Рельефная скульптура читать ~10 мин.
В пластическом искусстве рельефная скульптура — это любое произведение, которое объёмно выступает, но остаётся связанным со стеной или иной фоновой поверхностью, на которой оно создано. Рельефы традиционно классифицируют в зависимости от того, насколько высоко фигуры выступают над фоном. Рельефная скульптура, также известная как relievo, сочетает в себе черты двухмерного изобразительного искусства и трёхмерной скульптуры. Подобно картине, рельеф зависит от фоновой поверхности, и его композиция развёрнута в плоскости. В то же время, как и скульптура, он обладает реальной трёхмерностью.
Рельефы встречаются чаще, чем отдельно стоящие скульптуры, по ряду причин. Во-первых, рельеф позволяет изображать более сложные сюжеты, чем статуя, при меньших затратах ресурсов. Например, батальную сцену, которая в виде полноценной скульптурной группы потребовала бы огромного пространства и материала, значительно легче воплотить в рельефе. Во-вторых, поскольку рельеф прикреплён к фоновой поверхности, проблема веса и физического равновесия не стоит так остро, как для статуй и других отдельно стоящих скульптур, где эти факторы могут быть критически важны. В-третьих, рельефы вырезаются непосредственно на стенах, порталах, потолках и других поверхностях, что делает их идеальным решением для архитектурных проектов, которые исторически были крупнейшим источником заказов для скульпторов. В архитектуре рельефы выполняют как декоративную, так и повествовательную функции.
Типы рельефной скульптуры
Существует три основных типа рельефной скульптуры:
низкий рельеф (basso-relievo, или барельеф), где скульптурное изображение лишь незначительно выступает над фоновой поверхностью;
высокий рельеф (alto-relievo, или горельеф), где фигуры выступают над фоном по меньшей мере на половину своего объёма, а в некоторых частях могут быть почти полностью отделены от него, приближаясь к круглой скульптуре. Скульпторы также используют средний рельеф (mezzo-relievo), промежуточный вариант между высоким и низким;
углублённый рельеф (также известный как контррельеф, койланаглиф или инталия), где изображение не выступает над поверхностью, а, наоборот, углублено в неё. Контуры фигур чётко врезаны, что создаёт выразительную линию тени, при этом окружающая поверхность остаётся нетронутой. Углублённый рельеф характерен почти исключительно для древнего египетского искусства, хотя также встречается в индийском искусстве, например, в небольших рельефах из слоновой кости.
Кроме основных типов, существует чрезвычайно тонкая разновидность плоского рельефа, известная как рельеф schiacciato (rilievo schiacciato — «сплющенный рельеф»). Эта техника особенно ассоциируется со скульптором XV века Донателло. В schiacciato объём создаётся как за счёт тончайшей резьбы, так и с помощью выгравированных линий. Художественный эффект достигается благодаря игре света на поверхности бледных материалов, таких как белый мрамор, что позволяет выявить мельчайшие детали и изменения текстуры.
Рельефы могут быть как абстрактными, так и фигуративными. Абстрактные рельефы, геометрические или криволинейные, встречаются в искусстве многих культур, включая Древнюю Грецию, кельтов, викингов, доколумбову Америку и исламский мир. Фигуративная рельефная скульптура прочно ассоциируется с искусством Древней Греции и Рима, романской и готической архитектурой, а также с европейской скульптурой начиная с эпохи Возрождения.
История рельефной скульптуры
Развитие рельефной скульптуры было отмечено колебаниями между преобладанием живописных или скульптурных принципов. Например, в греческом искусстве рельефы ближе к «сжатой» скульптуре, чем к живописным изображениям. Фигуры существуют в пространстве, которое определяется их собственными формами и ограничено плоскостью фона. Этот фон воспринимается не как уходящая вдаль перспектива, а как непроницаемый барьер, на котором размещены фигуры. Для сравнения, рельефная скульптура эпохи Возрождения активно использует приёмы перспективы — живописного метода для передачи трёхмерного пространства на двухмерной поверхности, — и потому имеет много общего с живописью.
Доисторическая рельефная скульптура
Самые ранние рельефы относятся к пещерному искусству верхнего палеолита (около 25 000 лет до н.э.). К древнейшим рельефным скульптурам во Франции относятся: «Венера Лоссельская» (23 000 лет до н.э.), известняковый барельеф женской фигуры, найденный в Дордони; редкое изображение лосося (23 000 лет до н.э.) в пещере Абри-дю-Пуассон; солютрейский фриз из пещеры Рок-де-Серс (17 200 лет до н.э.); фриз из Кап-Блан (15 000 лет до н.э.), выполненный в мадленскую эпоху; глиняные бизоны из пещеры Тюк-д’Одубер (13 500 лет до н.э.); и выдающийся известняковый фриз в «колдовской скале» Рок-о-Сорсьер (12 000 лет до н.э.). За пределами Франции известны плохо сохранившиеся глиняные рельефы в Каповой пещере на Урале. Рельефы также находят на многих мегалитах эпохи неолита.
Заметка об оценке скульптуры
Чтобы узнать, как оценивать высокорельефную и низкорельефную скульптуру, см.: Как оценить скульптуру. О более поздних работах см.: Как оценить современную скульптуру.
Древняя рельефная скульптура
Во времена цивилизаций Древнего мира (ок. 3500–600 гг. до н.э.) рельефы широко использовались для украшения каменных зданий в Древнем Египте, Ассирии и других культурах Ближнего Востока. Примером месопотамской скульптуры служат барельефы львов и драконов с ворот Иштар в Вавилоне. Другим характерным образцом ассирийского искусства (ок. 1500–612 гг. до н.э.) являются алебастровые рельефы со сценами охоты на львов царей Ашшурнацирапала II и Ашшурбанипала. Египетские скульпторы чаще всего использовали углублённый рельеф. Фигуры в нём, как правило, изображены в профиль и заключены в резко очерченные контуры, что можно видеть на многочисленных рельефах Карнакского храма. Низкие рельефы были также распространены в традиционной китайской скульптуре. Руководство по принципам восточного искусства см.: Традиционное китайское искусство: Характерные черты.
Высокие рельефы (горельефы) получили широкое распространение лишь в классическую античность (с V века до н.э.), когда древнегреческие скульпторы начали активно исследовать возможности этого жанра. Ярким примером служат рельефы на аттических надгробиях IV века до н.э., а также скульптурные фризы, украшавшие Парфенон и другие античные храмы. Подробнее об эллинистических рельефах, таких как знаменитый Пергамский алтарь, см.: Пергамская школа эллинистической скульптуры (241–133 гг. до н.э.).
Рельефы занимали важное место и в раннехристианской скульптуре, в частности, на саркофагах состоятельных христиан II – III веков н.э. (см. также Рельефная скульптура Древнего Рима). См. также: раннехристианское искусство (с 150 г. н.э.).
В период 600–1100 гг. абстрактные рельефы появились во многих культурах, таких как культура миштеков в Мексике, искусство норвежских викингов и исламское искусство на Ближнем Востоке.
Средневековая рельефная скульптура
В Европе в 1000–1200-х годах христианское искусство было тесно связано с архитектурой, в особенности с масштабным строительством соборов, аббатств и церквей, финансируемым Римской церковью. Хотя скульптура была неотъемлемой чертой этого религиозного искусства, основное внимание уделялось рельефам. Примером служат знаменитые рельефы, украшающие порталы (тимпаны) романских соборов во Франции, Германии, Англии и других странах (см. также Романская скульптура). Готический период продолжил эту традицию, однако готические скульпторы чаще предпочитали высокий рельеф в соответствии с возросшим в XIV веке интересом к отдельно стоящей скульптуре (см. также Готическая скульптура).
Одна из самых обширных экспозиций эротической рельефной скульптуры в мире находится в храмовом комплексе Кандария Махадева в Кхаджурахо (штат Мадхья-Прадеш, Индия). Храм был построен в Средние века, между 1017 и 1029 годами.
Эпоха Возрождения и Новое время
Итальянский Ренессанс (ок. 1400–1600) принёс в искусство рельефа заметные изменения. Ярким свидетельством тому стали знаменитые бронзовые двери, созданные Лоренцо Гиберти для баптистерия Флорентийского собора. Чтобы в полной мере использовать потенциал перспективы, Гиберти выполнил фигуры на переднем плане в технике высокого рельефа, благодаря чему они кажутся близкими, тогда как фоновые элементы в низком рельефе создают иллюзию глубины и расстояния.
Донателло развил этот подход, добавив текстурные контрасты между шероховатыми и гладкими поверхностями. В целом скульпторы эпохи Возрождения стремились максимально использовать живописные возможности рельефа. Однако были и исключения: например, утончённые низкие рельефы из мрамора и терракоты Дезидерио да Сеттиньяно и, напротив, более мощный и скульптурный стиль, который использовал Микеланджело (для дополнительной информации см. Скульпторы эпохи Возрождения).
Первая школа Фонтенбло (ок. 1530–1570), направление французского маньеризма, названное в честь дворца короля Франциска I, была известна сложными лепными рельефами. В них лепнина была разрезана на полосы, которые сворачивались на концах, а затем переплетались, образуя фантастические формы. Среди ведущих художников Фонтенбло были Франческо Приматиччо (1504–1570) и Россо Фьорентино (1494–1540).
Скульпторы эпохи барокко развивали живописный подход, характерный для Ренессанса, но часто в гораздо большем масштабе. Иногда их грандиозные рельефные композиции превращались в настоящие «картины в мраморе». Примером может служить «Экстаз святой Терезы» работы Бернини, где фигуры, вырезанные почти в полном объёме, заключены в архитектурное пространство мраморного алтаря (см. также Скульпторы барокко и Неоклассические скульпторы).
Некоторые представители неоклассической скульптуры, такие как Антонио Канова и Бертель Торвальдсен, временно возродили строгий горельеф в стремлении к классической чистоте. Однако в целом ренессансная концепция «живописного» рельефа возобладала, достигнув кульминации в творчестве скульпторов XIX века, таких как Франсуа Рюд («Марсельеза на Триумфальной арке») и Огюст Роден («Врата ада»).
Величайшей и самой известной рельефной скульптурой XX века является Национальный мемориал «Гора Рашмор» (1927–1941), созданный под руководством Гутзона Борглума. Это уникальное произведение представляет собой высеченные в граните горельефные портреты американских президентов Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона, Авраама Линкольна и Теодора Рузвельта (см. также Скульпторы XX века).
Знаменитые рельефные скульптуры
К числу наиболее известных рельефов относятся:
«Венера Лоссельская» (ок. 23 000 до н.э.), Дордонь, Франция (барельеф)
Лосось из пещеры Абри-дю-Пуассон (ок. 23 000 до н.э.), Дордонь, Франция (барельеф)
Бизоны из пещеры Тюк-д’Одубер (ок. 13 500 до н.э.), Арьеж, Франция (барельеф)
Гёбекли-Тёпе, рельефы животных и другое мегалитическое искусство (ок. 9000 до н.э.)
Рельефы Парфенона (ок. 446–430 до н.э.), Британский музей и Музей Акрополя (горельеф)
Фриз храма Аполлона в Бассах (ок. 420 до н.э.) (горельеф)
Фриз мавзолея в Галикарнасе (ок. 350 до н.э.) (горельеф)
Пергамский алтарь Зевса (ок. 180 до н.э.), Пергамский музей, Берлин (горельеф)
Алтарь Мира Августа (Ara Pacis Augustae) (ок. 10 до н.э.), Рим (горельеф)
Колонна Траяна, Рим (106–113 н.э.) (спиральный рельеф)
Рельефы арки Константина, Рим (315 н.э.) (горельеф)
«Страшный суд», тимпан собора Святого Лазаря в Отёне (ок. 1130), скульптор Гислебертус (горельеф)
Кхмерский храм Ангкор-Ват, Камбоджа (ок. 1150) (барельеф)
«Пир Ирода», купель Сиенского баптистерия (1425), Донателло (schiacciato)
«Врата Рая», баптистерий во Флоренции (1452), Гиберти (горельеф и барельеф)
«Экстаз святой Терезы», капелла Корнаро (1652), Бернини (горельеф)
«Святая Цецилия» (1600), Стефано Мадерно, Рим (горельеф)
«Святая Вероника» (1639), Собор Святого Петра, Франческо Моки (горельеф)
«Марсельеза» (1836), Франсуа Рюд, Париж (горельеф)
«Врата ада» (1880–1917), Огюст Роден, Музей Родена, Филадельфия
Национальный мемориал на горе Рашмор (1927–1941), Южная Дакота (горельеф)
Мемориал Конфедерации на горе Стоун-Маунтин (1958–1970), Уокер Хэнкок (горельеф)
ЛУЧШИЕ СКУЛЬПТУРЫ
Список 100 величайших скульптурных произведений в истории искусства см. в статье Величайшие скульптуры всех времён.
РУКОВОДСТВО ПО ПЛАСТИЧЕСКИМ ИСКУССТВАМ
См.: Искусство скульптуры.
ЛУЧШИЕ СКУЛЬПТОРЫ
Список самых выдающихся мастеров объёмной формы см. в статье Величайшие скульпторы.
ЭВОЛЮЦИЯ СКУЛЬПТУРЫ
Подробнее о происхождении и развитии пластических искусств см.: История скульптуры.
ВИДЫ СКУЛЬПТУРЫ
Каменная скульптура: гранит, известняк, песчаник.
Мраморная скульптура: пентелийский, каррарский, паросский мрамор.
Бронзовая скульптура: литьё по выплавляемой модели.
Резьба по дереву: хвойные и лиственные породы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?