Каменная скульптура читать ~10 мин.
Если петроглифы (включая такие культурные феномены, как купулы) являются древнейшим искусством в мире, то каменная скульптура — это древнейшее портативное (переносное) искусство. Например, возраст скульптурных фигурок каменного века, известных как Венера из Берехат-Рама (базальт) и Венера из Тан-Тана (кварцит), составляет не менее 200 000 лет. В то же время известняковая статуэтка, известная как Венера Виллендорфская, датируется примерно 30 000 годом до нашей эры.
Одна из причин, по которой мы знаем об этих образцах доисторического искусства, заключается в том, что они были созданы из такого прочного материала, как камень. Безусловно, резьба по дереву и резьба по слоновой кости не менее традиционны, но дерево — материал недолговечный, а слоновая кость и кости животных подходят лишь для создания небольших фигурок. Камень же, по крайней мере некоторые его виды, легко поддаётся обработке и очень прочен, при этом не обладает высокой стоимостью, в отличие от бронзы. Правда, мрамор встречается реже и стоит дороже, чем, скажем, известняк или песчаник, но это особый случай, который рассматривается отдельно, см: мраморная скульптура.
Другим особым случаем является мегалитическое искусство, чьи скульптурные рельефы имеют общие черты с пластическим искусством, но они также рассматриваются в других разделах. Это относится и к драгоценным камням, таким как нефрит, широко представленный в китайском искусстве.
До XX века многие великие скульпторы работали с камнем, прежде чем перейти к мрамору или бронзовой скульптуре. Некоторые, как выдающийся ирландский художник Шеймус Мёрфи (1907–1975), посвятили этому материалу всю жизнь. Каменная скульптура достигла расцвета во времена строительства соборов в эпоху романской скульптуры (ок. 1000–1200) и готической скульптуры (ок. 1150–1300). Позже её популярность снизилась, за исключением создания необычных статуй моаи из туфа (ок. 1250–1500) на острове Пасхи. Несмотря на это, камень, наряду со сталью, остаётся основным материалом для масштабных уличных работ, примером чему служит Женский мемориал «Титаник» (1931, Вашингтон), созданный Гертрудой Вандербильт Уитни. См. также: Как ценить скульптуру. О более поздних работах см: Как оценить современную скульптуру.
История
Доисторическая каменная скульптура
Если не считать более ранние, но спорные фигурки и плоские гравюры наскальной живописи, первой доисторической скульптурой из камня стала серия «палеолитических венер». Эти статуэтки начали появляться по всей Европе примерно с 30 000 года до н.э. К ним относятся австрийская Венера из Гальгенберга, французская Венера из Монпазье (стеатит), итальянская Венера из Савиньяно (серпентин), русская Венера из Гагарино (базальт) и швейцарские Венеры из Энгена и Монруз-Невшателя (обе вырезаны из гагата).
Каменный рельефный фриз также был популярным элементом палеолитического пещерного искусства, что подтверждают находки в пещерах Кап-Блан, Рок-де-Серс и Рок-о-Сорсье. Примеры неолитической каменной скульптуры были обнаружены в Центральной и Восточной Европе, включая Турцию (см. рельефы животных в Гёбекли-Тёпе, ок. 9000 лет до н.э.) и Сербию (см. скульптуры из песчаника в Лепенски-Вир, ок. 5000 лет до н.э., Национальный музей, Белград). См. также: Древнее искусство.
В Китае самой престижной формой каменной скульптуры была резьба по нефриту. Подробнее об эволюции каменной скульптуры (в основном буддийской) в Китае см: Хронологическая шкала китайского искусства (18 000 лет до н.э. – настоящее время).
Древняя каменная скульптура
Египетская скульптура также широко использовала камень для создания статуй и рельефов. Примерами служат статуя Эхнатона из песчаника (ок. 1350 г. до н.э.) и статуя из серого камня «Псамметих I под защитой богини Хатхор» (ок. 550 г. до н.э.) в Египетском музее в Каире, а также монументальные сооружения, такие как Большой сфинкс в Гизе (ок. 2575–2465 гг. до н.э.).
Камень также активно применялся в древнеперсидском искусстве, месопотамском искусстве и месопотамской скульптуре. Характерным примером ассирийского искусства (ок. 1500–612 гг. до н.э.) являются человекоподобные крылатые быки и львы (859 г. до н.э.) из дворца Ашшурнасирпала в Нимруде. Считается, что мастера этих древних культур оказали влияние на греческую скульптуру, особенно на архаический стиль (ок. 650–480 гг. до н.э.), примером которого является известняковая статуя «Кора из Осера» (ок. 630 г. до н.э., Лувр).
Впоследствии большинство трёхмерных произведений греческого искусства, включая скульптуры Парфенона, созданные в период высокой классики (450–400 гг. до н.э.), изготавливались из мрамора или бронзы. Исключением был Колосс Родосский — огромная статуя бога Гелиоса высотой около 30 метров, построенная на острове Родос Харетом из Линдоса около 280 г. до н.э., в эпоху эллинизма. Считавшийся одним из Семи чудес Древнего мира, он был возведён на каменном основании с железным каркасом и облицован бронзовыми листами. До своего разрушения землетрясением в 226 г. до н.э. он был одной из величайших скульптур в истории.
Каменная скульптура была широко распространена в Римской империи, где создавались портретные бюсты императоров и исторические рельефы, такие как Колонна Траяна (106–113 гг., Рим), фриз на Алтаре Мира (13–9 гг. до н.э.) и рельефы на Арке Константина (312–315 гг.). Каменная резьба также была декоративным элементом христианских саркофагов в эпоху раннехристианского искусства (ок. 150–550 гг.).
Романская каменная скульптура
Расцвет резьбы по камню пришёлся на 1000–1300 годы, когда по всей Европе началось масштабное строительство церквей в новом, романском, архитектурном стиле (см. также: Средневековая скульптура). Это породило огромный спрос на статуи и рельефы для украшения соборов, церквей и аббатств.
Во Франции важными центрами романского искусства были Клюни, Отён, Везле, Тулуза и Муассак. В Италии они располагались в Комо, Модене, Вероне, Ферраре, Парме и городах Апулии. В Испании романская скульптура была сосредоточена в Леоне, Мадриде и Сантьяго-де-Компостела. В Ирландии в этот период были воздвигнуты кельтские высокие кресты — крупнейшие отдельно стоящие скульптурные композиции со времён античности.
Среди знаменитых скульпторов того периода были француз Гислебертус (известный работой в соборе Святого Лазаря), мастер из Кабестани (названный в честь своего тимпана), испанец Мастер Матео (известный своим Портиком Славы в соборе Сантьяго-де-Компостела) и Бенедетто Антелами (известный работами в Парме).
Для сравнения с восточной каменной скульптурой того же периода интерес представляют фигуры в кхмерском храме XII века Ангкор-Ват в Камбодже и храм XI века Кандария-Махадева в Кхаджурахо, Индия. Скульптуры в Кхаджурахо известны своим откровенным эротическим содержанием.
Готическая каменная скульптура
За романской эпохой последовал золотой век обработки камня в рамках готической архитектуры. Её образцами являются великие французские соборы в Шартре, Париже (Нотр-Дам), Амьене и Реймсе с их парящими сводами, витражами, горгульями и библейскими рельефами. Эти сооружения содержат величайшую коллекцию трёхмерного религиозного искусства в истории скульптуры.
Подобно фрескам Микеланджело в Сикстинской капелле, экстерьеры и интерьеры этих монументальных церквей украшало огромное количество фигур святых, апостолов, ангелов и других евангельских персонажей. Рельефы изображали Рождество, Страсти Христовы и другие библейские сюжеты.
Среди известных готических скульпторов, работавших с камнем, были Никола Пизано (ок. 1206–1278), лидер итальянской школы; его сын Джованни Пизано (ок. 1250–1314); Арнольфо ди Камбио (ок. 1240–1310), специализировавшийся на надгробной скульптуре; и Джованни ди Бальдуччо (ок. 1290–1339). К мастерам поздней готики относятся Андре Боневё (ок. 1335–1400) и Клаус Слютер (ок. 1340–1406), лидер дижонской школы.
Для сравнения с мраморной скульптурой см. «Давид» работы Микеланджело (1501–1504, Галерея Академии изящных искусств, Флоренция).
Скульптуры моаи с острова Пасхи
На полинезийском острове Пасхи находится удивительный образец океанического искусства — знаменитые моаи. Это серия из 887 монолитных человеческих фигур, также известных как «головы острова Пасхи», вырезанных из вулканического туфа (спрессованного вулканического пепла) в период с 1250 по 1500 год. Их средняя высота составляет около 4 метров, ширина у основания — 1,6 метра, а вес — около 14 тонн. Эллиптические глазницы предназначались для коралловых «глаз» со зрачками из чёрного обсидиана или красной пемзы. Многие моаи до сих пор находятся в каменоломне Рано-Рараку, но большое их число было перемещено на каменные платформы (аху) по периметру острова.
Современная каменная скульптура
Среди современных резчиков по камню выделяются Жан-Батист Карпо (1827–1875), известный своей скульптурой «Танец» (1865–1869, Музей Орсе); Константин Бранкузи (1876–1957), создавший «Поцелуй» (1907, Гамбургский кунстхалле); Джейкоб Эпштейн (1880–1959), автор скульптуры «Адам» (1938, Харвуд-хаус); Анри Годье-Бжеска (1891–1915), известный работой «Танцовщица на красном камне» (1913, галерея Тейт); и Генри Мур (1898–1986), чья работа «Мать и дитя» (1924–1925, Манчестерская художественная галерея) стала знаковой. Также с камнем работали Амедео Модильяни (1884–1920), предпочитавший прямую резьбу, и другие. Монументальным примером являются «Портреты президентов» Гатсона Борглума на горе Рашмор (1941).
Методы и материалы
Типы камня
Камень различается по цвету, качеству и твёрдости. Самыми твёрдыми и устойчивыми к атмосферным воздействиям являются магматические породы, образовавшиеся из остывшей магмы, такие как гранит, диорит и базальт. Также используются осадочные породы, например алебастр (гипс) и известняк. Метаморфические породы, образовавшиеся под воздействием высоких температур или давления, очень популярны у скульпторов; лучший пример — различные виды мрамора.
Твёрдость камня определяет лёгкость его обработки. Согласно шкале Мооса, самый мягкий камень — талькохлорит (мыльный камень) с твёрдостью 1. Далее следуют алебастр (2) и известняк (3). Мрамор и серпентин имеют твёрдость от 3 до 5. Более твёрдые породы, такие как песчаник, гранит и базальт, имеют показатель 6–7, что делает их самыми прочными, но и самыми сложными для резьбы.
Техника резьбы по камню
Резьба начинается с удаления больших кусков лишней породы (процесс, известный как «черновая обработка» или «сбивание») с помощью молотка и зубил. После создания грубой формы на камень наносится более точная разметка, а затем скульптор использует технику работы молотком и долотом для проработки контуров. Для создания окончательной формы применяются специальные инструменты, такие как зубчатое и когтевидное долото, а также рашпили.
В эпоху Возрождения основными инструментами скульптора были: набор резцов (gli scalpelli), включая плоские (scalpello) и заострённые (subbia); киянка (la mazza), используемая для ударов по долоту. Кроме этого, скульптор использовал несколько видов молотков — как для ударов по инструментам, так и по самому камню.
В XX веке в дополнение к традиционным инструментам скульпторы получили доступ к пневматическим молоткам, угловым шлифовальным машинам с алмазными дисками и ручным дрелям. Сегодня, в соответствии с принципами постмодернистского искусства, резчики по камню могут использовать и более сложное оборудование, такое как кислородно-ацетиленовые горелки и лазеры.
Знаменитые каменные скульптуры
Знаменитые каменные статуи и рельефы можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях и садах скульптур по всему миру. К шедеврам относятся:
Танец (1865–1869), Музей Орсе. Автор Жан-Батист Карпо.
Стоящая обнажённая (1907) Центр Помпиду. Автор Андре Дерен.
Поцелуй (1907) Гамбургский кунстхалле. Автор Константин Бранкузи.
Коленопреклонённая (1911) МоМА, Нью-Йорк. Автор Вильгельм Лембрук.
Голова (1911–1913) Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк. Автор Амедео Модильяни.
Танцовщица на красном камне (1913) Галерея Тейт. Автор Анри Годье-Бжеска.
Человек с гитарой (1915) МоМА, Нью-Йорк. Автор Жак Липшиц.
Голова (1915) МоМА, Нью-Йорк. Автор Амедео Модильяни.
Христос-Искупитель (1922–1931) Железобетон, талькохлорит, Рио-де-Жанейро. Автор Поль Ландовски.
Мать и дитя (1924–1925), Манчестерская художественная галерея. Автор Генри Мур.
Женский мемориал «Титаник» (1931), Вашингтон. Автор Гертруда Уитни.
Адам (1938) Харвуд-хаус, Великобритания. Автор Джейкоб Эпштейн.
Портреты президентов (1941) Гора Рашмор. Автор Гатсон Борглум.
Родина-мать зовёт! (1967) Железобетон, Волгоград. Автор Е. В. Вучетич.
Усику Дайбуцу, Будда Амитабха (1993) Бронза, Япония.
Весенний храм Будды (2002) Медный сплав, железобетон, Хэнань, Китай.
КИТАЙСКИЕ КАМЕННЫЕ СТАТУИ
О наиболее важной китайской каменной скульптуре — см. Буддийские статуи: Искусство династии Тан (618–906) и Искусство династии Сун (960–1279).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?