Лука Делла Роббиа:
скульптор эпохи Возрождения читать ~5 мин.
Лука делла Роббиа — один из ключевых мастеров итальянской скульптуры эпохи Возрождения, стоящий в одном ряду с такими гениями, как Донателло, Лоренцо Гиберти, архитектор Филиппо Брунеллески и художник Мазаччо. Высоко ценимый за свои мраморные скульптуры, он также прославился как изобретатель уникальной техники эмалирования. Эта технология позволяла защищать терракотовые рельефы и другие декоративные элементы от воздействия погодных условий. Его мастерство в работе с терракотой сближает его со скульптором Позднего Возрождения Гвидо Маццони (1450–1518), хотя Маццони творил вдали от главных культурных центров того времени — Флоренции, Рима и Венеции.
Среди наиболее значимых работ делла Роббиа — «Кафедра для певчих» («Кантория») (1431–1438) и два люнета, «Воскресение» (1445) и «Вознесение» (1446), созданные для Флорентийского собора.
Ранние годы
Лука делла Роббиа родился около 1400 года во Флоренции. Его отец, Симоне ди Марко делла Роббиа, был флорентийским гражданином и состоял в гильдии торговцев шерстью. Сведения о ранних годах жизни и обучении будущего мастера искусству скульптуры весьма скудны. Предполагается, что изначально он мог освоить ремесло ювелира. Возможно, его наставниками были такие скульпторы Возрождения, как Никколо ди Пьеро Ламберти, Якопо делла Кверча (ок. 1374–1438) и Нанни ди Банко, с которым он, вероятно, сотрудничал в 1420 году при работе над украшением портала Порта делла Мандорла Флорентийского собора.
Кафедра для певчих во Флорентийском соборе
Первым документально подтверждённым заказом Луки делла Роббиа стала «Кафедра для певчих» («Кантория»), созданная для Флорентийского собора в 1431 году. Хотя в то время скульптор был ещё относительно неизвестен, получение столь престижного заказа свидетельствует о его незаурядном таланте, который он успел продемонстрировать своим покровителям в более ранних, несохранившихся работах.
Успеху делла Роббиа, несомненно, способствовало и то, что более прославленные скульпторы, такие как Донателло и Микелоццо, в тот период были заняты проектами в Риме. «Кантория» состоит из десяти мраморных панелей с рельефами, на которых изображены поющие дети, юноши и ангелы, славящие Господа словами 150-го Псалма. В то время как фигуры, изваянные Донателло, полны энергии и драматизма, образы Роббиа отличаются безмятежностью и изяществом.
Изначально кафедра располагалась над дверью северной сакристии собора, но в 1688 году её демонтировали. Позднее она была тщательно восстановлена и сегодня экспонируется в Музее Опера-дель-Дуомо во Флоренции. В 1432 году Лука делла Роббиа вступил в гильдию скульпторов. Подробнее о строительстве знаменитого флорентийского дуомо можно узнать в статье: Флорентийский собор, Брунеллески и Ренессанс (1420–1436).
Эксперименты с глазурованной терракотой
В последующее десятилетие делла Роббиа продолжал работать с мрамором и бронзой. В 1437 году он приступил к созданию серии мраморных рельефов для флорентийской колокольни. Примерно в это же время он начал свои знаменитые эксперименты с глазурованной терракотой. Как пишет автор эпохи Возрождения Джорджо Вазари в своём обзоре истории скульптуры итальянского Возрождения, Лука разработал состав глазури из смеси оксида олова, свинцового глёта, сурьмы и других минералов. Это покрытие сделало его терракотовые скульптуры долговечными и принесло славу и заказы его семье на несколько поколений вперёд.
Самыми ранними известными работами в этой технике являются два люнета — «Воскресение» (1445) и «Вознесение» (1446), установленные над дверями сакристии Флорентийского собора (ныне в Музее Опера-дель-Дуомо). Благодаря покрытию твёрдой глазурью фигуры из обожжённой глины словно сияли, а их полированная поверхность отражала свет, делая цвета яркими и насыщенными. Считается, что в этих рельефах делла Роббиа достиг совершенства, которое впоследствии осталось непревзойдённым. Попечители собора были настолько восхищены его работами, что предложили ему несколько новых заказов.
Чтобы узнать, как анализировать творчество таких мастеров, как Лука делла Роббиа, см. статью: Как оценивать скульптуру. О более поздних периодах в искусстве см.: Как оценить современную скульптуру.
Зрелые работы в новой технике
Лука делла Роббиа продолжил создавать декоративные композиции в своей новой технике. В их числе — тондо с изображениями апостолов в капелле Пацци, построенной Филиппо Брунеллески, а также терракотовые украшения купола портика (1443). В 1448 году ему было поручено покрыть глазурью свод капеллы Распятия в церкви Сан-Миниато-аль-Монте, спроектированной известным архитектором Микелоццо.
В 1449 году он создал люнет над входом в церковь Сан-Доменико в Урбино. Работая с помощниками и учениками, среди которых были и члены его семьи, делла Роббиа выполнял многочисленные заказы на рельефы и алтарные образы. Один из лучших примеров его ренессансного искусства этого периода — эмалированный терракотовый потолок капеллы кардинала Португальского в Сан-Миниато (1466). Его последней крупной работой в технике глазури стал алтарный образ для Палаццо Весковиле в Пешии (1472).
Другие скульптуры и статуэтки
Наряду с работами из терракоты, делла Роббиа создавал и «традиционные» скульптуры. Среди них — мраморный табернакль для капеллы Сан-Лука в госпитале Санта-Мария-Нуова во Флоренции (1441; ныне в церкви Санта-Мария в Перетоле) и гробница епископа Беноццо Федериги из Фьезоле (1454–1457; Санта-Тринита, Флоренция).
Среди других его работ, хранящихся в музеях по всему миру, можно выделить следующие:
«Ангел с подсвечником» (1448, Дуомо, Флоренция). Пара глазурованных терракотовых ангелов с канделябрами, изначально заказанных для алтаря капеллы Причастия во Флорентийском соборе.
«Христос и Фома» (Музей изобразительных искусств, Будапешт). Терракотовый эскиз, созданный для конкурса на украшение ниши в стене церкви Орсанмикеле во Флоренции. Конкурс выиграл Андреа дель Верроккьо.
«Мадонна с младенцем» (1464–1465, Орсанмикеле, Флоренция). Глазурованный терракотовый рельеф, служивший эмблемой Гильдии врачей и аптекарей (Arte dei Medici e degli Speziali).
«Мадонна с младенцем» (1455–1460, Национальный музей Барджелло, Флоренция). Глазурованная терракотовая статуя, характерная для стиля делла Роббиа. Плавные линии драпировок напоминают о творчестве Гиберти, однако делла Роббиа придаёт образам большее спокойствие и тонкость лепки.
Наследие
В 1471 году Лука делла Роббиа был избран главой флорентийской гильдии скульпторов, однако отказался от этой почётной должности по причине преклонного возраста. Этот факт свидетельствует о глубоком уважении, которым он пользовался у современников. Скульптор скончался во Флоренции в 1482 году. Он стал основателем династии знаменитых мастеров керамики, которую продолжили его племянник Андреа делла Роббиа и сын Андреа — Джованни делла Роббиа.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?