Скульпторы эпохи Возрождения читать ~19 мин.
Покровителями искусства Ренессанса в Италии выступали преимущественно знатные семейства: Медичи во Флоренции, Висконти и Сфорца в Милане, Гонзага в Мантуе, Бентивольо в Болонье, Монтефельтро в Урбино, Малатеста в Римини, а также Эсте в Ферраре и Модене. В Риме покровительство живописи и скульптуре часто было одной из приоритетных задач папства, как во времена Сикста IV и Юлия II. Подобно живописи, скульптура итальянского Возрождения испытала огромное влияние классических сюжетов и форм. Хотя средневековая Италия никогда полностью не забывала наследие греческой, этрусской и римской скульптуры, в период с 800 по 1400 год это классическое влияние было серьёзно ослаблено под натиском немецких, лангобардских и франкских традиций. Возвращение к античным формам началось с творчества апулийского скульптора Никколы Пизано (ок. 1206–1278). И хотя готические традиции ещё сохранялись, они постепенно приобретали всё более «классический» облик.
Итальянская скульптура Раннего Возрождения (ок. 1400–1490)
Ещё одной характерной чертой скульптуры Раннего Возрождения стал её натурализм. Это проявилось как в росте числа произведений на современные сюжеты, так и в переходе от условности к более естественной и реалистичной трактовке пропорций, анатомии, драпировок и перспективы.
Религиозные заказы и тематика
В периоды кватроченто (XV век) и чинквеченто (XVI век) спрос на скульптуру был в основном религиозным. Храмы украшали скульптурами не только вокруг порталов — часто весь фасад был покрыт статуями и рельефами. Интерьеры церквей наполняли алтарные композиции, балдахины, кафедры, хоры, крестильные купели и табернакли, а также отдельные статуи святых и ангелов. Двери нередко отливали из бронзы и украшали рельефами, а хоры декорировали фигурной резьбой. На внутренних стенах церквей эпохи Возрождения размещали пышные надгробия и саркофаги, посвящённые архиепископам, епископам, полководцам, политикам и аристократам.
Скульптурный декор в виде статуй и рельефов создавался также для светских дворцов и особняков. Общественные площади и сады украшались статуями, фонтанами и вазами, которые зачастую создавали самые выдающиеся скульпторы эпохи Возрождения.
Сюжеты для церковной скульптуры Раннего Возрождения черпались из Ветхого и Нового Заветов. Самой популярной темой была «Мадонна с младенцем», которая в эпоху Высокого Возрождения часто изображалась в окружении святых. Истории из жизни Христа, Богоматери, святого Франциска и других святых были так же распространены в скульптуре, как и в живописи. По мере развития Ренессанса церковные легенды, равно как и многочисленные светские сюжеты, стали помещаться в классический антураж. В соответствии с античными ценностями широкое распространение получила нагота. Краткий обзор изображения человеческого тела в живописи и скульптуре Ренессанса см. в статьях: Женская обнажённая натура в истории искусства (топ-20) и Мужская обнажённая натура в истории искусства (топ-10).
Материалы и методы
Скульптура Возрождения придавала меньшее значение драгоценным металлам, таким как золото и серебро, по сравнению с готической скульптурой. Однако бронза стала излюбленным материалом ренессансных мастеров — не только из-за её пластичности и долговечности, но и благодаря её блеску после позолоты. Сначала из бронзы создавали рельефы, а затем статуи, портретные бюсты и предметы малых форм. Тем не менее, техника литья некоторое время оставалась несовершенной, а ранние бронзовые изделия не отличались качественной полировкой. Скульпторы Высокого Возрождения смогли преодолеть эти трудности лишь в XVI веке.
Растущий спрос на сложный декоративный орнамент в каменной скульптуре привёл к широкому использованию мрамора, а также известняка (пьетра д’Истрия) и мелкозернистого песчаника (пьетра серена). Для монументальной скульптуры был особенно популярен знаменитый белый каррарский мрамор, цвет которого мастера часто смягчали с помощью воска. Скульптуры из цветного мрамора встречались редко. При этом мелкие детали, такие как крылья ангелов, волосы и орнаменты на одеждах, обычно покрывали позолотой.
Диапазон скульптурных техник значительно расширился благодаря повсеместному внедрению терракоты. Она была гораздо более дешёвой заменой мрамору и при этом, будучи глазурованной и обожжённой, не уступала ему в долговечности. Терракота вскоре стала применяться для создания алтарных образов, кафедр и купелей, равно как и ещё более дешёвая лепнина из мраморной пыли и песка. Резьба по дереву также была распространена, но преимущественно в лесистых регионах, чем объясняется преобладание южногерманских резчиков по дереву.
В практических вопросах, таких как использование инструментов и оборудования, скульпторы Возрождения в целом следовали методам античных мастеров, однако уделяли гораздо больше внимания живописным и графическим средствам. Согласно художественной философии Ренессанса, первостепенное значение имел «disegno» — понятие, объединяющее замысел и рисунок. Поэтому подготовительные эскизы на бумаге были важнейшей частью творческого процесса. Более того, предварительные наброски, включая модели из глины, воска или дерева, иногда доводились до такой степени готовности, что фактическое исполнение работы (в бронзе или мраморе) можно было доверить ремесленнику или квалифицированному подмастерью.
Чтобы узнать, как оценивать работы скульпторов Раннего и Высокого Возрождения, см. статью «Как оценивать скульптуру». О более поздних работах читайте в материале «Как оценить современную скульптуру».
Флорентийская школа скульптуры Раннего Возрождения
Скульпторы, работавшие над украшением Флорентийского собора в конце XIV века, в частности Пьеро ди Джованни Тедеско, уже создавали натуралистические произведения и сочетали в них классические и христианские темы. Ключевыми фигурами раннего Возрождения во Флоренции стали Лоренцо Гиберти (1378–1455), Донателло (1386–1466) и Нанни ди Банко (ум. в 1421).
Во многих отношениях именно творчество Донателло наиболее точно отражает дух меняющейся эпохи. В его ранних работах, созданных до 1425 года, ещё прослеживается готический стиль. Его статуи для Флорентийского собора, кампанилы Джотто и церкви Орсанмикеле относительно сдержанны, с тяжёлыми драпировками: пророки и евангелисты (за исключением святого Георгия) — это, по сути, портреты его современников.
В период с 1425 по 1444 год Донателло создаёт свои лучшие произведения, завоёвывая общенациональную известность. В рельефной скульптуре он мастерски передаёт перспективу с помощью отступающих плоских планов, что особенно заметно в купели для баптистерия в Сиене. Его прежний реализм сменяется утончённым классицизмом, как в знаменитой бронзовой статуе Давида, и сочетается с выраженным драматизмом. См. также: «Давид» работы Донателло.
Микелоццо ди Бартоломео (1396–1472), также известный как Микелоццо Микелоцци, в это время был тесно связан с Донателло. Третий и последний период творчества Донателло, с 1444 года до его смерти в 1466 году, ознаменовался полным раскрытием его драматического таланта, зачастую в ущерб гармонии, что приводило к преувеличенным и несбалансированным композициям. Среди других последователей Донателло можно назвать Бернардо Чуффаньи (1385–1456), создателя сидящей статуи Святого Матфея во Флорентийском соборе, и Агостино ди Дуччо (1418–1481), автора манерных колонн-статуй на фасаде оратория Сан-Бернардино в Перудже и рельефов в храме Темпио Малатестиано в Римини. Племянник Луки делла Роббиа (1400–1482), Андреа делла Роббиа (1435–1528), был выдающимся мастером терракотовой скульптуры и прославился своими «Бамбино Тонди» (медальонами с изображением младенцев).
Во второй половине XV века спрос на монументальные произведения из мрамора и бронзы значительно вырос. В церквях появились скульптурные алтари, кафедры, гробницы и статуи, а светские дворцы украсились резными дверными проёмами, фризами, рельефами и портретными бюстами. Среди наиболее талантливых мраморных скульпторов того времени были Бернардо Росселлино (1409–1464), Дезидерио да Сеттиньяно (1428–1464), Антонио Росселлино (1427–1478), Мино да Фьезоле (1431–1484), Маттео Чивитали (1435–1501) и Бенедетто да Майано (1442–1497). Лучшими скульпторами, работавшими с бронзой, были Антонио Поллайоло (1432–1498) и Андреа дель Верроккьо (1435–1488).
Хотя флорентийское Возрождение оставалось движущей силой развития скульптуры в XV веке, вскоре появились и другие центры, такие как Сиена, Милан, Венеция и Падуя. Каждый из них воспитал талантливых скульпторов, обладавших собственным стилем и влиянием.
Сиенская школа скульптуры Раннего Возрождения
Из-за различий в художественных традициях готическая скульптура просуществовала в Сиене дольше, чем во Флоренции. Самый выдающийся сиенский скульптор, Якопо делла Кверча (1374–1438), развивался в том же направлении, что и Донателло. Его ранние работы, примером которых служит Фонте Гайя (1409–1419), носят ярко выраженный готический характер. За этим последовал более классический и, наконец, более драматический период. Ранняя готика Кверчи нашла отражение в работах Лоренцо Веккьетты (1410–1480), а его классическая манера — в творчестве Антонио Федериги (ок. 1420–1490). Среди других известных сиенских скульпторов — мастер бронзы Джакомо Коццарелли (1453–1515) и Лоренцо ди Мариано (ум. в 1534).
Миланская школа скульптуры Раннего Возрождения
В Ломбардии, как и в Сиене, готические традиции были сильнее, чем во Флоренции. Здесь возникла потребность в более сложных и пышных украшениях. К числу выдающихся миланских скульпторов относятся Кристофоро Мантегацца (ум. в 1482), Антонио Мантегацца (ум. в 1495), Джованни Антонио Амадео (1447–1522), виртуозный ювелир и мастер терракотовых рельефов Карадоссо (1445–1527), Агостино Бусти (1483–1548) и Кристофоро Солари по прозвищу «Иль Гоббо» (Горбун) (работал в 1489–1520).
Венецианская школа скульптуры Раннего Возрождения
Если миланские художники находили заказы в Генуе, Бергамо, Брешии и других североитальянских городах, то венецианские скульпторы доминировали на востоке. Их влияние распространялось, с одной стороны, на Истрию и Далмацию, с другой — на Верону и Брешию, а также на Равенну, Чезену, Фаэнцу и Анкону. Венеция демонстрировала вкус к богатым декоративным работам, которые были заметно менее строгими, чем миланские, и более сентиментальными, чем флорентийские. По сути, искусство Ренессанса в Венеции обращалось к эмоциям, в то время как Милан и Флоренция апеллировали к интеллекту. Среди известных венецианских скульпторов были Бартоломео Бон, Пьетро Ломбардо (1435–1515) и Алессандро Леопарди (ум. в 1522).
Другие знаменитые скульпторы Раннего Возрождения
К ним относятся: Никколо да Бари, известный как Никколо дель Арка (1435–1494) из Болоньи; Гвидо Маццони (1450–1518) из Модены, который, подобно семейству делла Роббиа, предпочитал терракоту камню или бронзе; ранние скульпторы Андреа Чиччионе и Антонио ди Доменико да Бамбоччо (1351–1422) из Неаполя; далматинец Франческо да Лаурана, а также Доменико Гаджини и его сын Антонио Гаджини (1478–1536) из Сицилии. Что касается римской скульптуры, то её расцвет придётся на период позднего Ренессанса в Риме.
Скульптура раннего итальянского Возрождения хорошо представлена в церквях и общественных зданиях Флоренции, Милана, Венеции, Падуи и Рима, а также в таких музеях, как Лувр (Париж), Национальный музей Барджелло (Флоренция) и Музей Метрополитен в Нью-Йорке.
Итальянская скульптура Высокого Возрождения (ок. 1490–1530)
В период Высокого Возрождения в Италии скульптура стала играть не менее важную роль, чем архитектура и живопись, а иногда даже доминировала над ними. Например, архитектура стала более скульптурной (пилястры уступили место колоннам), а в живописи моделировка и перспектива стали преобладать над контуром и композицией.
Изменились и эстетические предпочтения в скульптуре. На смену замысловатому декоративному низкому рельефу (барельефу) пришли высокий рельеф (горельеф) и круглая скульптура. Благородство замысла уступило место мастерству в моделировке форм, передаче поз и движению драпировок. Главной целью стал производимый эффект, и, хотя влияние античной скульптуры сохранялось, оно лишь изредка выражалось в прямом копировании классических образцов.
Флорентийские скульпторы Высокого Возрождения
К ведущим скульпторам Флоренции этого времени относятся: Андреа Сансовино (1467–1529), его ученик Франческо да Сангалло (1494–1576), более влиятельный Бенедетто да Ровеццано (1474–1554), а также Пьетро Торриджано (1472–1528), который уехал в Англию и создал гробницу Генриха VII и его жены Елизаветы Йоркской в Вестминстерском аббатстве.
В Милане и Павии плеяда талантливых скульпторов закончилась Агостино Бусти. В Модене работал Антонио Бегарелли (1499–1565), в Болонье — Альфонсо Ломбарди (1497–1537), скульптор Проперция де Росси (1490–1530) и Никколо Периколи (1485–1550).
В Венеции лучшим скульптором был флорентиец Якопо Сансовино (1486–1570). Его ученики, такие как Томмазо Ломбардо, Джироламо Ломбардо, Данезе Каттанео и Алессандро Витториа (1525–1608), продолжили его традиции, хотя и с некоторыми преувеличениями.
Римские скульпторы Высокого Возрождения
Если в эпоху Раннего Возрождения Флоренция поставляла Риму художников, то в период Высокого Возрождения роли поменялись. Теперь Рим, главным образом благодаря Микеланджело (1475–1564), влиял на развитие скульптуры по всей Италии.
Микеланджело, равно прославленный как архитектор, скульптор и живописец, во всех своих работах оставался прежде всего скульптором, для которого главной темой была человеческая фигура. Его первый период (ок. 1488–1496) можно сравнить с творчеством Донателло, но он был более свободным и классическим. Он изобразил Мадонну с младенцем с той же степенью достоинства и человечности, что и в греческих рельефах, и с упоением изучал обнажённую натуру в своей «Битве кентавров».
Второй период его творчества (ок. 1496–1504) ещё больше продемонстрировал его интерес к человеческому телу. Несмотря на тяжёлые драпировки, какой проникновенностью обладает его «Пьета» в соборе Святого Петра! Как благороден его «Давид»! Его зрелый стиль (ок. 1505–1564), примером которого служат «Моисей» (из гробницы папы Юлия II) и фигуры на гробницах Медичи, демонстрирует большую гармонию в исполнении. Моделировка, позы, драпировки и выразительность его скульптур становятся более тонко сбалансированными.
К другим известным скульпторам Высокого Возрождения из Рима относятся: подражатель Микеланджело Баччо Бандинелли (1493–1560), а также Бартоломео Амманати (1511–1592), Раффаэлло да Монтелупо (1504–1566) и Фра Джованни Анджело Монторсоли (1507–1563).
Римские мастера бронзовой скульптуры Высокого Возрождения включают Бенвенуто Челлини (1500–1571), создателя великолепного «Персея с головой Медузы» (1545–1554), и фламандского гения Джамболонью (1529–1608). Последний специализировался на классических темах, таких как «Нептун», «Летящий Меркурий», «Похищение сабинянок», «Геркулес и Несс». Джамболонья оказал огромное влияние на широкий круг учеников и современников. Хорошим примером является голландский скульптор Адриан де Врис (1556–1626), который учился в Италии у Джамболоньи и работал в основном в Праге и Аугсбурге. Одним из последних скульпторов-маньеристов в Риме, чья натуралистичная мраморная статуя святой Цецилии предвосхитила эпоху барокко и творчество Бернини, был Стефано Мадерно (1576–1636).
Скульптура эпохи Возрождения во Франции
XV век
Ренессанс принял в Италии уникальную форму, став, по сути, возрождением национального духа. В других странах за пределами Италии он представлял собой скорее смешение итальянского искусства с местными стилями. Так, во Франции, породившей великолепные образцы романской и готической скульптуры и архитектуры, итальянское Возрождение произвело менее революционный эффект, хотя его простые, классические формы стали желанной заменой изрядно надоевшему готическому стилю. Другим важным фактором стало превращение французских феодальных замков в загородные резиденции для увеселений, что породило многочисленные заказы на скульптуру в новом ренессансном стиле.
Многие скульпторы из Северной Италии переехали во Францию, чтобы удовлетворить этот новый спрос. Они селились в Туре, Париже и Фонтенбло, присоединяясь к тем, кто приехал ранее, таким как Гвидо Маццони, Джироламо да Фьезоле, Джироламо делла Роббиа и Бенедетто да Ровеццано.
Первой школой французской скульптуры, в которой проявилось влияние итальянского Возрождения, стала школа Тура. Её главный представитель, Мишель Коломб (ок. 1430–1515), сопоставим с лучшими итальянскими скульпторами Раннего Возрождения. Его рельеф «Святой Георгий, поражающий дракона», изваянный в 1508 году для главного алтаря замка Гайон, стоит в одном ряду с работами Донателло на ту же тему. Среди других французских скульпторов, работавших в итальянском стиле, были Жан Перреаль, а также франко-итальянские мастера Антуан Жюст (1479–1519) и его брат Жан Жюст (1485–1549).
XVI век
Франко-итальянский стиль в скульптуре быстро распространился по Франции в первой половине XVI века благодаря энергичному покровительству Франциска I. Великие замки в Блуа, Шамборе, Фонтенбло и Сен-Жермен-ан-Ле были перестроены в соответствии с новым стилем, вдохновлённым флорентийской скульптурой Раннего Возрождения.
При Франциске I (правил в 1515–1547 гг.) сформировалась первая школа Фонтенбло, которую возглавлял Франческо Приматиччо. Позднее, во время правления Генриха IV (1589–1610), за ней последовала менее значительная Вторая школа Фонтенбло, которую представляли такие художники, как Амбруаз Дюбуа (1542–1614), Туссен Дюбрей (1561–1602) и Мартен Фремине (1567–1619).
Вслед за замками новый стиль охватил общественные здания и частные дома в Туре, Анже, Орлеане, Руане, Реймсе и Тулузе, а затем и церкви, чьи дверные проёмы, алтарные преграды, хоры и скамьи были украшены рельефами, фризами и статуями эпохи Возрождения.
Во второй половине века влияние Екатерины Медичи на дом Валуа привело к усилению итальянских тенденций во французском искусстве. Готическая архитектура больше не определяла структурные формы, и скульптура стала гораздо более независимой. Тремя великими скульпторами эпохи были: Пьер Бонтан (активен в середине века), Жан Гужон (активен в 1540–1563) и Жермен Пилон (1529–1590). Лучшим учеником Пилона был Бартелеми Приёр (1536–1611).
Другие школы французской скульптуры эпохи Возрождения включали тулузскую школу, представленную Николя Башелье, и школу Труа, примером которой был Франсуа Жантиль. Ещё одна сильная традиция, бургундская школа, установила прочные художественные связи с Карлом I в Испании.
Испанская скульптура эпохи Возрождения (1400–1600)
Скульпторы Раннего Возрождения в Испании XV века были гораздо менее развиты, чем их коллеги в Италии. Более того, нелегко даже точно датировать начало Ренессанса на Пиренейском полуострове. У испанских художников не было таких амбициозных меценатов, как Медичи во Флоренции или папы в Риме. Хотя новый стиль Ренессанса в Испании отличался большей свободой и натурализмом, скульпторы сохранили значительную часть традиционной религиозной иконографии, а также ряд готических элементов.
В эпоху Высокого Возрождения (ок. 1490–1530) в Испании поселилось множество художников из Фландрии, Франции и Италии. Эти мастера способствовали развитию гуманистического духа Ренессанса, но, как правило, в контексте испанских традиций.
Француз Фелипе Бигарни (Филипп Вигарни) (ок. 1475–1542) работал в Бургосе, создавая алебастровые рельефы в кафедральном соборе. Он также выполнил часть больших ретабло (заалтарных образов) соборов Толедо и Паленсии. Время от времени он сотрудничал с Диего де Силоэ (ок. 1495–1563) и Алонсо Берругете (1488–1561), считаясь самым сдержанным, натуралистичным и ориентированным на Ренессанс из этой троицы. Диего де Силоэ, пользовавшийся влиянием как в Андалусии, так и в Кастилии, известен «Золотой лестницей» и скульптурной группой «Христос и Дева с младенцем» в соборе Бургоса.
Скульптор из Бургоса Бартоломе Ордоньес (ок. 1480–1520) известен гармоничными рельефами и мраморными панелями, а также гробницей короля Филиппа I и королевы Хуаны I в Королевской капелле Гранады.
В Паленсии, бывшей в то время важным культурным центром, пластические искусства возглавлял готический скульптор Хуан де Вальмаседа (активен в 1490–1525), известный «Голгофой» на ретабло Паленсийского собора. В Толедо, главном художественном центре Новой Кастилии, стиль Ренессанса появился раньше благодаря Васко де ла Сарса, автору гробницы дона Хуана Каррильо де Альборноса в соборе Толедо и гробницы дона Алонсо де Мадригаля в соборе Авилы. Влияние Васко де ла Сарса распространялось на Толедо, Авилу и Сеговию.
В Андалусии Ренессанс получил распространение благодаря Хорхе Фернандесу Алеману, известному различными скульптурами в готическом стиле в Королевской капелле Гранады. В Арагоне эпоха Возрождения опиралась на творчество скульптора Хиля Морланеса Старшего, автора алебастрового ретабло монастыря Монтеарагон (ныне в соборе Уэски). Другим значительным испанским резчиком XVI века был Дамиан Формент (1480–1540), известный великолепным ретабло базилики Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар, ретабло собора Уэски и большим ретабло монастыря Поблет. Он работал в Валенсии, а затем в Сарагосе.
На период 1530–1570 годов приходится кульминация испанской скульптуры Возрождения. Эту эпоху возглавил гений Алонсо Берругете (1488–1561), сын живописца Педро Берругете и ученик Микеланджело. Он знаменит ретабло монастыря Мехорада, ретабло церкви Сан-Бенито-эль-Реаль в Вальядолиде, рельефами на хорах в соборе Толедо и гробницей кардинала Таверы.
Одним из самых новаторских скульпторов французского происхождения, работавших в Испании в это время, был бургундский художник Хуан де Хуни (Жан де Жуаньи) (1506–1577), известный выразительной одухотворённостью своих работ, таких как «Погребение Христа», хранящееся в Национальном музее скульптуры в Вальядолиде.
Примерно с 1570 по 1600 год мы наблюдаем подъём испанского маньеризма под руководством таких скульпторов, как Хуан де Анчьета (1533–1588), и иностранных художников, в числе которых итальянцы Леоне Леони (1509–1590) и Помпео Леони (1533–1608). Их стиль, сочетающий маньеризм и академизм, представлен бронзовыми фигурами императрицы Изабеллы и Филиппа II (Музей Прадо), а также скульптурными группами гробниц Карла V и Филиппа II в Эскориале.
Немецкая скульптура эпохи Возрождения (ок. 1450–1600)
Влияние Клауса Слютера (ок. 1340–1406), уже заметное в работах Ханса Мультшера в Ульме, распространилось на Рейнланд, Швабию, Франконию и на юг до Австрии благодаря творчеству Николаса Герхарта ван Лейдена (активен в 1462–1473) и его последователей. Однако пристрастие к чрезмерной декоративности, характерное для поздней готики, не способствовало созданию монументальной каменной скульптуры.
Это стремление к декоративности, возникшее в густонаселённом, богатом лесом регионе, привело к тому, что резьба по дереву стала излюбленным материалом немецких художников. Она широко использовалась для изготовления церковной мебели (например, сидений на хорах) и алтарных образов. К ведущим немецким резчикам по дереву эпохи Возрождения относятся: Йорг Сирлин Старший из Ульма; Грегор Эрхарт (ок. 1470–1540) из Ульма и Аугсбурга; Вейт Штосс (ок. 1447–1533) из Нюрнберга, автор алтаря Девы Марии в Мариацком костёле в Кракове (1477–1489); и Николас фон Хагенау (активен 1485–1538) из Страсбурга.
В Нюрнберге Адам Крафт (ок. 1455–1509), известный своим табернаклем в церкви Святого Лаврентия, продемонстрировал всё техническое мастерство и декоративное изобилие резьбы по дереву, но воплотил их в камне. (См.: Искусство немецкого Возрождения.)
Хотя в некоторых скульптурах немецких мастеров была заметна большая свобода, им было трудно адаптироваться к уравновешенным формам искусства Ренессанса. Такие ведущие фигуры, как Вейт Штосс, Тильман Рименшнейдер (ок. 1460–1531), Мастер Х. Л. (автор Брайзахского алтаря) и Ханс Бакхофен (ум. 1519), сохраняли сильную привязанность к поздней готике. Среди более последовательных сторонников нового ренессансного стиля были аугсбургский художник Адольф Даухер (ок. 1460–1524) и нюрнбергский скульптор Петер Фишер Старший (ок. 1460–1529), известный гробницей святого Себальда.
Позже Петер Фишер Младший (1487–1528) и ювелир Петер Флётнер (ум. 1546) сосредоточились на малой ренессансной скульптуре. В то же время Александр Колин из Мехелена (1527–1612), работавший над крылом Отто-Генриха Гейдельбергского замка, привнёс в регион декоративную идиому фламандского Возрождения. Во второй половине XVI века стиль Ренессанса окончательно утвердился в Аугсбурге и Мюнхене, которые стали центрами итальянизма.
- Лука Делла Роббиа: Терракотовый скульптор эпохи Возрождения, биография
- «Энеида», краткое содержание
- «10 дней, которые неожиданно изменили Америку» Стивена М. Гиллона, краткое содержание
- «Гилеад» Мэрилинн Робинсон, краткое содержание
- «Исчезнувшая» Гиллиан Флинн, краткое содержание
- На какие параметры следует обратить внимание при выборе памятника
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?