Осип Цадкин:
русский скульптор-экспрессионист читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Русский скульптор, живописец и график Цадкин поселился в Париже в 1910 году и стал авангардным художником, одной из ключевых фигур Парижской школы. Хотя на его скульптуру повлияли как Огюст Роден (1840–1917), так и кубизм вместе с родственным ему направлением современного искусства — футуризмом, главной его заботой оставались драматически выразительные формы и очертания, особенно характерное использование вогнутых контуров и углублений.
Наиболее известная его работа — публичный монумент Разрушенный город (1953, центр Роттердама), экспрессионистская статуя, которую широко считают одним из шедевров современной полу-абстрактной скульптуры. Эта работа сделала Цадкина одним из самых известных скульпторов XX века, знаменитой фигурой русской эмиграции в области русской скульптуры XX века и — наряду с Александром Архипенко (1887–1964) и Жаком Липшицем (1891–1973) — одним из самых новаторских русских художников своего времени.
Ранние годы
Цадкин родился в Смоленске, Россия, в 1890 году. Его семья принадлежала к профессиональному сословию, что позволило родителям отправить его в 16 лет в Политехнический институт на Риджент-стрит в Лондоне. В Лондоне он по вечерам посещал занятия по рисунку и зарабатывал на жизнь, создавая декоративную резьбу по дереву. В 1908 году он продолжил обучение в Центральной школе искусств и ремёсел (Central School of Arts and Crafts), где сосредоточился на техниках работы с деревом. В течение жизни он проходил периоды, когда работал с различными материалами — деревом, камнем, мрамором, терракотой и бронзой. Среди пород дерева, которые он использовал, были орех, кедр, вяз, акация, груша и эбеновое дерево.
В Лондоне Цадкин подружился с английским художником Дэвидом Бомбергом (1890–1957), чьи сложные геометрические композиции, сочетающие влияние кубизма и футуризма (созданные до Первой мировой войны), считаются пророческими.
Париж
Два года спустя Цадкин переехал в Париж, чтобы учиться в École des Beaux-Arts. Однако он быстро разочаровался в том, что считал академическим догматизмом, и бросил учёбу, чтобы открыть собственную мастерскую. В Париже он познакомился со многими влиятельными художниками и абстрактными скульпторами своего времени, включая Константина Бранкузи (1876–1957), Наума Габо (1890–1977), Модильяни (1884–1920), Робера Делоне (1885–1941) и Анри Матисса (1869–1954). В 1912 году он встретил Эля Лисицкого (1890–1941), своего детского друга из Витебска, приехавшего в Париж на летние каникулы. Он также выставлялся на Salon d’Automne вместе с Бранкузи и другими художниками. В 1914 году он участвовал в выставках в Freie Sezession в Берлине, в De Onafhankelijken в Амстердаме и в Ассоциации союзных художников (Allied Artists Association) в Лондоне. Проживая в Париже, он изучал работы Пикассо и Жоржа Брака, которые в 1907–1911 годах разрабатывали первую ветвь кубизма, известную как аналитический кубизм. В 1915 году Цадкин был призван в армию. Он был демобилизован в 1917 году после получения ранений.
Межвоенные годы
В 1919 году Цадкин провёл свою первую персональную выставку в Брюсселе. Его ранние скульптуры ясно демонстрируют влияние кубизма и примитивного искусства. Он перенёс смелость кубистской живописи в простые, угловатые скульптурные формы. Хороший пример — работа Мать и дитя (1912), проданная в 2009 году частному коллекционеру. Однако, вероятно, наиболее известными кубистскими работами Цадкина являются Женщина с веером (1923, бронза, Музей Цадкина, Париж) и Прекрасная служанка (1926, камень, Музей Цадкина). К 1930-м годам его стиль приобрёл черты неоклассицизма, и появилась более мягкая манера. Он также активно занимался литографией, в которой ощущалось влияние сюрреалиста Джорджо де Кирико (1888–1978). В Музее изящных искусств Сан-Франциско хранятся три превосходных литографии Цадкина: (1) Пара (1921, уголь и чёрный мел с пастелью на бумаге), (2) Музыканты (1955, цветная литография) и (3) Крестьянский праздник (1960, цветная литография). В 1930 году у него прошла выставка в Чикагском арт-клубе (Arts Club of Chicago), в основном гуаши, в которых проявился новый подвижный, почти барочный стиль. В 1932 году, получив международное признание, Цадкин получил несколько важных заказов на создание рельефной скульптуры для общественных зданий в Париже, Брюсселе и Пуасси. В 1935 году город Париж приобрёл его трёхметровую деревянную скульптуру Орфей (ныне в Музее современного искусства, Париж).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?