Николай Верденский:
мастер мозанской школы, эмальер и ювелир читать ~4 мин.
Николай Верденский (старофр. Nicolas de Verdun) — величайший представитель мозанской школы, регионального направления романского искусства. Этот стиль развивался в долине реки Маас, в основном в районе Льежа и бенедиктинского аббатства Ставло. Мастер ювелирного дела и обработки драгоценных металлов, он считается лучшим эмальером своего времени. Его творчество оказало значительное влияние на переход от романского стиля к готическому.
Вклад художника в средневековое христианское искусство определяется тремя главными работами. Это алтарь в монастырской церкви Клостернойбурга (1181), Реликварий Богоматери для собора в Турне (1205) и Рака трёх волхвов в сокровищнице Кёльнского собора (около 1181–1225).
Исторический контекст
В XI веке церковь стала главным покровителем искусств, направляя средства на романскую архитектуру и создание иллюминированных рукописей. Заказы размещались через крупные монастыри и епископства. Под руководством таких деятельных церковных лидеров, как аббат Сугерий (около 1081–1151) из Сен-Дени, по всей Европе возрос интерес к символическому значению христианского искусства.
Средневековые художники перестали быть анонимными ремесленниками. Европа узнала имена скульпторов и ювелиров, таких как Гизлеберт (активен в 1120–1135), Мастер из Кабестани (XII век), Мастер Матео (XII век) и мастера мозанской школы: Годфруа де Клер (около 1100–1173) и Ренье де Юи (XII век).
Крупные центры обработки металла возникли в долинах Мааса и Рейна. Здесь были достигнуты значительные успехи в техниках клуазонне (перегородчатой) и шамплеве (выемчатой) эмали, а также в смежном ювелирном искусстве. Влияние на них оказали традиции каролингского и оттоновского искусства. Выдающимися произведениями стали большие реликварии для хранения мощей святых, например, Рака святого Серватия (1165) в Маастрихте и Рака трёх волхвов в Кёльне.
Творческий путь
Биографические сведения о Николае Верденском крайне скудны. Предполагается, что он родился около 1130–1140 годов. Его имя указывает на происхождение из города Верден в Лотарингии. В отличие от многих художников того времени, он был мирянином, а не монахом. Сведений о его обучении и мастерской, где он проходил подготовку, не сохранилось. Будучи странствующим мастером, он выполнял заказы в разных частях Священной Римской империи.
Характерной чертой стиля Николая Верденского является ярко выраженный классицизм, что отличает его от большинства современников. Фигуры на его работах обладают телесностью и монументальностью, их позы естественны, а складки одежд напоминают античную скульптуру. Мастер придавал персонажам индивидуальные черты и глубокую эмоциональную выразительность. Его творчество стало связующим звеном между условностью романского искусства и натурализмом ранней готики.
Николай Верденский в совершенстве владел техникой выемчатой эмали (шамплеве), которая в XII веке стала ведущей в мозанском регионе. Эта техника предполагала вырезание углублений в толстой медной пластине, которые затем заполнялись стекловидной массой разных цветов и обжигались. В отличие от более старой техники клуазонне, где ячейки для эмали создавались с помощью напаянных металлических перегородок, шамплеве позволяла создавать более крупные цветовые плоскости и плавные, динамичные линии.
Клостернойбургский алтарь
Самое известное произведение Николая Верденского — алтарь (1181) в церкви монастыря Клостернойбург близ Вены. Изначально это был богато украшенный амвон. После пожара 1331 года повреждённые пластины были собраны в форме триптиха. Это произведение библейского искусства состоит из 51 позолоченной медной пластины со сценами из Ветхого и Нового Заветов. Фигуры на них отличаются индивидуализированными лицами и тщательно проработанными драпировками, что указывает на изучение античных образцов.
Реликварий Богоматери в соборе Турне (1205)
Этот реликварий, подписанный Николаем, является одной из вершин религиозного искусства Валлонии. Он имеет форму раки с двускатной крышей и украшен сценами из жизни Христа и Девы Марии. Богоматерь — покровительница собора в Турне. Считается, что её мощи спасли город от эпидемии чумы в 1090 году. Изящные и динамичные фигуры, а также богатые драпировки демонстрируют глубокое понимание античных образцов и предвосхищают стиль готической скульптуры.
Рака трёх волхвов (около 1181–1225)
Созданная для Кёльнского собора, рака представляет собой большой позолоченный саркофаг, в котором, как считается, хранятся мощи трёх волхвов. Эти реликвии были привезены императором Фридрихом I Барбароссой и переданы им архиепископу Кёльна Райнальду фон Дасселю в 1164 году. Мощи считались настолько важными, что для их размещения в 1248 году было начато строительство нового грандиозного собора.
Размеры раки составляют примерно 110 см в ширину, 153 см в высоту и 220 см в длину. По форме она напоминает трёхнефную базилику. Конструкция изготовлена из дерева, покрыта золотом и серебром и украшена филигранью, эмалями и более чем тысячью драгоценных камней и бусин. Внешняя поверхность полностью покрыта декоративными изображениями с более чем семьюдесятью фигурами в технике высокого рельефа.
На боковых сторонах раки размещены фигуры пророков и апостолов, которые считаются одними из самых значительных произведений скульптуры из металла конца XII века. На торцах изображены сцены Поклонения волхвов, Крещения Христа и Страшного суда. Хотя значительная часть работы была выполнена помощниками из мастерской, общий замысел и ключевые фигуры созданы самим Николаем. Рака трёх волхвов знаменует вершину мозанского искусства и открывает путь готической скульптуре.
- Эгон Шиле: австрийский экспрессионист
- Маасская школа (Мозанское искусство)
- «Королевство серебряного пламени» Сары Джей Маас, краткое содержание
- «Дом неба и дыхания» Сары Маас, краткое содержание
- «Дом земли и крови» Сары Маас, краткое содержание
- «Королевство шипов и роз» Сары Маас, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?