Мастер Матео: испанский романский скульптор, биография читать ~3 мин.
Мастер Матео (или Матео де Компостела) – это имя, данное анонимному испанскому средневековому романскому скульптору, которое происходит от его величайшего произведения романского искусства, датируемого 1188 годом – тройной дверной проем, известный как Портико де ла Глория, собора Сантьяго де Компостела, одной из великих паломнических церквей романской архитектуры (1000-1200).
Ученые средневекового искусства считают это величайшим произведением испанской романской скульптуры того времени и главной точкой отсчета для галицких скульпторов до 15-го века и объединения Кастилии и Арагона.
Примечание: сравните Мастера Матео с другими средневековыми художниками, такими как Гислебертус и Мастер Кабестани (оба 12-го века).
Сантьяго де Компостела
Сантьяго-де-Компостела считался местом захоронения апостола Святого Иакова и был конечной точкой одного из великих путей паломничества Средневековья. Портик-де-ла-Глория – один из немногих участков оригинальной романской церкви, сохранившихся до наших дней, большая часть собора была перестроена в последующие века. Как и колонны в Шартрском соборе, колонны в Сантьяго-де-Компостела оформлены скульптурами царей и пророков Ветхого Завета. Также включены апостолы, изображенные вместе с их атрибутами. Как и большая часть средневековой скульптуры, фигуры изначально были украшены полихромной краской, которая теперь почти исчезла.
Портик да Глория
Портик да Глория 12-го века, расположенный на западном портале, является одним из главных красот собора. Шедевр романской скульптуры, созданный мастером Матео между 1168 и 1188 годами по поручению короля Фердинанда II Леонского. Валы, тимпана и архивольцы трех дверных проемов – выходящие на два прохода и нефа – являются домом для множества мощных скульптур, изображающих Страшный суд. Фигуры выполнены с дерзким натурализмом позднороманского периода.
Центральный тимпан представляет образ Христа в Величестве как Судьи и Искупителя, обнажая священные раны на его ногах и руках. Он сопровождается тетраморфом и окружен собранием ангелов с символами Страстей. В архиве мы видим 24 старейшин Апокалипсиса с их музыкальными инструментами.
На центральном портале изображен святой Иаков в безмятежном настроении. Паломники обычно касались левой ноги этой колонны-статуи, чтобы отразить тот факт, что они завершили свое паломничество и так много паломников потерли столб, что в камне была выбита пустота.
Левый тимпан показывает сцены из Ветхого Завета, в то время как правый тимпан разделен на три части и празднует спасение душ после Суда. Христос и святой Михаил расположены в центре, по обе стороны от рая и ада. Чистилище изображено сбоку.
Чтобы узнать, как судить о художниках, таких как романский скульптор Мастер Матео, см.: Как ценить скульптуру.
Статуя Скульптора
За портиком находится статуя главного архитектора и скульптора Маэстро Матео. Согласно легенде, тот, кто ударит своей головой три раза по голове этой отдельно стоящей скульптуры, получит крошечную часть гения Матео и улучшенную память. В результате, обычно можно увидеть длинную очередь посетителей, ожидающих, чтобы они уперлись головой в статую.
Еще статьи о 12-м веке романского искусства
Для получения дополнительной информации о прогрессивном романском искусстве в Западной Европе, пожалуйста, ознакомьтесь с важной школой искусства Мосана, сосредоточенной вокруг Льежа в современной Бельгии, примером которой являются выдающиеся работы по металлу и золотому делу Николы Вердуна (1156-1232) и Годфруда де Клера. (1100-1173).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 2 Ответы
Прекрасные мастера прошлого, по крупицам создавшие наше искусство!
замечательная статья, но если бы были приложены картинки, то было бы еще лучше!
Комментирование недоступно Почему?