Фидий читать ~5 мин.
Фидий (др.-греч. Φειδίας; около 488 — около 431 до н.э.) — древнегреческий скульптор, архитектор и художник, один из величайших мастеров классической античности и периода высокой классики. Он прославился монументальными бронзовыми и хрисоэлефантинными статуями, выполненными из золота и слоновой кости. Наиболее известные его работы — статуя богини Афины Парфенос в Парфеноне высотой около 12 метров и колоссальная статуя Зевса в Олимпии, признанная одним из Семи чудес античного мира.
Биография
О жизни Фидия, за исключением его произведений, известно немного. Он родился около 488 года до н.э. в Афинах в семье Хармида. Сведения о его обучении разнятся. Согласно Плинию Старшему, Фидий постигал искусство скульптуры у Агелада из Аргоса, у которого также учились Мирон (около 480–444 до н.э.) и Поликлет (V век до н.э.). Другие источники называют его наставниками афинского скульптора Гегия и тасосского живописца Полигнота.
Фидий был другом влиятельного государственного деятеля Перикла, покровителя греческой архитектуры и скульптуры, во многом благодаря которому Афины обрели славу культурного центра Древней Греции. При поддержке Перикла Фидий в 447 году до н.э. получил ряд крупных заказов на создание скульптур в честь победы греков над персами в битве при Марафоне. Эти работы были частью масштабной программы по украшению и благоустройству Афин. В своём труде «Сравнительные жизнеописания. Перикл» Плутарх отмечает, что Фидий был главным советником и надзирателем Перикла во всех художественных начинаниях. Предполагается, что именно эта близость к правителю впоследствии стала причиной падения скульптора.
Творчество и стиль
Искусствоведы высоко ценят скульптуры Фидия за их эстетическое совершенство. Существует гипотеза, что при создании пропорций он опирался на принцип золотого сечения — иррационального числа, приблизительно равного 1,618. Фидий редко работал с мрамором, который был популярен в его время, отдавая предпочтение бронзе и хрисоэлефантинной технике, сочетавшей золото, слоновую кость и деревянную основу. Он достиг особого мастерства в бронзовом литье.
До наших дней не сохранилось ни одного подлинного произведения Фидия. Представление о них дают многочисленные римские копии, а также описания античных авторов и изображения на монетах. Утрата греческих оригиналов — частое явление в истории античной скульптуры.
Статуя Зевса в Олимпии
Колоссальная хрисоэлефантинная статуя Зевса (около 435 г. до н.э.) была создана Фидием для храма Зевса в Олимпии — центра культа верховного бога и места проведения древних Олимпийских игр. Сам храм был построен в период ранней классики и завершён около 456 года до н.э. Создание статуи заняло несколько лет. Хотя оригинал утрачен, её внешний вид известен благодаря описаниям и изображениям на монетах Элиды.
На голове Зевса был венок из ветвей оливы, в правой руке он держал фигурку богини победы Ники, а в левой — скипетр, увенчанный орлом. Его одеяние и сандалии были выполнены из чистого золота и украшены изображениями животных и цветов лилии. Трон был декорирован золотом, слоновой костью, чёрным деревом и драгоценными камнями. Статуя Зевса считалась одним из Семи чудес света и была одним из самых грандиозных произведений в истории скульптуры.
Заметка об оценке скульптуры
Чтобы узнать, как оценивать греческих скульпторов высокой классики, таких как Фидий, см: Как оценивать скульптуру. О более поздних работах см: Как оценить современную скульптуру.
Статуи Афины на Акрополе
Самым известным произведением Фидия в Афинах была Афина Парфенос — хрисоэлефантинная статуя, установленная в Парфеноне. Работу над ней скульптор начал в 447 году до н.э. Статуя простояла в храме до V века н.э., когда, предположительно, погибла во время пожара. Античные авторы описывают её как фигуру из золота и слоновой кости. Богиня Афина была изображена стоящей, в длинной тунике; на её груди располагалась голова Медузы. В одной руке она держала статуэтку Ники, а другой опиралась на копьё. У её ног находились щит и змея. Сохранилось множество копий этой статуи, созданных как в античности, так и в Новое время.
Фидий также является автором двух других знаменитых статуй Афины, стоявших на Акрополе. Огромная бронзовая Афина Промахос («Воительница») была установлена под открытым небом, и блеск её копья и шлема был виден морякам ещё на подходе к Пирею. Другая бронзовая статуя, Афина Лемния, была создана по заказу афинских колонистов, отправлявшихся на остров Лемнос.
Обвинения и закат карьеры
Последние годы жизни Фидия остаются предметом споров. Согласно Плутарху, враги Перикла, стремясь дискредитировать его, обвинили Фидия в хищении золота, выделенного на создание статуи Афины Парфенос. Скульптору удалось доказать свою невиновность, однако вскоре ему было предъявлено новое обвинение — в «нечестии». Поводом послужило то, что на щите Афины (известном по римской копии «Щит Странгфорда») Фидий якобы изобразил себя и Перикла.
Плутарх сообщает, что Фидий умер в тюрьме. По другой версии, он бежал в Олимпию, где и создал свою знаменитую статую Зевса, завершив там свой жизненный путь.
Наследие
Фидий был выдающимся мастером дизайна и техники, его трактовка человеческого тела отличается сдержанностью и гармонией. Благодаря поддержке влиятельных покровителей он смог создать ряд величайших произведений периода высокой классики. Фидий стал одним из ключевых творцов идеалистического, классического стиля, определившего облик греческого искусства второй половины V века до н.э. По силе влияния на последующие поколения скульпторов с ним может сравниться, пожалуй, лишь Микеланджело.
Интересно, что при раскопках мастерской Фидия в Олимпии в середине 1950-х годов археологи обнаружили глиняную чашу с надписью: “Я принадлежу Фидию”. Этот артефакт ныне хранится в Археологическом музее Олимпии.
- Венский Музей Leopold заплатит 19$ млн. за картину Эгона Шиле «Портрет Уолли»
- Музей мадам Тюссо представил новую восковую статую Елизаветы II
- Что такое шаблоны для фотошопа?
- Пазлы онлайн, бесплатно, 170 тысяч картин
- Музеи Франции не будут платить налог на богатство
- Политика конфиденциальности и обработки персональных данных
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?