город – вдруг это ловушка.
Греческая богиня Афина, защищавшая греков, наказала Лаокоона за его вмешательство тем, что на него и двух его сыновей напали гигантские морские змеи Порций и Харибоя. В скульптуре видно, как один из сыновей освобождается от змей и смотрит на отца и брата в предсмертных муках.
Влияние и наследие
Сам Микеланджело был особенно впечатлён огромными масштабами произведения, а также его экспрессивной эстетикой, столь характерной для греческой скульптуры Пергамской школы эпохи эллинизма. Подобная эмоциональность проявляется и в работах самого Микеланджело, таких как «Умирающий раб» (1513-16, мрамор, Лувр, Париж). Но см. также «Давид» Донателло (1440-е гг.), где представлена раннеренессансная трактовка стоящей мужской обнажённой фигуры, и «Давид» Микеланджело (1504), где представлена высокоренессансная трактовка.
Эмоциональность статуи «Лаокоон и его сыновья» оказала большое влияние на последующую барочную (ок. 1600-1700) и неоклассическую (1750-1850) скульптуру. Немецкий историк искусства Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768) видел в статуе воплощение неоклассического благородства и героизма, хотя и признавал, что любому наблюдателю Лаокоона трудно оценить красоту в сцене смерти. Комментарии Винкельмана были впоследствии использованы Готхольдом Эфраимом Лессингом в его влиятельном трактате «Лаокоон» (1766).
В целом, статуя сохранила неизменное очарование для последующих поколений скульпторов: это явление в полной мере актуализировали выставка в Ватикане в 2006 г., приуроченная к 500-летию её открытия, и выставка 2007 г. в Институте Генри Мура в Лидсе (Великобритания) под названием Towards a New Laocoon.
Древнегреческая скульптура
Подробнее об основных стилях и направлениях пластического искусства в Древней Греции:
Древняя греческая скульптура (около 600-500 г. до н.э.)
Ранняя классическая греческая скульптура (около 500-450 гг. до н.э.)
Высокая классическая греческая скульптура (около 450-400 г. до н.э.)
Поздняя классическая греческая скульптура (около 400-323 гг. до н.э.)
Статуи и рельефы в греческом эллинистическом стиле (ок. 323–27 до н.э.)
Древнегреческие скульпторы
Биографические сведения о крупнейших трёхмерных художниках классической античности:
Мирон (активный 480–444 гг. до н.э.)
Скульптор раннего классицизма.
Фидий (ок. 488–431 до н.э.)
Художник высокой классики.
Поликлет (действовал 450–420 гг. до н.э.)
Из школы скульптуры высшей классики.
Каллимах (Работал в 432-408 г. до н.э.)
Греческий художник высокого классицизма.
Пракситель (375–335 гг. до н.э.)
Художник позднего классицизма.
Античную скульптуру можно увидеть в лучших художественных музеях и садах скульптур по всему миру.
Для получения информации о классическом искусстве Древнего Рима см.: Roman Art.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?