«Лаокоон и его сыновья», греческая статуя читать ~6 мин.
Знаменитая греческая скульптура и икона эллинистического искусства, известная как «Лаокоон и его сыновья», представляет собой монументальную статую, которая экспонируется в музее Пия-Климента в Ватикане. Это мраморная копия бронзового оригинала, который, по словам римского писателя Плиния Старшего (23–79 гг. н.э.), изображал троянского жреца Лаокоона и двух его сыновей, Антифанта и Фимбрея, убитых гигантскими змеями. Этот сюжет описан римским поэтом Вергилием (70–19 гг. до н.э.) в его эпической поэме «Энеида».

Скульптурная группа, которую Плиний Старший видел во дворце римского императора Тита (правил в 79–81 гг.), была приписана им трём скульпторам с греческого острова Родос: Агесандру, Афинодору и Полидору. Эта атрибуция подтверждается надписью на фрагменте другой мраморной группы, обнаруженной отдельно от «Лаокоона». Несмотря на неопределённость в датировке, «Лаокоон и его сыновья» считается одним из величайших произведений греческой скульптуры эллинистического периода, в частности Пергамской школы (241–133 гг. до н.э.). Наряду с Венерой Милосской, это, вероятно, самая известная скульптура Древней Греции.
История и находки
Статуя «Лаокоон» была обнаружена в январе 1506 года в земле на винограднике в Риме, принадлежавшем Феличе де Фредису. Одним из первых, кто посетил место раскопок, был Микеланджело (1475–1564), знаменитый скульптор эпохи Возрождения.
Папа Юлий II, ценитель греческого искусства, приказал немедленно доставить работу в Ватикан, где она была установлена в саду Бельведер. Учитывая замечание Плиния о том, что она “превосходит все произведения живописи и бронзы”, неудивительно, что статуя «Лаокоон» оказала значительное влияние на итальянское искусство Возрождения и на скульпторов Возрождения в частности.
«Лаокоон» быстро стал одним из наиболее изучаемых и копируемых произведений античного искусства. Статуя затмила другие сокровища Ватиканских музеев, такие как «Бельведерский Аполлон» работы Леохара (ок. 330 г. до н.э.) и героический «Бельведерский торс» работы Аполлония (I-II вв. до н.э.).
С момента открытия в 1506 году было создано множество копий «Лаокоона», в том числе бронзовая версия работы Баччо Бандинелли (1493–1560) для галереи Уффици во Флоренции и бронзовая отливка, выполненная Франческо Приматиччио (1504–1570) для французского короля Франциска I, которая сейчас находится в Лувре. Другие копии можно увидеть во Дворце великих магистров на Родосе и в Археологическом музее Одессы.
Благодаря своей славе статуя «Лаокоон» в 1799 году была вывезена Наполеоном в Париж и установлена в Лувре как образец неоклассического искусства. В 1816 году, после поражения Наполеона при Ватерлоо, британские власти вернули её в Ватикан.
В 1957 году в Сперлонге (Италия) были найдены фрагменты четырёх мраморных групп со сценами из «Одиссеи» Гомера. Находка была сделана на месте виллы, которую использовал римский император Тиберий (правил в 14–37 гг. н.э.). Один из фрагментов, бюст Одиссея, стилистически похож на «Лаокоона и его сыновей», а на другом были начертаны имена Агесандра, Афинодора и Полидора.
В 1906 году археолог Людвиг Поллак, директор Музея Барракко, случайно обнаружил на строительном дворе в Риме правую руку Лаокоона, отсутствовавшую при находке 1506 года. Полагая, что это и есть утраченная часть, Поллак передал её в Ватикан, где она хранилась более пятидесяти лет. В 1960 году эксперты подтвердили её подлинность, после чего статую отреставрировали, присоединив найденную руку.

Статуя
Скульптурная группа «Лаокоон» высотой 2,42 метра выполнена из семи соединённых частей белого мрамора. Точная дата её создания неизвестна. Надписи, найденные на Родосе, датируют деятельность Агесандра и Афинодора периодом после 42 г. до н.э., поэтому специалисты считают, что статуя была изваяна между 42 и 20 гг. до н.э. Остаётся неясным, является ли она римским оригиналом или копией более раннего греческого произведения. Эксперты полагают, что Агесандр, Афинодор и Полидор были высококвалифицированными копиистами, создававшими реплики греческих оригиналов для богатых римских заказчиков. Вероятно, ватиканский «Лаокоон» — это копия эллинистической бронзовой скульптуры, скорее всего, Пергамской школы. На это указывают схожий драматизм и напряжённые мышцы, которые можно увидеть в «Большом алтаре Зевса» (ок. 180 г. до н.э., Пергам).
Кто заказал реплику предполагаемого оригинального «Лаокоона», неизвестно.
Теория, предложенная в 2005 году Линн Каттерсон, гласит, что «Лаокоон» — это подделка, созданная Микеланджело в 1506 году. Эта версия была отвергнута Ричардом Бриллиантом в его книге «Мой Лаокоон» как “недостоверная”.
Мифология
Как рассказывается в «Энеиде» Вергилия, Лаокоон был троянским жрецом. Когда греки, осаждавшие Трою, оставили на берегу знаменитого троянского коня, Лаокоон пытался предостеречь сограждан от введения его в город, подозревая ловушку.
Греческая богиня Афина, покровительствовавшая грекам, в наказание за вмешательство Лаокоона послала двух гигантских морских змей, которые напали на него и его сыновей. В скульптуре показано, как один из сыновей пытается освободиться от змей, глядя на отца и брата в их предсмертной агонии.
Влияние и наследие
Микеланджело был особенно впечатлён масштабами произведения и его экспрессивной эстетикой, характерной для Пергамской школы эллинизма. Подобная эмоциональность прослеживается в его работах, например, в скульптуре «Умирающий раб» (1513–1516, Лувр). Для сравнения можно привести «Давида» Донателло (1440-е гг.) как образец трактовки мужской наготы в Раннем Возрождении и «Давида» Микеланджело (1504) как эталон Высокого Возрождения.
Эмоциональность «Лаокоона и его сыновей» оказала большое влияние на скульптуру барокко (ок. 1600–1700) и неоклассицизма (1750–1850). Немецкий историк искусства Иоганн Иоахим Винкельман (1717–1768) видел в статуе воплощение благородства и героизма, хотя и признавал, что зрителю трудно оценить красоту в сцене смерти. Комментарии Винкельмана были развиты Готхольдом Эфраимом Лессингом в его трактате «Лаокоон» (1766).

Статуя сохранила своё значение для последующих поколений скульпторов. Это подтверждают выставка в Ватикане в 2006 году, приуроченная к 500-летию открытия скульптуры, и выставка 2007 года в Институте Генри Мура в Лидсе (Великобритания) под названием «Towards a New Laocoon».
Древнегреческая скульптура
Подробнее об основных стилях и направлениях пластического искусства в Древней Греции:
Древнегреческая скульптура архаического периода (около 600–500 гг. до н.э.)
Древнегреческая скульптура раннего классического периода (около 500–450 гг. до н.э.)
Древнегреческая скульптура высокого классического периода (около 450–400 гг. до н.э.)
Древнегреческая скульптура позднего классического периода (около 400–323 гг. до н.э.)
Греческая скульптура эллинистического периода (ок. 323–27 до н.э.)
Древнегреческие скульпторы
Биографические сведения о крупнейших скульпторах классической античности:
Мирон (активен в 480–444 гг. до н.э.)
Скульптор раннего классического периода.
Фидий (ок. 488–431 до н.э.)
Скульптор периода высокой классики.
Поликлет (активен в 450–420 гг. до н.э.)
Представитель школы высокой классики.
Каллимах (активен в 432–408 гг. до н.э.)
Скульптор периода высокой классики.
Пракситель (активен в 375–335 гг. до н.э.)
Скульптор позднего классического периода.
Античную скульптуру можно увидеть в лучших художественных музеях и садах скульптур по всему миру.
Для получения информации о классическом искусстве Древнего Рима см. статью: Искусство Древнего Рима.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?