Огюст Роден:
французский скульптор, биография читать ~11 мин.
Огюст Роден — центральная фигура в истории французской скульптуры и, вероятно, последний великий художник в традиции, которая началась с Донателло (1386–1466) и продолжилась через Микеланджело (1475–1564), фламандского флорентийца Джамболонью (1529–1608) и Джованни Бернини (1598–1660). Именно Роден вернул скульптуре былую популярность и поставил её в один ряд с живописью. Он был мастером, работавшим с любыми материалами, включая бронзу, камень, гипс и даже дерево. Роден известен несколькими выдающимися шедеврами, в том числе: «Бронзовый век» (1877), «Шагающий человек» (1877), «Проповедь Иоанна Крестителя» (1878), «Мыслитель» (1881), «Граждане Кале» (1885–1895), «Поцелуй» (1888–1889), «Памятник Бальзаку» (1898) и «Врата ада» (1880–1917) — его ответ на «Божественную комедию» Данте и «Страшный суд» Микеланджело, — над которыми он трудился большую часть своей жизни.
Один из титанов искусства Нового времени и, возможно, величайший из скульпторов XIX века, Роден создал мгновенно узнаваемые работы. Их можно увидеть в его личном музее в Париже (Musée Rodin), а также во многих лучших художественных музеях и садах скульптуры по всему миру.
Обучение
Роден родился в Париже в 1840 году. В 1854 году он поступил в Специальную школу рисования и математики, известную как «Малая школа» (Petite École). Она была официальным учебным заведением для подготовки к поступлению в «Большую школу» (Grande École), или Школу изящных искусств. В «Малой школе» его наставником был Орас Лекок де Буабодран — вдохновляющий учитель, который заставлял своих учеников рисовать по памяти и копировать рисунки XVIII века. Роден настолько хорошо усвоил стиль рококо, что трижды не смог сдать вступительные экзамены в «Большую школу», где предпочитали строгое академическое искусство.
Впоследствии многие говорили Родену, что ему повезло избежать влияния Grande École. Однако из-за этой неудачи он был отрезан от стандартной академической подготовки, которая была почти обязательным требованием для получения официальных заказов. Роден был вынужден зарабатывать на жизнь ремеслом декоратора, а над собственными работами трудиться по вечерам. Эта рутинная работа помогла ему отточить мастерство, но её цели он считал слишком тривиальными. Его монументальные амбиции были пробуждены работой над памятником в Лосе (Бельгия) в 1874 году.
В 1875 году, в возрасте 35 лет, Роден на два месяца отправился в Италию. Там он смог воочию изучить скульптуру итальянского Возрождения, включая работы Донателло, Андреа дель Верроккьо и Микеланджело. Встреча с этими мастерами укрепила его интерес к выражению характера, а не идеальной красоты. Этот интерес проявился ещё в его работе «Человек со сломанным носом» 1863 года. Но именно в Италии он глубоко впитал манеру Микеланджело передавать внутренние муки и страдания через пластику всего тела. Позже Роден называл Микеланджело последним великим представителем готической скульптуры, художников которой он ставил выше спокойных и гармоничных греков.
“Микеланджело был лишь последним и величайшим из готиков. Обращённость души внутрь себя, страдание, отвращение к жизни, борьба с цепями материи — вот элементы его вдохновения… он сам был измучен меланхолией”.
Первая крупная скульптура Родена
Ранние работы Родена вызывали восхищение у многих знатоков, но широкую известность он приобрёл после выставки своей первой крупной бронзовой скульптуры — «Бронзовый век» — в 1877 году. Изначально работа выставлялась под названием «Побеждённый», и современников озадачивало явное отсутствие сюжета. Однако замысел Родена состоял в том, чтобы изобразить человека в процессе пробуждения, символизирующего зарождение сознания у первобытного человека — первую победу разума над животным началом.
Плавное, разворачивающееся движение фигуры достигается за счёт показа разных фаз действия так, словно они происходят одновременно. Переход от сонливости к бодрствованию начинается с ног, которые всё ещё неустойчивы, и передаётся через вытянутый торс к голове и рукам, выражающим внезапное озарение. «Бронзовый век» многим обязан «Умирающему рабу» Микеланджело, но сам Роден называл своим истинным предшественником Франсуа Рюда с его скульптурой «Маршал Ней». Он указывал на схожее совмещение фаз действия: от момента, когда маршал выхватывает шпагу из ножен, до взмаха ею в воздухе, призывая войска к наступлению. Иллюзия движения на глазах у зрителя создаётся благодаря тому, что разные части статуи запечатлены в последовательных моментах времени.
Чтобы узнать, как оценивать скульпторов-модернистов XIX века, таких как Огюст Роден, см.: Как оценить современную скульптуру. О более ранних работах см.: Как оценить скульптуру.
Проповедь Иоанна Крестителя
Тот же принцип можно применить к его следующей крупной работе, «Проповедь Иоанна Крестителя» (1878), для которой «Шагающий человек» изначально был этюдом. Роден отмечал, что если сфотографировать идущего человека, как это делал Эдвард Майбридж, то можно заметить, что в любой момент одна из ног оторвана от земли. У «Святого Иоанна» обе стопы твёрдо стоят на земле, а туловище наклонено вперёд. Таким образом Роден показывает движение в процессе его совершения, а мощная дуга, образованная ногами, придаёт фигуре невероятную устойчивость.
Роден также применял принцип одновременности к группам фигур, объясняя его на примере «Марсельезы» Рюда. В работе Рюда не части одного тела, а целые фигуры находятся в разных фазах действия, но воспринимаются зрителем одновременно.
Сначала мы видим аллегорическую фигуру Отечества (La Patrie), которая призывает воинов готовиться к битве. Затем галл в доспехах отвечает на призыв, а его сын просит взять его с собой. В третьей фазе старик надевает доспехи, а другой даёт совет. Наконец, лучник готовится к бою, пока горн трубит сигнал к атаке.
Граждане Кале
Аналогично, в скульптурной группе «Граждане Кале» (1885–1895), также известной как «Мещане Кале», каждого из шести персонажей можно рассматривать как воплощение мыслей и чувств одного человека в момент героического самопожертвования. Группа посвящена памяти шести жителей Кале, которые в 1347 году предложили себя в качестве заложников английскому королю Эдуарду III, чтобы спасти свой город от разрушения.
Изначально был заказан памятник только одному из них, предводителю группы Эсташу де Сен-Пьеру. Однако Роден решил изобразить всех шестерых, чтобы увековечить их коллективный подвиг и в то же время показать, что истинный героизм требует преодоления обычных человеческих страхов и сожалений.
Центральной фигурой является Эсташ де Сен-Пьер, который вызвался добровольцем первым, и именно на его пример реагируют остальные. Человек слева от него, держащий ключ, выражает унижение от сдачи города. За Сен-Пьером стоит фигура, полная нерешительности и страха, а другой персонаж за человеком с ключом словно сдался от отчаяния. Справа от Сен-Пьера мужчина закрывает лицо руками, будто видит призрак смерти, а позади него юноша размышляет обо всём, что ему предстоит оставить.
Все фигуры, кроме Сен-Пьера, которому в силу возраста было меньше всего терять, колеблются, обдумывая своё решение. Композиция действия циклична: она начинается с решительного шага Сен-Пьера, проходит через различные эмоции других фигур и возвращается к нему, пока они все вместе не принимают решение идти вперёд.
Врата ада
Рельефная скульптура «Врата ада» была заказана в 1880 году для будущего Музея декоративных искусств в Париже, за четыре года до «Граждан Кале». Работа так и не была полностью завершена, и Роден впоследствии использовал созданные для неё группы фигур как самостоятельные композиции из мрамора или бронзы. «Врата ада» выражают символическое видение, отражающее тревоги современного человека, отсутствие у него абсолютов и духовных ориентиров, а также его вечное состояние желания без надежды на его утоление. Над этим грандиозным светским «Страшным судом», созданным под сильным влиянием Бодлера, возвышается фигура Поэта, или Мыслителя. Со временем Роден терял интерес к «Вратам» и в более поздние годы стал придерживаться сдержанного, «фидиевского» стиля, который вытеснил его раннюю «готическую» манеру.
Он продолжал создавать яркие этюды человеческого тела из глины и контурные рисунки. Эти работы редко выставлялись при жизни художника, хотя сейчас они гораздо больше соответствуют современному вкусу, чем его несколько претенциозные поздние мраморные скульптуры. Роден считал себя консерватором, отстаивающим ценности угасающей цивилизации, но спонтанность его поздних этюдов и использование фрагмента как самостоятельного произведения внесли огромный вклад в искусство двадцатого века.
Будучи одним из немногих подлинных мастеров современной скульптуры, Роден считал себя преемником своего кумира Микеланджело, хотя флорентиец был резчиком по камню, а Роден — в основном модельером. Он был страстным поклонником готической архитектуры французских соборов, из героических рельефов которых черпал вдохновение. Его влияние на историю искусства было более значительным, чем у любого скульптора со времён Ренессанса.
Мыслитель (1881, Музей Родена, Париж)
«Мыслитель» является частью «Врат ада» и в первоначальном замысле располагался в центре дверной перемычки. Подобно своему создателю, он созерцал сцены страдания в мире внизу. Его рельефные мышцы напряжены до предела, что подчёркивает предельную концентрацию мысли.

Хотя «Врата ада» остались незавершёнными, «Мыслитель» стал самостоятельной статуей. В 1902 году была отлита увеличенная версия — в том же году американский фотограф Эдвард Штайхен сделал знаменитый снимок Родена в позе «Мыслителя». В 1904 году скульптура была выставлена на Салоне Национального общества изящных искусств. В апреле 1906 года её установили перед Пантеоном в Париже, и она стала первой работой Родена, размещённой в общественном пространстве столицы. В 1922 году её перенесли в сад Отеля Бирон, бывшей резиденции скульптора, которая в 1919 году была преобразована в Музей Родена.
Женщины
Увлечённость Родена работой была сравнима лишь с его влечением к женщинам. Он окружал себя множеством моделей и учениц, среди которых была американский скульптор и коллекционер Гертруда Вандербильт Уитни (1875–1942). В возрасте 77 лет, в последние месяцы жизни, он женился на своей многолетней спутнице Розе Бёре. Она умерла через две недели после свадьбы, а сам Роден — девятью месяцами позже.
Огюст Роден и Камилла Клодель
Нелегко отделить творческий вклад Камиллы Клодель от наследия её наставника и возлюбленного, Огюста Родена. Будучи его ассистенткой и моделью, она участвовала в создании многих его шедевров. Возможно даже, что он заимствовал некоторые из её творческих идей. Как и многим другим скульпторам, работавшим с Роденом, ей было трудно выйти из его гигантской тени. Тем не менее, предположения о том, что он её эксплуатировал, преувеличены. На протяжении всей своей карьеры она работала в стиле, который, по сути, был создан Роденом, а её талант скульптора был хорошо развит ещё до их встречи в начале 1880-х годов.
Их напряжённые творческие и личные отношения продолжались до 1898 года, но в итоге оборвались из-за его отказа оставить свою давнюю спутницу Розу Бёре. Горечь Клодель нашла выход в автобиографической трёхфигурной группе «Зрелый возраст». Роден продолжал поддерживать карьеру Клодель и после их разрыва, но в 1913 году из-за ухудшения психического здоровья её поместили в психиатрическую лечебницу, где она провела оставшиеся 30 лет своей жизни.
Наследие
Роден унаследовал противоречия, присущие скульпторам XIX века: он был последним крупным художником, пытавшимся создать новый стиль путём синтеза старых. Он стремился к живости Жана-Батиста Карпо (1827–1875) и одновременно к серьёзности Франсуа Рюда (1784–1855), к внутренней муке готики и к открытой чувственности классической греческой скульптуры. Как реалист он хотел создавать понятное для всех искусство, но как поклонник Бодлера — выразить нематериальные порывы души. Никто не осознавал этот конфликт лучше, чем он сам. Он неоднократно добивался заказов на памятники, пытаясь возродить монументальное искусство.
Роден был также талантливым акварелистом. Его рисунки выставлялись в нескольких галереях, включая галерею «291», принадлежавшую фотографу и торговцу современным искусством Альфреду Штиглицу (1864–1946). Именно Штиглиц организовал первую персональную выставку Родена в Нью-Йорке.
Со многих скульптур Родена было сделано множество отливок. Эти копии широко представлены в музеях Северной Америки и Европы.
ЛУЧШИЕ СКУЛЬПТОРЫ МИРА
Список 100 лучших трёхмерных художников (500 г. до н.э. – 2009 г.) см. в разделе Величайшие скульпторы.
ЭВОЛЮЦИЯ ПЛАСТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
См.: История скульптуры.
СОВРЕМЕННЫЕ СКУЛЬПТОРЫ
Список скульпторов, таких как Огюст Роден, см.: Современные художники.
СКУЛЬПТОРЫ XIX ВЕКА
Бертель Торвальдсен (1770-1844)
Огюст Прео (1809-1879)
Альфред Стивенс (1817-1875)
Фредерик Лейтон (1830-1896)
Огюст Бартольди (1834-1904)
Даниэль Честер Френч (1850-1931).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?