Лука Делла Роббиа: Терракотовый скульптор эпохи Возрождения, биография читать ~5 мин.
Один из самых высоко ценимых деятелей итальянской скульптуры эпохи Возрождения, Лука Делла Роббиа стоит в одном ряду с Донателло и Лоренцо Гиберти; архитектором Филиппо Брунеллески и художником Мазаччо. Ценимый за мраморные скульптуры, он также известен тем, что разработал технику эмалирования, которая защищала от непогоды терракотовые рельефные скульптуры и другие украшения. Его предпочтение и мастерство в работе с терракотой было схоже со скульптором более позднего Возрождения Гвидо Маццони (1450-1518), за исключением того, что Маццони работал вдали от крупных культурных центров – Флоренции, Рима и Венеции.
Наиболее значительные работы Роббиа включают Поющую галерею (1431-38) и два люнета, Воскресение (1445) и Вознесение (1446), все для Флорентийского собора.
Ранняя жизнь
Роббиа родился в 1400 году во Флоренции, его отец записан как Симоне ди Марко делла Роббиа, флорентийский гражданин и член гильдии шерстяных дел мастеров. Сведения о ранней жизни Роббиа или его обучении искусству скульптуры скудны. Предполагается, что сначала он мог получить квалификацию ювелира, и возможно, что он обучался у скульпторов эпохи Возрождения, таких как Никколо ди Пьеро Ламберти и более известных Якопо делла Кверча (ок. 1374-1438) и Нанни ди Банко (с которым он, возможно, работал в 1420 году над украшением Порта делла Мандорла во Флорентийском соборе).
Скульптурные рельефы Певческой галереи, Флорентийский собор
Первый документально подтверждённый заказ Роббиа – Певческая галерея (Cantoria) для Флорентийского собора в 1431 году. Хотя Роббиа, должно быть, был относительно неизвестным художником в это время, престижный заказ показывает, что, хотя более ранние его работы, возможно, не сохранились до наших дней, он должен был продемонстрировать своё мастерство до этого, достаточно, чтобы произвести впечатление на своих покровителей, по крайней мере.
Несомненно, его делу способствовал тот факт, что более известные скульпторы, такие как Донателло и Микелоццо, были заняты другими работами в Риме. Галерея пения состоит из 10 мраморных панелей со скульптурными рельефами, на которых изображены поющие младенцы, подростки и ангелы, восхваляющие Господа словами Псалма 150. Там, где вырезанные Донателло фигуры были энергичными и драматичными, фигуры Роббиа безмятежны и грациозны.
Изначально рельеф располагался над дверью северной сакристии собора, но в 1688 году был демонтирован. В конце концов он был кропотливо собран заново и сейчас хранится в музее Оперы Дуомо во Флоренции. В 1432 году Роббиа вступил в гильдию скульпторов. Подробнее о завершении строительства знаменитого и культового флорентийского дуомо см: Флорентийский собор, Брунеллески и Ренессанс (1420-36).
Эксперименты с эмалью и терракотой
В течение следующих десяти лет Роббиа продолжал работать над мрамором и бронзой. В 1437 году он начал серию мраморных рельефов для колокольни Флоренции. Примерно в это же время он начал экспериментировать с мрамором и эмалированной терракотой. Согласно автору эпохи Возрождения Джорджо Вазари, в своём историческом обзоре истории скульптуры в период итальянского Возрождения, Лука экспериментировал с глазурью, состоящей из смеси оксида олова, литаргированной сурьмы и других минералов. Эта глазурь делала его терракотовые скульптуры более прочными и обеспечивала работой его семью на протяжении нескольких поколений.
Самыми ранними документально подтверждёнными работами в этой технике являются два люнета – Воскресение (1445) и Вознесение (1446) над дверями сакристии Флорентийского собора (1442-45, сейчас в музее Опера дель Дуомо, Флоренция). Покрывая модель из обожжённой глины твёрдой глазурью, его фигуры словно купались в свете, а полированная поверхность отражала свет и цвет. Есть мнение, что рельефы Роббиа достигают некоего совершенства, которое никогда не было превзойдено с тех пор. Совет ризницы собора был так доволен его люнетами, что предложил ему ещё несколько заказов.
Чтобы узнать, как оценивать таких художников, как скульптор эпохи Возрождения Лука делла Роббиа, см: Как оценивать скульптуру. О более поздних работах см: Как оценить современную скульптуру.
Зрелые рельефы с использованием новой техники
Роббиа продолжал создавать декоративные схемы с использованием своей новой техники, включая хороводы апостолов в капелле Пацци Филиппо Брунеллески во Флоренции, а также терракотовые украшения в куполе портика (1443). В 1448 году его попросили покрыть глазурью свод капеллы Распятия (Сан-Миниато-аль-Монте, Флоренция), которая была спроектирована знаменитым архитектором Микелоццо.
В 1449 году он создал люнет над входом в церковь Сан-Доменико в Урбино. Работая с помощниками и подмастерьями, среди которых было несколько членов его собственной семьи, Роббиа получал многочисленные заказы на рельефы и алтарные композиции. Одним из лучших образцов его ренессансного искусства этого периода является эмалированный терракотовый потолок капеллы кардинала Португальского в Сан-Миниато во Флоренции (1466). Его последней крупной работой в этой глазури был алтарный образ в Палаццо Весковиле в Пешии (1472).
Скульптуры и статуэтки
Роббиа продолжал создавать некоторые «традиционные» скульптуры, в том числе мраморный табернакль, вырезанный для капеллы Сан-Лука, госпиталь Санта-Мария-Нуова, Флоренция (1441; сейчас в церкви Санта-Мария, Перетола), и гробницу епископа Беноццо Федериги из Фьезоле (1454-57, Санта-Тринита, Флоренция).
Несколько небольших работ находятся в коллекциях по всему миру и включают:
Ангел с подсвечником (1448 г., Дуомо, Флоренция). Глазурованная терракотовая статуэтка пары ангелов с канделябрами. Первоначально заказана Соборным советом ризничих для алтаря капеллы причастия во Флорентийском соборе.
Христос и Фома (Музей изящных искусств, Будапешт). Терракотовая статуэтка была эскизом, выполненным для конкурса на заполнение ниши в стене Орсанмикеле во Флоренции. Конкурс выиграл Андреа дель Верроккьо.
Мадонна с младенцем (1464-65, Орсанмикеле, Флоренция). Глазурованный терракотовый рельеф, представляющий символ Гильдии врачей (Arte dei Medici and degli Speziali).
Мадонна с младенцем (1455-60, Национальный музей Барджелло, Флоренция). Глазурованная терракотовая статуя Мадонны, типичная для стиля Роббиа. Струящееся одеяние напоминает о Гиберти, но Роббиа предпочитает безмятежное выражение и тонкую лепку.
Наследие
В 1471 году Лука был избран в президенты флорентийской гильдии скульпторов, от чего отказался из-за преклонного возраста. Однако это свидетельствует о том, что в своё время он пользовался большим уважением. Роббиа умер во Флоренции в 1483 году. Он был первым из династии известных гончаров, включая Андреа делла Роббиа (его племянника) и Джованни делла Роббиа (сына Андреа).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?