Луиза Буржуа:
американская скульптор читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Одна из величайших скульпторов XX века, французская художница Луиза Буржуа обладала невероятно долгой художественной карьерой, охватившей почти весь век.
За это время она прошла через ряд самых авангардных художественных течений — от кубизма до абстракции, минимализма и реализма, однако её стиль скульптуры всегда оставался уникальным и находился на переднем крае современного искусства. Наиболее известными стали скульптуры, созданные ею в зрелые годы, — её знаменитые пауки под названием Maman. Возросший интерес к женщинам-художницам в 1970-х годах привёл к своего рода «переоткрытию» Буржуа как художницы, поскольку её работы стали рассматриваться преимущественно с феминистской точки зрения.
Ранние годы
Буржуа родилась в Париже в 1911 году. Её родители занимались реставрацией гобеленов, и уже в 12 лет Луиза помогала им рисовать эскизы для утраченных фрагментов. На ретроспективной выставке своих работ в 1982 году в Музее современного искусства Нью-Йорка (MoMA) Буржуа заявила: «Всё, что я делаю, вдохновлено моим ранним детством». В 11 лет она стала свидетелем начала десятилетнего романа отца с их домашней гувернанткой, в то время как мать, больная испанским гриппом, нуждалась в постоянной заботе. Позже Буржуа писала в дневниках, что напряжение между гневом, чувством вины и страхом быть брошенной, испытанное в детстве, позволило её искусству развиваться в универсальной современной манере, актуальной для своего времени. В 15 лет Буржуа изучала математику в Сорбонне, и её любовь к геометрии повлияла на ранние кубистские рисунки. После этого она училась в École du Louvre, École des Beaux-Arts и Grande Chaumière. Именно в Grande Chaumière её преподавал Фернан Леже — художник, скульптор и кинорежиссёр. Леже был одним из ведущих авангардистов того времени; он разработал собственную версию кубизма, которую искусствоведы назвали «тюбизмом» (Tubism) за акцент на цилиндрических формах. Именно Леже первым распознал призвание Буржуа к скульптуре. Сама Буржуа писала: «Для меня живопись не существует» — её больше привлекала физическая сущность пластического искусства.
Нью-Йорк
В 1938 году Буржуа познакомилась с американским историком искусства Робертом Голдуотером и вышла за него замуж, после чего переехала в Нью-Йорк, где прожила до конца жизни. Голдуотер был одним из первых студентов-искусствоведов, изучавших современное искусство в то время, когда эта тема ещё не считалась достойной серьёзных академических исследований; в 1957 году он стал первым директором Музея примитивного искусства в Нью-Йорке. По прибытии в Нью-Йорк Буржуа поступила в Лигу студентов-художников (Art Students League) — учебное заведение, оказавшее влияние на многих американских скульпторов, включая Александра Калдера, Луизу Невельсон и Дэвида Смита. Во время Второй мировой войны в Америку приехали многие европейские авангардисты, включая сюрреалистов Жоана Миро и Андре Массона. Буржуа чувствовала близость к сюрреализму и экспериментировала с деревом, мрамором и бронзой, создавая часто откровенно чувственные работы. Это отражало её пожизненную приверженность феминизму.
Послевоенные годы
В 1949 году Буржуа провела свою первую выставку в галерее Peridot в Нью-Йорке, где были представлены в основном тотемные скульптуры и деревянные фигуры. Несмотря на успех выставки (Музей современного искусства приобрёл одну из работ), в 1950–1960-х годах Буржуа оставалась в тени художественного мира. Лишь после смерти мужа в 1970-х годах она обрела широкую известность. Примеры её полу-абстрактных скульптур этого периода включают: Paddle Woman (1947, бронза); The Three Graces (1947, бронза); Persistent Antagonism (1947, Музей современного искусства, Сан-Франциско); The Blind Leading the Blind (1947, Музей Хиршхорна и Скульптурный сад, Вашингтон, округ Колумбия) и Quarantania (1947–1953, бронза). В своих работах она использовала огромное разнообразие материалов — от традиционных гипса, мрамора, бронзы и дерева до пластика, латекса, смолы, воска, фрагментов кукол, электрических лампочек, стекла, резины и арта из мусора. Некоторые её скульптуры предназначались для подвешивания к потолку (Arch of Hysteria и Spiral Woman), другие — для размещения на стене (Torso Self-Portrait).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?