Рельефная скульптура читать ~10 мин.
В пластическом искусстве рельефная скульптура – это любое произведение, которое объёмно выступает, но принадлежит стене или другому типу фоновой поверхности, на которой оно вырезано. Рельефы традиционно классифицируются в зависимости от того, насколько высоко фигуры выступают над фоном. Также известная как Relievo, рельефная скульптура представляет собой сочетание двухмерного изобразительного искусства и трёхмерного скульптурного искусства. Таким образом, рельеф, как и картина, зависит от фоновой поверхности, и его композиция должна быть вытянута в плоскости, чтобы быть видимой. Но в то же время рельеф обладает определённой степенью реальной трёхмерности, как и настоящая скульптура.
Рельефы встречаются чаще, чем отдельно стоящие скульптуры, по ряду причин. Во-первых, рельефная скульптура может изображать гораздо более широкий круг сюжетов, чем статуя, благодаря экономии ресурсов. Например, батальная сцена, которая при полноценной скульптуре потребовала бы огромного количества места и материала, может быть изображена гораздо легче в рельефе. Во-вторых, поскольку рельеф прикреплён к фоновой поверхности, проблемы веса и физического баланса не возникает – в отличие от статуй и других отдельно стоящих скульптур, где вес и баланс могут иметь решающее значение. В-третьих, поскольку рельефы вырезаются непосредственно на стенах, порталах, потолках, полах и других плоских поверхностях, они идеально подходят для архитектурных проектов – обычно самого большого источника заказов на скульптуру – для которых они могут выполнять как декоративные, так и повествовательные функции.
Типы рельефной скульптуры
Существует три основных типа рельефной скульптуры:
❶ низкий рельеф (basso-relievo, или барельеф), когда скульптура лишь слегка выступает из фоновой поверхности;
❷ высокий рельеф (alto-relievo, или альт-рельеф), когда скульптура выступает по крайней мере на половину или более своей естественной окружности из фона, а местами может быть полностью отделена от земли, приближаясь таким образом к объёмной скульптуре. Скульпторы также могут использовать средний рельеф (меццо-рельефо), стиль, который находится примерно между высокими и низкими формами;
❸ утопленный рельеф, (врезанный, коэланаглифический или интаглифический рельеф), где резьба утоплена ниже уровня окружающей поверхности и находится в пределах чётко вырезанной линии контура, которая обрамляет её мощной линией тени. Окружающая поверхность остаётся нетронутой, без каких-либо выступов. Рельефная резьба с утопленным рельефом встречается почти исключительно в древнем египетском искусстве, хотя она также использовалась в некоторых прекрасных небольших рельефах из слоновой кости в Индии.
Кроме основных типов, перечисленных выше, существует чрезвычайно тонкий тип плоской рельефной резьбы, известный как Statiacciato relief (rilievo schiacciato), который особенно ассоциируется со скульптором XV века Донателло. Этот statiacciato дизайн частично передан тонко выгравированными чеканными линиями, а частично вырезан в рельефе. Его эффект зависит от того, как материалы бледного цвета, такие как белый мрамор, реагируют на свет и проявляют самые тонкие линии и изменения текстуры.
Рельефы могут быть абстрактными по стилю, а также репрезентативными или фигуративными. Абстрактные рельефы, как геометрические, так и криволинейные, встречаются во многих культурах, включая Древнюю Грецию, кельтов, Мексику, викингов и ислам. Репрезентативная и фигуративная рельефная скульптура прочно ассоциируется с греками, римлянами, романской и готической архитектурой, а также европейской скульптурой, начиная с эпохи Возрождения.
История рельефной скульптуры
Развитие рельефной скульптуры было отмечено колебаниями между живописным и скульптурным доминированием. Например, в греческом искусстве рельефы больше похожи на сжатую скульптуру, чем на развёрнутые изображения. Фигуры населяют пространство, которое определяется твёрдыми формами самих фигур и ограничено плоскостью фона. Эта плоскость фона используется не для создания отступающей перспективы, а скорее как конечный непроницаемый барьер, перед которым существуют фигуры. Для сравнения, рельефная скульптура эпохи Возрождения в полной мере использует перспективу, которая является живописным методом представления трёхмерных пространственных отношений на двухмерной поверхности, и поэтому имеет много общего с двумерным изобразительным искусством.
Доисторическая рельефная скульптура
Самые ранние рельефы относятся к пещерному искусству верхнего палеолита, около 25 000 лет до нашей эры. Самыми древними рельефными скульптурами во Франции являются: Венера Лоссельская (23 000 лет до н.э.), известняковый барельеф женской фигуры, найденный в Дордони; редкая резьба лосося (23 000 лет до н.э.) в пещере Абри дю Пуассон в Лез Эйзи де Тайак, Перигор; солютрейский фриз из пещеры Рок-де-Серс (17 200 лет до н.э.) в Шаранте; фриз из Кап-Блан (15 000 лет до н.э.), выполненный в Мадленскую эпоху; бизон из Тюк-д’Одубера (13 500 лет до н.э.); и выдающийся известняковый фриз в Рок-о-Сорсьер (12 000 лет до н.э.), найденный во Вьенне. За пределами Франции находятся плохо сохранившиеся глиняные рельефы в Каповой пещере в России. Другие рельефы были найдены на многочисленных мегалитах эпохи неолита.
Заметка об оценке скульптуры
Чтобы узнать, как оценить высокорельефную и низкорельефную скульптуру, см: Как оценить скульптуру. О более поздних работах см: Как оценить современную скульптуру.
Древняя рельефная скульптура
Во времена цивилизаций Древнего мира (ок. 3500-600 гг. до н.э.) рельефы часто встречались на поверхностях каменных зданий в Древнем Египте, Ассирии и других культурах Ближнего Востока. Примером месопотамской скульптуры является набор львов и драконов из ворот Иштар в Вавилоне, выполненный в низком рельефе. См. также алебастровую резьбу с изображением охоты на львов Ашурнасирпала II и Ашурбанипала, типичный пример ассирийского искусства (ок. 1500-612 гг. до н.э.). Египетские скульпторы, как правило, использовали утопленный рельеф. Фигуры изображаются стоящими боком и заключены в резко очерченные контуры: см. например, многочисленные утопленные рельефы в Карнакском храме в Египте. Низкие рельефы были особенно распространены в китайской скульптуре. Руководство по принципам, лежащим в основе восточных искусств, см: Традиционное китайское искусство: Характерные черты.
Высокие рельефы получили распространение только в классической античности (ок. 500 г. до н.э. и далее), когда древнегреческие скульпторы начали более тщательно изучать этот жанр. Рельефная скульптура аттических гробниц, датируемая 4 веком до н.э., является ярким примером, как и скульптурные фризы, использовавшиеся в оформлении Парфенона и других классических храмов. Подробнее об эллинистических рельефах, таких как алтарь Зевса, см: Пергамская школа эллинистической скульптуры (241-133 гг. до н.э.).
Рельефные скульптуры занимали видное место в раннехристианской скульптуре – в частности, в саркофагах богатых христиан во II и III веках н.э. (см. также Рельефная скульптура Древнего Рима). См. также: раннехристианское искусство (150 и далее).
В период 600-1100 гг. абстрактные рельефы появились во многих культурах мира, таких разных, как культура миштеков в Мексике, культура норвежцев/викингов и исламская среда на Ближнем Востоке.
Средневековая рельефная скульптура
В Европе в период 1000-1200 годов христианское искусство в основном принимало форму архитектуры, в частности, программы строительства соборов, аббатств и церквей, финансируемых христианской церковью Рима. Хотя скульптура была характерной чертой этого религиозного искусства, основной упор делался на рельефную скульптуру, примером чему служат замечательные рельефы, украшающие порталы (тимпаны) романских соборов во Франции, Германии, Англии и других странах. (См. также Романская скульптура). Готический период сохранил эту традицию, хотя готические скульпторы обычно предпочитали более высокий рельеф, в соответствии с возрождением интереса к скульптуре, характерного для XIV века. (См. также Готическая скульптура).
Одну из самых обширных экспозиций эротической рельефной скульптуры в мире можно увидеть в храмовом комплексе Кандария Махадева в Кхаджурахо, в штате Мадхья-Прадеш, Индия. Храм был построен в средние века, между 1017 и 1029 годами.
Ренессанс и далее
Итальянский Ренессанс (ок. 1400-1600) принёс заметные перемены, о чем свидетельствуют знаменитые бронзовые двери, которые Лоренцо Гиберти сделал для баптистерия Флорентийского собора. Для того чтобы использовать весь потенциал перспективы, фигуры на переднем плане композиции выполнялись в высоком рельефе, благодаря чему они казались близкими, в то время как фоновые элементы выполнялись в низком рельефе, таким образом изображая расстояние.
В своих скульптурах Донателло развил этот подход, добавив текстурные контрасты между шероховатыми и гладкими поверхностями. Таким образом, в целом рельефные скульпторы эпохи Возрождения стремились максимально использовать живописные возможности двухмерного фона, хотя были и исключения. Двумя такими тенденциями были: тонкие и низкие рельефы из мрамора и терракоты Дезидерио да Сеттиньяно, и более прочный и скульптурный стиль рельефов, использованный Микеланджело. (Для получения дополнительной информации см. Скульпторы эпохи Возрождения)
Первая школа Фонтенбло (ок. 1530-70), стиль французского маньеризма, названный в честь королевского дворца французского короля Франциска I (1494-1547), была известна своими сложными рельефными скульптурами из лепнины, в которых лепнина разрезалась на полосы, сворачивалась на концах, а затем переплеталась, образуя фантастические формы. Среди основных художников Фонтенбло были Франческо Приматиччо (1504-1570) и Россо Фьорентино (1494-1540).
Рельефные скульпторы эпохи барокко развивали живописный подход, использовавшийся в искусстве Возрождения, часто в очень больших масштабах. Иногда их большие рельефные композиции фактически становились своего рода картинами в мраморе, примером чему может служить Экстаз Святой Терезы работы Бернини, который включал фигуры, вырезанные почти полностью в объёмной форме, но заключённые в мраморный алтарь. (См. также Скульпторы барокко и Неоклассические скульпторы)
Несколько представителей неоклассической скульптуры, такие как Антонио Канова и Бертель Торвальдсен, временно возродили использование горельефов в стремлении к классической строгости и чистоте, но в целом ренессансная концепция рельефа «живописного стиля» возобладала, достигнув высшей точки в творчестве скульпторов XIX века, таких как Франсуа Рюде (Триомфская арка) и Огюст Роден (Врата ада).
Величайшей и самой известной рельефной скульптурой 20-го века является Национальный мемориал «Гора Рашмор» (1927-41), созданный под руководством Гутзона Борглума. Это уникальное произведение представляет собой рельефные гранитные портреты американских президентов Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона, Авраама Линкольна и Теодора Рузвельта. (См. также Скульпторы 20-го века.)
Знаменитые рельефные скульптуры
К ним, например, относятся:
Венера Лоссельская (около 23000 лет до н.э.) Дордонь (низкий рельеф)
Лосось из пещеры Абри-дю-Пуассон (около 23000 лет до н.э.) Дордонь (низкий рельеф)
Бизон из Тюк д’Одюбер (около 13 500 г. до н.э.) Арьеж, Франция (барельеф)
Гобекли-Тёпе Рельефы животных и другое мегалитическое искусство (около 9000 лет до н.э.)
Рельефы Парфенона (около 446–430 гг. до н.э.), Музей Акрополя (горельеф)
Храм Аполлона Эпикуриоса, Восточный Фриз (около 420 г. до н.э.) (горельеф)
Мавзолей Харликарнас, Фриз Амазонки (около 350 г. до н.э.) (горельеф)
Пергамский алтарь Зевса (около 180 г. до н.э.) Пергамский музей в Берлине (горельеф)
Августовский мир (Ара Пацис Августа) (ок. 10 г. до н.э.) (Панель рельефа Теллуса) (горельеф)
Колонна Траяна, Рим (106–113 гг. н.э.) (Спиральный / винтовой рельеф)
Арка Константина, Рим (315 г. н.э.) (горельеф)
Страшный суд, собор Сен-Лазар (1145) Гислеберт (горельеф)
Кхмерский храм Ангкор-Ват, Камбоджа (около 1150 г.) (низкий рельеф)
Праздник Ирода Купель (1425 г.) Донателло (горельеф)
Двери рая, баптистерий, Флоренция (1452 г.) Гиберти (высокий / низкий рельеф)
Экстаз Святой Терезы, Капелла Корнаро (1652 г.) Бернини (горельеф)
Св. Чечилия (1600) Стефано Мадерно, Рим (горельеф)
Святая Вероника (1639) Базилика Св. Петра работы Франческо Мочи (горельеф)
Марсельеза (1836) Франсуа Рюда, Ницца (горельеф)
Врата ада (1880-1917) Огюста Родена: Музей Родена в Филадельфии
Национальный мемориал на горе Рашмор (1927-41) Южная Дакота (горельеф)
Памятник Конфедерации Каменная гора (1958-70) В. К. Хэнкок (горельеф)
ЛУЧШИЕ СКУЛЬПТУРЫ
Список 100 лучших трёхмерных работ в мире, созданных лучшими скульпторами в истории искусства, см. В разделе Величайшие скульптуры всех времён.
РУКОВОДСТВО ПО ПЛАСТИКОВЫМ ИСКУССТВАМ
См.: Искусство скульптуры.
ЛУЧШИЕ СКУЛЬПТОРЫ
Список самых талантливых трёхмерных художников в мире можно найти в разделе Величайшие скульпторы.
ЭВОЛЮЦИЯ СКУЛЬПТУРЫ
Подробнее о происхождении и развитии пластических искусств см.: История скульптуры.
ВИДЫ СКУЛЬПТУРЫ
Каменная скульптура Гранит известняк, песчаник.
Мраморная скульптура Пентелийский, Каррарский, Паросский мрамор.
Скульптура из бронзы Литье по выплавляемым моделям.
Резьба по дереву Хвойные и лиственные породы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?