Огюст Роден:
французский скульптор, биография читать ~11 мин.
Центральная фигура в истории и развитии французской скульптуры, Огюст Роден был, вероятно, последним художником в традиции, которая началась с Донателло (1386-1466) и продолжилась через Микеланджело (1475-1564), фламандского флорентийца Джамболонья (1529-1608) и Джованни Бернини (1598-1660). Именно Роден вновь популяризировал скульптуру и поставил её в один ряд с живописью. Мастер скульптуры во всех средствах, включая бронзу, камень, гипс и даже дерево, Роден известен несколькими выдающимися шедеврами, в том числе: Бронзовый век (1877), Шагающий человек (1877), Проповедь Иоанна Крестителя (1878), Мыслитель (1881), Мещане Кале (1885-95), Поцелуй (1888-9), Памятник Бальзаку (1898), и Врата ада (1880-1917), его ответ Данте Инферно и Микеланджело Страшный суд – над которыми он работал большую часть своей жизни.
Гигант современного искусства и, возможно, величайший из всех скульпторов XIX века, его мгновенно узнаваемые работы можно увидеть в его собственном музее в Париже (Musee Rodin), а также во многих лучших художественных музеях и садах скульптуры по всему миру.
Обучение
Роден родился в Париже в 1840 году, а в 1854 году он поступил в Маленькую школу, которая была официальной подготовительной школой рисования для поступления в Большую школу или Школу изящных искусств. В Малой школе его обучал Гораций Лекок де Буа-Бодран, вдохновляющий учитель, который заставлял своих учеников рисовать по памяти и копировать рисунки XVIII века. Роден был слишком хорошим учеником, и он так хорошо усвоил стиль рококо, что не смог удовлетворить экзаменаторов в Большой школе, которые предпочитали академическое искусство.
Позже другие говорили ему, что ему повезло, что он избежал Grande Ecole, но последствием неудачи было то, что Роден был отрезан от нормального процесса академической подготовки, которая была почти обязательным требованием для получения официальных заказов. Он был вынужден обеспечивать себя работой для декоративных скульпторов, а по вечерам работать на себя. Рутинная работа помогла ему достичь большого мастерства, но он считал её цель слишком тривиальной, а его монументальные амбиции были стимулированы работой над памятником Лоосу в Бельгии в 1874 году.
В 1875 году, в возрасте 35 лет, он отправился в Италию на два месяца и смог изучить скульптуру итальянского Возрождения из первых рук, включая работы Донателло, Андреа дель Верроккьо и Микеланджело. Столкновение с этими мастерами подтвердило его интерес к характеру, а не к идеальной красоте, что было предвещено в его «Человеке со сломанным носом» 1863 года, но более глубоко он впитал способ Микеланджело показать внутреннюю муку и страдание через жесты всего тела. Позже Роден описывал Микеланджело как последнего из великих выразителей готической скульптуры, художников которой он положительно противопоставлял спокойствию греков.
“Микеланджело был лишь последним и величайшим из готиков. Поворот души на себя, страдание, отвращение к жизни, борьба с цепями материи – вот элементы его вдохновения… он сам был измучен меланхолией”.
Первая крупная скульптура Родена
Ранними работами Родена восхищались многие знатоки, но его общественная репутация возникла после выставки его первой крупной бронзовой скульптуры – «Век бронзы» – в 1877 году. Первоначально она выставлялась под названием «Побеждённый», но современники были озадачены явным отсутствием темы. Тем не менее, Роден совершенно точно задумал изобразить человека в процессе пробуждения, символизирующего зарождающееся чувство совести первобытного человека, первую победу разума над животностью.
Красивое разворачивающееся движение фигуры достигается путём показа различных фаз действия, как будто они происходят в один момент. Переход от сонливости к готовности к бодрствованию начинается с ног. которые всё ещё неустойчивы во сне, и движется через вытянутый торс к голове и рукам. которые показывают внезапный рассвет идеи. Век бронзы явно многим обязан Связанной рабыне из гробницы Юлия II (в Лувре) Микеланджело, но сам Роден называл своим истинным предшественником Марешаля Нея Руде, указывая на сопоставимое телескопирование действия с момента, когда Марешаль вынимает шпагу из ножен. до момента размахивания ею в воздухе во время призыва своих войск к наступлению. Иллюзия того, что человек видит, как совершается движение, создаётся путём показа различных частей статуи в последовательные моменты.
Чтобы узнать, как оценить скульпторов-модернистов XIX века, таких как Огюст Роден, см: Как оценить современную скульптуру. О более ранних работах см: Как оценить скульптуру.
Проповедь Иоанна Крестителя
Тот же принцип можно применить к его следующей крупной работе, Проповедь Иоанна Крестителя (1878), для которой Идущий человек первоначально был этюдом. Роден отметил, что если сфотографировать человека в процессе ходьбы, как это сделал Эдвард Майбридж, то можно заметить, что в любой момент одна или другая нога поднимается от земли. У Святого Иоанна обе ноги твёрдо стоят на земле, а туловище наклоняется вперёд; таким образом, Роден показывает движение вперёд в процессе совершения, а сильная дуга, образованная ногами, придаёт фигуре мощную устойчивость.
Роден также применял принцип одновременности к группам фигур, и он объяснял его, ссылаясь на «Марсельезу» Руде . В работе Руде вместо того, чтобы части тела находились в разных фазах действия в одно и то же время, сами фигуры выполняют свои действия в разные моменты, но при этом воспринимаются одновременно.
Сначала мы видим фигуру Ла Патри, который призывает войска готовиться к войне. Во второй фазе галл в форме отвечает на призыв, отдавая честь, а его сын просит присоединиться к нему; в третьей фазе старик надевает доспехи, а другой даёт совет, и в последней фазе лучник приводится в боевую готовность, когда звучит клир, посылающий копья в бой.
Мещане Кале
Аналогично, в статуе Мещане Кале (1885-95) каждый из шести мещан может рассматриваться как представитель мыслей и жестов одного человека в момент героизма. Группа посвящена памяти шести жителей Кале, которые предложили себя в качестве заложников Эдуарду III, чтобы снять осаду с их города в 1447 году.
Первоначально была заказана только одна фигура, Эсташа де Сен-Пьера, их лидера, но Роден решил изобразить всех шестерых мещан, чтобы работа увековечила их общинный героизм и в то же время показала истинный героизм как нечто, требующее преодоления обычных страхов и сожалений.
Главной фигурой является Юсташ де Сен-Пьер, который первым вызвался добровольцем, и именно на его пример реагируют остальные. Человек слева от него, держащий ключ, выражает унижение от сдачи города, в то время как за Сен-Пьером человек проявляет нерешительность и страх; за человеком с ключом другой сдался от отчаяния. Справа от Сен-Пьера мужчина проводит рукой по глазам, словно видя призрак смерти, а позади него молодой человек размышляет обо всем, что он собирается оставить позади.
Все фигуры нерешительны, обдумывая своё решение, за исключением Сен-Пьера, которому в силу его возраста терять меньше всего. Последовательность действия круговая, потому что она начинается с решительного шага Сен-Пьера вперёд, проходит через различные эмоции других фигур и снова возвращается к нему, пока они принимают решение идти вперед.
Врата ада
Рельефная скульптура «Врата ада» была заказана в 1880 году для Лувра, за четыре года до Бургеров Кале, но они никогда не были полностью завершены, и Роден использовал группы, которые он создал для них, как отдельные композиции в мраморе или бронзе. Врата ада выражают более символическое видение, которое отражает неустойчивость современного человека, отсутствие у него абсолютов и духовных точек опоры, а также его вечное состояние желания без надежды на исполнение. Поэт или Мыслитель вершит этот огромный светский Страшный суд, который во многом обязан влиянию Бодлера. Он постепенно терял интерес к «Вратам», а в более поздние годы стал придерживаться более сдержанного «фидийского» стиля, который вытеснил его более ранний «готический» стиль.
Он продолжал изображать человеческое тело в ярких этюдах в глине и контурных рисунках, но эти работы редко выставлялись, хотя сейчас они гораздо больше отвечают современному вкусу, чем его довольно претенциозные поздние мраморы. Он считал себя консерватором, отстаивающим ценности разлагающейся цивилизации, но спонтанность его поздних этюдов и использование фрагмента сделали жизненно важный вклад в искусство двадцатого века.
Будучи одним из немногих подлинных мастеров современной скульптуры, Роден считал себя преемником своего культового героя Микеланджело, хотя флорентиец был резчиком, а Роден – в основном модельером. Он был страстным поклонником готической архитектуры французских соборов, из героических рельефов которых он черпал много вдохновения, и его влияние на историю искусства было большим, чем у любого скульптора со времён Ренессанса.
Мыслитель (1881, Музей Родена, Париж)
Часть «Врат ада», Мыслитель в первоначальном проекте располагался в центре перемычки. Как и его создатель, он наблюдал за деградацией низшего мира. Его выдающиеся мышцы напряжены до предела, и его сосредоточенность очень заметна.
Однако «Врата ада» остались незавершёнными, «Мыслитель» стал самостоятельной статуей. Отлитая в большем масштабе в 1902 году – в том же году, когда Роден был сфотографирован американским художником Эдвардом Штайхеном в позе, принятой Мыслителем – она была выставлена на Салоне Национального общества в 1904 году. Работа была установлена перед Пантеоном в Париже в апреле 1906 года и стала первой скульптурой Родена, установленной в столице Франции. В 1922 году она была перенесена в сады отеля Бирон, бывшей резиденции скульптора, которая в 1919 году была преобразована в Музей Родена.
Женщины
Увлечённость Родена работой была параллельна его влечению к женщинам, и он окружил себя множеством моделей и учениц, включая американского скульптора и коллекционера искусства Гертруду Вандербильт Уитни (1875-1942). В последние месяцы жизни, в возрасте 77 лет, он женился на своей спутнице всей жизни Роуз Бойрон. Она умерла через две недели, а сам Роден – через девять месяцев.
Огюст Роден и Камилла Клодель
Нелегко отделить вклад и творчество Камиллы Клодель от творчества её любовника и наставника Огюста Родена. Как ассистентка и модель она помогла создать многие из его шедевров. Возможно даже, что он присвоил некоторые из её собственных творческих идей. Как и многим скульпторам, работавшим с ним, ей было трудно выйти из его гигантской тени. Однако предположения о том, что он её эксплуатировал, были преувеличены, и на протяжении всей своей карьеры она работала в стиле, который, по сути, был создан Роденом. Ее навыки скульптора были хорошо развиты до того, как она встретила Родена в начале 1880-х годов.
Их интенсивные творческие и личные отношения продолжались до 1898 года, но в конце концов завязались из-за его отказа бросить свою старшую любовницу Розу Борон. Горечь Клодель выразилась в явно автобиографической трехфигурной группе под названием «Возраст зрелости». Роден продолжал поддерживать карьеру Клодель после окончания их романа, но в 1913 году её ухудшающееся психическое здоровье привело к тому, что её поместили в психушку, где она оставалась в течение оставшихся 30 лет своей жизни.
Наследие
Роден унаследовал противоречия, которые были присущи скульпторам XIX века: он был последним важным художником, который пытался создать стиль из синтеза других стилей. Он стремился к живости Жана-Батиста Карпо (1827-1875), но также и к серьёзности Франсуа Рюде (1784-1855), к внутренней муке готики в сочетании с открытой чувственностью классической греческой скульптуры. Как реалист, он хотел создать искусство, которое было бы понятно каждому, но как поклонник Бодлера, он хотел выразить нематериальные желания человека. Никто не осознавал этот конфликт лучше, чем он сам, но он неоднократно добивался заказов на общественное искусство, пытаясь возродить общественный памятник как вид искусства.
Роден был также очень талантливым акварелистом, чьи картины были представлены в нескольких галереях, включая «291», принадлежавшую фотографу и торговцу современным искусством Альфреду Штиглицу (1864-1946), который устроил для Родена его первую персональную выставку в Нью-Йорке.
С многих скульптур Родена были сделаны многочисленные слепки. Эти слепки лучше всего представлены в музеях Северной Америки и Европы.
ЛУЧШИЕ СКУЛЬПТОРЫ МИРА
Список 100 лучших трёхмерных художников (500 г. до н.э. – 2009 г.) см. в разделе Величайшие скульпторы.
ЭВОЛЮЦИЯ ПЛАСТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
См.: История скульптуры.
СОВРЕМЕННЫЕ СКУЛЬПТОРЫ
Список скульпторов, таких как Огюст Роден, см.: Современные художники.
СКУЛЬПТОРЫ XIX ВЕКА
Бертель Торвальдсен (1770-1844)
Огюст Прео (1809-1879)
Альфред Стивенс (1817-1875)
Фредерик Лейтон (1830-1896)
Огюст Бартольди (1834-1904)
Даниэль Честер Френч (1850-1931).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?