Фидий читать ~5 мин.
Фидий обычно считается одним из величайших скульпторов классической античности, и величайшим резчиком высокой классической греческой скульптуры. Фидий был также художником и архитектором, прославился своими бронзовыми и особенно хризелефантиновыми статуями (из золота и слоновой кости). Среди его многочисленных знаменитых произведений греческой скульптуры он, вероятно, наиболее известен своей 40-футовой статуей богини Афины в Парфеноне, Афины, и колоссальным Зевсом в Олимпии, который стал одним из семи чудес света.
Биография
О жизни Фидия, кроме его работ, известно очень мало. Он родился около 488 года до н.э. в Афинах, его отца звали Чармидес. Существуют различные рассказы о его обучении. Согласно Плинию, Фидий научился искусству скульптуры у Агеладаса из Аргоса – того самого учителя, который обучал Мирона (480-444 гг. до н.э.) и Поликлета (V в. до н.э.). По другим источникам, его также учили Гегиас из Афин и тасийский художник Полигнот.
На определённом этапе карьеры Фидий подружился с известным и влиятельным государственным деятелем Периклом, знаменитым защитником греческой архитектуры и скульптуры, что стало одной из главных причин того, что Афины имели репутацию культурного центра древнего мира. При Перикле Фидий получил несколько заказов на создание скульптур в 447 году до н.э. в честь победы греков над персами в битве при Марафоне. Целью было украсить и благоустроить Афины. В своей «Жизни Перикла» Плутарх рассказывает об огромной художественной деятельности. Во всех этих работах, по словам Плутарха, Фидий был советником и надзирателем Перикла. И именно в результате этих близких отношений Фидий, как полагают, встретил своё падение.
Скульптура Фидия
Современные критики высоко оценили скульптуру Фидия за её эстетические достоинства. Считается, что в своих пропорциях он использовал золотое сечение – иррациональное число, равное примерно 1,6180, которое при изучении обладает особыми математическими свойствами. Фидий редко выполнял резные работы в мраморе, хотя это было популярно в то время, предпочитая бронзовую скульптуру, золото, слоновую кость и резьбу по дереву. Он особенно преуспел в бронзовом литье.
Хотя сегодня не сохранилось ни одного оригинала работ Фидия, известно о существовании многочисленных римских копий. Это довольно частое явление, поскольку почти все классические греческие скульптуры и картины были уничтожены – римляне делали очень близкие копии, никогда не развивая свой собственный стиль, а, наоборот, продолжая греческий стиль.
Статуя Зевса
Колоссальная фигура Зевса работы Фидия (ок. 432 г. до н.э.) была установлена в храме Зевса в Олимпии (место проведения древних Олимпийских игр). Сам храм был построен в микенский период и прославлял культ бога Зевса. На создание статуи ушло 12 лет, и хотя она больше не существует, на монетах Элиса была найдена её небольшая копия, которая даёт нам общее представление о её позе. На голове Зевса был венок из оливковых листьев, в правой руке он держал фигурку богини победы Нике, а в левой – скипетр из различных металлов с орлом, сидящим на вершине. Его халат и сандалии были сделаны из чистого золота, а на одежде были выгравированы животные и лилии. Трон был украшен золотом, слоновой костью, чёрным деревом и другими драгоценными камнями. Он стал одним из семи чудес света и самой большой статуей в древней истории скульптуры.
Заметка об оценке скульптуры
Чтобы узнать, как оценивать греческих скульпторов высокой классики, таких как Фидий, см: Как оценивать скульптуру. О более поздних работах см: Как оценить современную скульптуру.
Статуя Афины Промахос
Другой самой известной работой Фидия была Афина Промахос (или Парфенос), которая первоначально находилась в Парфеноне в Афинах. Фидий начал работу над статуей в 447 году до н.э., и она сохранилась до 5 века н.э., когда, предположительно, была уничтожена огнём. Древние описывают статую как сделанную из слоновой кости, серебра и золота. Богиня Афина стоит, туника доходит до её ног, а на груди у неё голова Медузы, выполненная из слоновой кости. В одной руке она держит статую победы, в другой – копье. У её ног лежит щит и змея. Было создано множество копий, как в древнем, так и в современном мире. (Фидий также создал вторую бронзовую статую Афины для Акрополя, известную как Лемнийская Афина).
Падение
Хотя большинство крупных заказов Фидия было выполнено в Афинах и Олимпии, он также создавал статуи в Дельфах, Платеях, Фивах и Паллене в Ахайе. Последние годы его жизни остаются чем-то загадочным. Говорят, что враги Перикла пытались дискредитировать его, обвинив его протеже Фидия в краже золота с одной из статуй в Парфеносе в 432 году до нашей эры. Хотя Фидию удалось снять с себя это обвинение, вскоре после этого он был брошен в тюрьму по обвинению в «нечестивости» на том основании, что он ввёл изображения себя и Перикла на Странгфордском щите. Согласно Плутарху, Фидий умер в тюрьме, хотя другие источники говорят, что он сбежал в Олимпию, чтобы работать над своей статуей Зевса.
Наследие
Фидий был гроссмейстером дизайна и техники, его изображение человеческого тела сдержанно и гармонично. Получив свободу действий от влиятельных покровителей, Фидий смог создать одни из самых прекрасных работ периода высокой классики. Он был одним из самых важных создателей идеалистического, классического стиля, который отличает греческое искусство в конце 5 века до н.э. За исключением Микеланджело в XVI веке, ни один другой скульптор не оказал столь сильного влияния на последующие поколения.
Интересно, что когда в середине 1950-х годов была раскопана мастерская Фидия в Олимпии, археологи обнаружили глиняную чашку с надписью «Я принадлежу Фидию». Эта реликвия сейчас находится в музее Олимпии.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?