Скульпторы эпохи Возрождения читать ~19 мин.
Покровительство искусству Ренессанса в Италии исходило в основном от таких семей, как Медичи во Флоренции, Висконти и Сфорца в Милане, семья Гонзага в Мантуе, Бентивольо в Болонье, Монтефельтро в Урбино, Малатеста в Римини, Эсте в Ферраре и Модене. В Риме покровительство живописи и скульптуре часто было папским приоритетом, как во времена пап Сикста IV и Юлия II. Как и живопись, скульптура итальянского Возрождения испытала значительное влияние возрождения классических сюжетов и форм. Средневековая Италия никогда не забывала ни греческую скульптуру, ни этрусскую и римскую скульптуру, в период 800-1400 годов, но это классическое вдохновение было серьёзно подорвано немецким, лангобардским и франкским влиянием. Возвращение к античным формам, можно сказать, началось во времена апулийского скульптора Никколы Пизано (ок. 1206-1278), и хотя ряд готических традиций сохранился, обычно они принимали все более «классическую» форму.
Итальянская скульптура раннего Возрождения (ок. 1400-1490 гг.)
На скульптуру итальянского Возрождения большое влияние оказало возрождение классических сюжетов и форм. Средневековая Италия никогда не забывала ни греческую скульптуру, ни этрусскую и римскую скульптуру, в период 800-1400 годов, но это классическое вдохновение было серьёзно подорвано немецким, ломбардским и франкским влиянием. Возвращение к античным формам, можно сказать, началось во времена апулийского скульптора Никколы Пизано (ок. 1206-1278), и хотя ряд готических традиций сохранился, обычно они приобретали все более «классическую» форму.
Ещё одной характерной чертой скульптуры Раннего Возрождения был её натурализм. Это видно по увеличению числа современных сюжетов, а также по переходу от традиционного к более натуралистичному и реалистичному отношению к пропорциям, анатомическому строению, драпировке и перспективе.
Религиозный спрос и тематика
Спрос на скульптуру в период кватроченто (XV в.) и чинквеченто (XVI в.) был в основном религиозным. Экстерьеры церквей украшались скульптурами, причём не только вокруг порталов, но часто весь внешний фасад был покрыт статуями и рельефами. Интерьеры церквей были наполнены алтарным искусством, балдахинами, кафедрами, хорами, крестильными купелями и табернаклями, а также отдельными статуями святых и ангелов. Двери часто отливались из бронзы и украшались рельефами, а хоры украшались фигурной резьбой. Внутренние стены церквей эпохи Возрождения были украшены погребальными гробницами и саркофагами, посвящёнными архиепископам, епископам, генералам, политикам и аристократам.
Скульптурные украшения в виде статуй и рельефов создавались также для светских дворцов и особняков, а общественные площади и сады украшались статуями, фонтанами и вазами, зачастую созданными самыми выдающимися скульпторами эпохи Возрождения.
Сюжеты для церковной скульптуры Раннего Возрождения брались из Ветхого или Нового Заветов Библии – самой популярной темой была Мадонна с младенцем. В эпоху Высокого Возрождения она часто появлялась в окружении святых. Истории из жизни Христа, Мадонны, святого Франциска и других святых были столь же распространены в скульптуре, как и в живописи. С развитием эпохи Возрождения некоторые церковные легенды, как и многочисленные светские гражданские скульптуры, стали помещаться в классический фон. В соответствии с классическими ценностями была распространена нагота. Краткий обзор человеческих форм в живописи и скульптуре эпохи Возрождения см: Женская обнажённая натура в истории искусства (Топ-20), а также смотрите Мужская обнажённая натура в истории искусства (Топ-10).
Материалы и методы
Скульптура эпохи Возрождения придавала меньшее значение использованию драгоценных металлов, таких как золото и серебро, чем Готическая скульптура. Однако бронза стала излюбленным материалом скульпторов Возрождения – не только из-за её пластичности и долговечности, но и из-за её блеска при позолоте – и использовалась сначала для рельефов, затем для статуй, портретных бюстов и мелких предметов. Тем не менее, литье бронзы некоторое время оставалось проблематичным, а ранние бронзовые изделия не отличались высокой полировкой. Скульпторы Высокого Возрождения преодолеют эти трудности в XVI веке.
Растущий спрос на сложные декоративные детали в каменной скульптуре привёл к значительному увеличению использования мрамора, а также известкового камня, такого как pietra d’Istria, и мелкого песчаника, такого как pietra serena. Для монументальной скульптуры был популярен белый каррарский мрамор, цвет которого часто смягчался с помощью воска. Скульптуры из сильно окрашенного мрамора встречались редко. При этом мелкие детали, такие как крылья ангелов, волосы и орнаменты одеяний, обычно позолочены.
Диапазон скульптуры был значительно расширен благодаря более широкому внедрению терракоты, которая была гораздо более дешёвым заменителем мрамора и, будучи глазурованной и обожжённой, столь же долговечной. Терракота вскоре стала использоваться для алтарных преград, кафедр и купелей, как и все более дешёвый вид лепнины, изготовленной из мраморной пыли и песка. Резьба по дереву также не была редкостью, но только в лесных районах – отсюда преобладание южногерманских резчиков по дереву.
В вопросах практической техники, таких как использование инструментов и орудий, скульпторы Возрождения в целом следовали методам классических скульпторов, хотя гораздо большее внимание уделялось живописным и графическим средствам. В соответствии с философией изобразительного искусства эпохи Возрождения, «disegno» считалось первостепенным, поэтому эскизы на бумаге были важной составляющей процесса создания скульптуры. Действительно, предварительные эскизы, включающие глиняные, восковые или деревянные модели, иногда доводились до такого состояния, когда фактическое исполнение работы (в бронзе или мраморе) мог выполнить ремесленник или квалифицированный подмастерье.
Чтобы узнать, как оценивать скульпторов Раннего и Высокого Возрождения, см: Как оценивать скульптуру. О более поздних работах см: Как оценить современную скульптуру.
Флорентийская школа скульптуры раннего Возрождения
Скульпторы, работавшие над Флорентийским собором в конце XIV века, особенно Пьеро ди Джованни Тедеско, уже создавали натуралистические скульптуры и соединяли классические и христианские темы. Главными скульпторами раннего Возрождения во Флоренции были Лоренцо Гиберти (1378-1455), Донателло (1386-1466) и Нанни ди Банко (умер в 1421).
Во многих отношениях работы Донателло наиболее точно отражают меняющийся дух времени. Уже в 1425 году в его скульптуре прослеживается ярко выраженный готический стиль. Его статуи для Флорентийского собора, для Кампанилы и для Орсана Микеле относительно неэлегантные и с тяжёлыми драпировками: Пророки и евангелисты (за исключением Святого Георгия) едва ли больше, чем портреты его собственных современников.
В период 1425-1444 годов Донателло создаёт свои лучшие скульптуры, приобретая при этом известность во всей стране. В рельефной скульптуре Донателло демонстрирует перспективу, используя отступающие плоские плоскости, в частности, в купели для баптистерия в Сиене. Его прежний реализм сменился утончённым классицизмом – как в бронзовой статуе Давида – вместе с заметным чувством драматизма. См: Давид работы Донателло.
Микелоццо Микелоцци (1391-1473) в это время был тесно связан с Донателло. Третий и последний период, который длится с 1444 года до его смерти в 1466 году, стал свидетелем полного развития этого чувства драмы, обычно ценой преувеличенных и несбалансированных композиций. Среди других последователей Донателло можно назвать: Бернардо Чьюффаньи (1385-1456), создатель сидящего Святого Матфея во Флорентийском соборе; и Агостино ди Дуччо (1418-1481), создатель манерных колонн-статуй на фасаде Сан-Бернардино в Перудже и рельефных скульптур в Сан-Франческо в Римини. Как и его дядя Лука делла Роббиа (1400-1482), Андреа делла Роббиа (1437-1528) был выдающимся представителем терракотовой скульптуры, который был известен благодаря его Бамбино Тонди.
Во второй половине XV века спрос на монументальные произведения из мрамора и бронзы значительно вырос. В церквях появились скульптурные алтари, кафедры, гробницы и статуи, а светские дворцы украсились скульптурными дверными проёмами, фризами, рельефами и портретными бюстами. Среди наиболее талантливых мраморных скульпторов того времени были Бернардо Росселлино (1409-1464), Дезидерио да Сеттиньяно (1428-1464), Антонио Росселлино (1427-1478), Мино да Фьезоле (1431-1484), Маттео Чивитали (1435-1501) и Бенедетто да Маджано (1442-1497). Лучшими скульпторами по бронзе были Антонио Поллайоло (1432-1498) и Андреа дель Верроккьо (1435-1488).
Хотя флорентийское Возрождение оставалось движущей силой скульптуры в XV веке, вскоре появились и другие центры, такие как Сиена, Милан, Венеция и Падуя, каждый из которых готовил талантливых скульпторов с независимым статусом и влиянием.
Сиенская школа скульптуры раннего Возрождения
Различия в художественных традициях привели к тому, что готическая скульптура просуществовала в Сиене дольше, чем во Флоренции. Самый выдающийся скульптор Сиены, Якопо делла Кверча (1371-1438), развивался в том же направлении, что и Донателло. Его ранние работы, примером которых может служить Фонте Гая (1409-1419), носят ярко выраженный готический характер. После этого наступил более классический период и, наконец, более драматический. Ранняя готика Кверчии нашла отражение в работах Лоренцо Веккьетты (1410-1480), а классическая манера нашла своё выражение в работах Антонио Федериги (ок. 1420-1490). Среди других известных сиенских скульпторов – бронзовый мастер Джакомо Коццарелли (1453-1515) и Лоренцо ди Мариано (умер в 1534 году).
Миланская школа скульптуры раннего Возрождения
В Ломбардии, как и в Сиене, готические традиции были более прочными, чем во Флоренции. Возникла потребность в более сложных украшениях. Среди выдающихся миланских скульпторов – Кристофоро Мантегацца (умер в 1482 году), Антонио Мантегацца (умер в 1495 году), Джованни Антонио Амодео (1447-1522), виртуозный ювелир и скульптор терракотовых рельефов Карадоссо (1445-1527), Агостино Бусти (1480-1548) и Кристофоро Солари, прозванный «Иль Гоббо» (горбун) (деятельность 1489-1520).
Венецианская школа скульптуры раннего Возрождения
Если миланские художники искали средства к существованию в Генуе, Бергамо, Брешии и других североитальянских городах, то венецианские скульпторы доминировали на востоке. Их влияние распространялось, с одной стороны, на Истрию и Далмацию, с другой – на Верону и Брешию, а также на Равенну, Чезену, Фаэнцу и Анкону. Венеция представляла вкус к богатым декоративным работам, заметно менее банальным, чем миланские, и более сентиментальным, чем флорентийские. По сути, искусство Ренессанса в Венеции обращалось к приятным эмоциям, в то время как Милан и Флоренция апеллировали к интеллекту. Среди известных венецианских скульпторов были: Бартоломео Буон, Пьетро Ломбардо (1435-1515), и Алессандро Леопарди (умер в 1522 году).
Другие знаменитые скульпторы Раннего Возрождения
К ним относятся: Никколо да Бари, известный как Никколо дельи Арка (1414-1494) из Болоньи; Гвидо Маццони (1450-1518) из Модены, который, как и семья скульпторов делла Роббиа, предпочитал терракоту камню или бронзе; более ранние скульпторы Андреа Чиччионе и Антонио ди Доменико да Бамбоччо (1351-1422) из Неаполя; далматинец Франческо да Лаурана, а также Доменико Гагини и его сын, Антонио Гагини (1478-1536) из Сицилии. Что касается римской скульптуры, то с ней придётся подождать до позднего Ренессанса в Риме.
Скульптура раннего итальянского Возрождения хорошо представлена в церквях и общественных зданиях Флоренции, Милана, Венеции, Падуи и Рима, а также в таких музеях, как Лувр (Париж), Национальный музей (Флоренция) и Музей Метрополитен в Нью-Йорке.
Итальянская скульптура Высокого Возрождения и не только (ок. 1490-1530)
В период Высокого Возрождения в Италии скульптура стала значительно меньше доминировать над архитектурой и живописью. Иногда она даже доминировала над родственными ей искусствами. Например, архитектура стала более скульптурной (пилястры были заменены колоннами), а в живописи моделирование и перспектива преобладали над контуром и композицией.
Вкус в скульптуре также изменился. Замысловатый декоративный низкий рельеф был в значительной степени заменён высоким рельефом и круглой скульптурой. Благородство замысла стало менее важным, чем моделирование, осанка (руки и ноги) и движение драпировки. Эффект был важнее всего, и хотя влияние классической скульптуры сохранялось, лишь изредка оно приводило к воспроизведению античных форм.
Флорентийские скульпторы Высокого Возрождения
К ведущим скульпторам Флоренции этого времени относятся: Андреа Сансавино (1460-1529), его ученик Франческо ди Сан Галло (1493-1570), более влиятельный Бенедетто да Ровеццано (1476-1556), Пьеро Торриджано (1472-1522), который отправился в Англию и сделал гробницу Генриха VII и королевы Елизаветы в Вестминстерском аббатстве.
В Милане и Павии череда талантливых скульпторов закончилась Агостино Бусти. В Модене работал Антонио Бегарелли (1479-1565), в Болонье Альфонсо Ломбарди из Лукки (1497-1537) и скульпторша, Проперция де’ Росси (1490-1530), и Никколе Периколи (1485-1550).
В Венеции лучшим скульптором был флорентиец Якопо Сансовино (1486-1570). Его ученики, такие как Томмазо Ломбардо, Джироламо Ломбардо, Данезе Каттанео, и Алессандро Виттория (1525-1608) продолжили его традиции, хотя и с преувеличениями.
Римские скульпторы Высокого Возрождения
Если в эпоху Раннего Возрождения Флоренция поставляла Риму художников, то в эпоху Высокого Возрождения роли поменялись местами, когда Рим, главным образом через Микеланджело (1475-1564), повлиял на развитие скульптуры во всей Италии.
Микеланджело, одинаково известный как архитектор, скульптор и живописец, во всех своих работах был прежде всего скульптором и занимался прежде всего человеческими формами. Его первый период (примерно 1488-1496) можно сравнить с творчеством Донателло, но он был более свободным и классическим. Он изобразил Мадонну с младенцем с той же степенью достоинства и человечности, что и на греческих рельефах. Он наслаждался изучением обнажённой человеческой фигуры в своей «Битве кентавров».
Второй период его творчества (ок. 1496-1500 гг.) ещё больше продемонстрировал его внимание к человеческому телу. Не обращая внимания на тяжёлые драпировки, как проникновенна его «Пьета» в соборе Святого Петра. Как благороден его Давид. Его окончательный стиль (ок. 1500-1564), примером которого является Моисей (из гробницы папы Юлия II) и фигуры на гробницах Медичи, демонстрирует большую гармонию в обработке. Моделировка, позы, драпировки, выразительность его скульптур более тонко сбалансированы.
К другим известным скульпторам Высокого Возрождения из Рима относятся: подражатель Микеланджело Баччо Бандинелли (1487-1559), младший Бартоломео Амманати (1511-1592), Раффаэлло да Монтелупо (1505-1566) и Фра Джованни Анджело Монторсоли (1507-1563).
Римские бронзовые скульпторы Высокого Возрождения включают Бенвенуто Челлини (1500-1572), создателя великолепного Персея (1545-54), и фламандского гения Джамболонья (1524-1608), специализирующегося на классических темах, таких как Нептун, Летающий Меркурий, Похищение сабинянок, Геркулес и Нессус. Джамболонья оказал огромное влияние на широкий круг учеников и современных художников. Хорошим примером является голландский бронзовый скульптор Адриаен де Врис (1560-1626), который обучался в Италии у Джамболоньи и работал в основном в Праге и Аугсбурге. Одним из последних скульпторов-маньеристов в Риме, чья натуралистическая непостановочная мраморная статуя Святой Цецилии привела к эпохе барокко и Бернини, был Стефано Мадерно (1576-1636).
Скульптура эпохи Возрождения во Франции
XV век
Ренессанс принял уникальную форму в Италии – это было, по сути, возрождение национального духа. В других странах за пределами Италии, однако, это было не более чем смешение итальянского искусства с национальным стилем. Так, во Франции, породившей великолепные романские и готические направления в скульптуре и архитектуре, итальянское Возрождение имело куда менее революционный эффект, хотя его простые, классические формы стали желанной заменой изрядно надоевшему готическому стилю. Другим важным фактором стало превращение французских феодальных замков в замки удовольствий, что вызвало многочисленные заказы на новую скульптуру в стиле Ренессанса.
Многие скульпторы из Северной Италии переехали во Францию, чтобы удовлетворить этот новый спрос – они поселились в Туре, Париже и Фонтенбло, присоединившись к тем, кто поселился до них, таким как Гвидо Маццони, Джироламо да Фьезоле, Джироламо делла Роббиа, и Бенедетто да Ровеццано.
Первой школой французской скульптуры, в которой проявилось новое влияние итальянского Возрождения, была школа Тура. Ее главный представитель, Мишель Коломб (1432-1515), сопоставим с лучшими итальянскими скульпторами Раннего Возрождения. Его рельеф «Святой Георгий и дракон», изваянный в 1508 году для главного алтаря замка Гайон, стоит в одном ряду с работами Донателло на ту же тему. Среди других французских скульпторов, работавших в итальянском стиле, были Перреаль, а также франко-итальянский Антуан Жюст (1479-1519) и его брат Жан Жюст (1485-1534).
XVI век
Франко-итальянский стиль скульптуры быстро распространился по Франции в первой половине XVI века благодаря энергичному покровительству и поддержке Франсуа I. Великие замки в Блуа, Шамборе, Фонтенбло и Сен-Жермене были перестроены в соответствии с новым стилем флорентийской скульптуры раннего Возрождения.
Первая школа Фонтенбло, которой покровительствовал король Франциск I (правил в 1515-47 гг.) и которую возглавлял Франческо Приматиччо, В 1690-х годах за ней последовала менее значительная Вторая школа Фонтенбло, поддерживаемая королём Генрихом IV (1589-1610) и возглавляемая такими художниками, как Амбруаз Дюбуа (1542-1614), Туссен Дюбрей (1561-1602) и Мартин Фремине (1567-1619).
Далее последовали общественные здания и частные дома в Туре, Анжере, Орлеане, Руане, Реймсе и Тулузе, а затем и церкви, чьи дверные проёмы, алтарные преграды, ширмы хоров и лавки были украшены рельефами, фризами и статуями эпохи Возрождения.
Позднее, во второй половине века, влияние Екатерины Медичи на дом Валуа привело к усилению итальянского влияния на французское искусство. Готическая архитектура больше не определяла структурные формы, а скульптура стала гораздо более независимой. Тремя великими скульпторами эпохи были: Пьер Бонтемпс (активен в середине века), Жан Гужон (активен 1540-1563) и Жермен Пилон (1529-1590). Лучшим учеником Пилона был Бартелеми Приер (1536-1611).
Другие школы французской скульптуры эпохи Возрождения включали тулузскую школу, представленную Николасом Башелье, и школу Труа, примером которой был Франсуа Жантиль. Другая сильная традиция, бургундская школа, установила прочные художественные связи с Карлом I в Испании.
Испанская скульптура эпохи Возрождения (1400-1600)
Скульпторы раннего Возрождения в Испании XV века были гораздо менее развиты, чем их коллеги в Италии. На самом деле нелегко даже датировать начало настоящего Ренессанса на Пиренейском полуострове. У испанских художников не было таких амбициозных меценатов, как семья Медичи во Флоренции или папские покровители в Риме. Более того, хотя новый стиль Ренессанса в Испании отличался большей свободой и натурализмом, скульпторы сохранили большую часть традиционной религиозной иконографии, а также ряд готических элементов.
В эпоху Высокого Возрождения (ок. 1490-1530 гг.) в Испании поселилось множество художников из Фландрии, Франции и Италии. Эти люди способствовали развитию гуманистического духа Возрождения, но, как правило, в контексте испанских традиций.
Француз Филипп Вигарни (Фелипе Бигарни) (ок. 1470-1543) работал в Бургосе, вырезая алебастровые рельефы в кафедральном соборе. Он также создал часть великих ретабло соборов Толедо и Паленсии. Время от времени он работал вместе с Диего де Силоэ (ок. 1495-1563) и Алонсо Берругете (1488-1561), считаясь самым сдержанным, натуралистичным и ориентированным на Ренессанс из них троих. Диего де Силоэ, пользовавшийся влиянием как в Андалусии, так и в Кастилии, известен Золотой лестницей и скульптурой «Христос и Дева с младенцем» в соборе Бургоса.
Скульптор из Бургоса Бартоломе Ордонес (ок. 1490-1520) известен гармоничными рельефами и мраморными панелями, а также гробницей дона Фелипе и доньи Хуаны в Королевской капелле Гранады.
В Паленсии, бывшей в то время важным культурным центром, пластические искусства возглавлял готический скульптор Хуан де Вальмаседа (р. 1490), известный Голгофой на ретабло Паленсийского собора. В Толедо, главном художественном центре Новой Кастилии, стиль Ренессанса появился раньше, благодаря Васко де ла Зарса, известен гробницей дона Хуана Каррильо де Альборнозина в соборе Толедо и гробницу дона Алонсо де Мадригаля в соборе Авилы. Влияние Васко де ла Зарса распространялось на Толедо, Авилу и Сеговию.
В Андалусии Ренессанс получил распространение благодаря Хорхе Фернандесу, известному различными скульптурами в готическом стиле в Королевской капелле Гранады. В Арагоне эпоха Возрождения опиралась на скульптора Хиля Морланеса Старшего, известного алебастровым ретабло монастыря Монтеарагон (собор в Уэске). Другим значительным испанским резчиком XVI века был Дамиан Формент (1480-1540), известный превосходным ретабло Нуэстра Сеньора дель Пилар, ретабло собора Уэски и большим ретабло монастыря Поблет, который работал в Валенсии, а затем в Сарагоссе.
На период 1530-1570 годов приходится кульминация испанской скульптуры эпохи Возрождения. Эту эпоху возглавил гений Алонсо Берругете (1488-1561), сын живописца Педро Берругете (1450-1504) и ученик Микеланджело. Известен за ретабло Мехорады, ретабло Сан-Бенито-де-Вальядолид, рельефы на хорах в соборе Толедо и гробницу кардинала Таверы.
Одним из наиболее новаторских скульпторов французского Возрождения, работавших в Испании в это время, является бургундский художник Хуан де Жуни (Жан де Жоиньи) (1507-1577), известный выразительной одухотворённостью своих работ, таких как Погребение, хранящееся в музее в Вальядолиде.
Примерно с 1570 по 1600 год мы видим подъем испанского маньеризма под руководством испанских скульпторов, таких как Хуан де Анкиета (р. 1540), и иностранных художников, таких как итальянцы Леоне Леони (1509-1590) и Помпео Леони (1533-1608). Их стиль, сочетающий маньеризм и академизм, представлен бронзовыми чучелами императрицы Изабеллы и Филиппа II (Музей Прадо), а также группами резьбы, принадлежащими гробницам Карла V и Филиппа II (Эскориал).
Немецкая скульптура эпохи Возрождения (ок. 1450-1600)
Влияние Клауса Слютера (ок. 1340-1406 гг.), уже заметное в работах Ханса Мультшера в Ульме, распространилось на Рейнланд, Швабию, Франконию и на юг до Австрии благодаря влиянию Николаса Герхарта фон Лейдена (активен в 1462-1473) и его последователей. Пристрастие к чрезмерному украшательству, характерное для поздней готики, не позволило создать ни одной монументальной каменной скульптуры.
Это стремление к декоративности, возникшее в густонаселённом лесном регионе, привело к тому, что резьба по дереву стала предпочтительным средством работы немецких художников и широко использовалась для изготовления церковной мебели (например, хоровых стоек) и алтарных предметов. К ведущим немецким резчикам по дереву эпохи Возрождения относятся: Йорг Сирлин из Ульма; Грегор Эрхарт (ок. 1460-1540) из Ульма и Аугсбурга; Вейт Штосс (ок. 1447-1533 гг.) из Нюрнберга, автор алтарного образа Богородицы, церковь Святой Марии в Кракове, 1486 г.; и Николас фон Хагенау (записано 1485-1526) из Страсбурга.
В Нюрнберге Адам Крафт (ок. 1455-1509), известный табернаклем в церкви Святого Лоренца, продемонстрировал все техническое мастерство и изобилие резьбы по дереву, но в камне. (См.: Искусство немецкого Возрождения.)
Хотя в некоторых скульптурах немецких резчиков была заметна расслабленность, им было трудно приспособиться к уравновешенным формам искусства Ренессанса. Такие ведущие фигуры, как Вейт Штосс, Тильман Рименшнайдер (ок. 1460-1531), мастер Х.Л.. (Брейзахский алтарь) и Ханс Бэкофен (ум. 1519) сохранили сильную привязанность к поздней готике. Среди более преданных сторонников нового ренессансного стиля были аугсбургский художник Адольф Дохер (1460-1524); нюрнбергский скульптор Петер Вишер Старший (ок. 1460-1529), известынй святилищем святого Себальдуса.
Позже Петер Вишер Младший (1487-1528) и золотых дел мастер Петер Флотнер (ум. 1546) занялись малой ренессансной скульптурой. В то же время Александр Колин из Мехелена (ум. 1612), работавший над крылом Оттейнриха, привнёс в Гейдельберг декоративную идиому фламандского Возрождения. Во второй половине XVI века стиль Ренессанса окончательно утвердился в Аугсбурге и Мюнхене, ставших центрами итальянизма.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?