Стефано Мадерно:
скульптор эпохи барокко читать ~4 мин.
Скульптор Стефано Мадерно (Stefano Maderno) был одним из ведущих итальянских художников раннего барокко в Риме до возвышения Джованни Лоренцо Бернини. Его творчество способствовало плавному переходу от маньеризма к новому стилю.
До нас дошло очень мало работ Мадерно, и его слава основана главным образом на одном произведении христианского искусства — натуралистичной мраморной скульптуре «Святая Цецилия», находящейся в церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере (1599–1600). Эта работа стала классическим ответом на усложнённость маньеризма, противопоставляя ей простой, плавно очерченный контур и строгую позу. Сравните эту статую, например, с театральностью «Экстаза святой Терезы» Бернини (1598–1680) или «Святой Розы Лимской» Мельхиоре Каффы (1635–1667).
Ранние годы
О жизни Стефано Мадерно известно немного; даже место его рождения остаётся предметом споров. Вероятно, он родился в Палестрине близ Рима, хотя некоторые источники указывают на Каполаго (италоязычная часть Швейцарии). Его братом был известный архитектор Карло Мадерно (1556–1629), также выходец из этого региона.
Скорее всего, Стефано освоил искусство скульптуры, помогая своему дяде в его римской мастерской. Вначале он копировал античные статуи и вскоре прославился созданием высоко ценимых бронзовых копий. Позднее он получил возможность изучать величайшие образцы скульптуры итальянского Возрождения, включая работы Донателло (1386–1466), Андреа дель Верроккьо (1435–1488) и Микеланджело (1475–1564).
Мраморная статуя Святой Цецилии
Тело святой Цецилии, перенесённое в Трастевере в IX веке папой Пасхалием I из катакомб Святого Каллиста, было вновь обретено в 1599 году. Согласно свидетельствам, оно оказалось нетленным. Папа Климент VIII пригласил Мадерно в церковь, чтобы тот запечатлел увиденное перед повторным погребением.
Считается, что поза святой, созданная Мадерно, точно воспроизводит положение тела в гробнице. Скульптор изобразил хрупкую фигуру, лежащую ниц, с прижатыми коленями и головой, покрытой вуалью. Произведение настолько реалистично, что зрителю почти не требуется читать свидетельство самого скульптора, высеченное на основании. На шее виден след от удара топора, оборвавшего жизнь мученицы. Этот прямой, эмоциональный подход к религиозному искусству соответствовал духу Контрреформации, требовавшей от произведений ясности и способности вызывать у верующих сильный отклик.
Зрелые работы
Скульптура Святой Цецилии упрочила репутацию Мадерно, и в 1607 году он был избран в Академию Святого Луки — главное художественное учреждение Рима. Он стал ведущим скульптором своего поколения, работая на стыке маньеризма и барокко. В период своего расцвета он соперничал лишь с Камилло Мариани.
Среди других важных заказов: мраморная скульптура «Благоразумие» для гробницы кардинала Алессандрино (церковь Санта-Мария-сопра-Минерва, Рим); статуя «Святой Карл Борромей» в церкви Сан-Лоренцо-ин-Дамасо; статуя Святого Петра для фасада Квиринальского дворца; а также лежащие фигуры «Мир» и «Справедливость» для алтаря в церкви Санта-Мария-делла-Паче.
В капелле Павла V (Сикстинской капелле) в базилике Санта-Мария-Маджоре Мадерно создал декоративные фигуры ангелов (putti), однако крупные барельефы на стенах были выполнены другими мастерами.
Одна из немногих работ Мадерно за пределами Италии — небольшая бронзовая статуэтка «Геракл и Антей» (1622–1625, Художественный музей Цинциннати). Кроме того, в Эрмитаже хранится ряд его терракотовых моделей (bozzetti), происходящих из венецианской коллекции аббата Фарсетти. Эти эскизы, включая копии «Лаокоона и его сыновей» и «Геркулеса Фарнезского», были приобретены императорами Павлом I и Александром I в 1800–1805 годах.
Терракотовые модели высоко ценились коллекционерами как самостоятельные произведения. Они позволяют увидеть творческий процесс скульптора, его поиск композиции и формы. Для Мадерно, работавшего с дорогим мрамором, такие эскизы были важным этапом подготовки к созданию финальной работы.
Чтобы узнать, как оценивать творчество художников, подобных итальянскому мастеру Стефано Мадерно, смотрите: Как оценивать скульптуру. Для более поздних работ см.: Как оценивать современную скульптуру.
Последние годы
В 1630-х годах граф Гаспаре Ривальди, постоянный покровитель художника, назначил его на выгодную должность в налоговой службе. К сожалению, Мадерно настолько увлёкся новой работой, что полностью прекратил заниматься искусством. Он скончался в Риме в 1636 году. Хотя слава Мадерно была основана на статуе Святой Цецилии, вскоре она померкла на фоне восходящей звезды Бернини.
- Институт Getty открыл уникальную электронную библиотеку
- «Достигая выхода» Франсиско Хименеса, краткое содержание
- «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса, краткое содержание
- Мексиканское посольство возмущено новым взглядом на оперу
- «О любви и других демонах» Габриэля Гарсиа Маркеса, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?