Каменная скульптура читать ~12 мин.
Если петроглифы (включая необычные культурные явления, известные как купулы) представляют собой древнейшее искусство мира, то каменная скульптура – древнейшее мобильное (переносное) искусство. Например, скульптурные чучела каменного века, известные как Венера Берехат-Рам (базальт) и Венера Тан-Тан (кварцит), имеют возраст не менее 200 000 лет, а известняковая фигурка, известная как Венера Виллендорфская, датируется примерно 30 000 лет до нашей эры.
Одна из причин, по которой мы знаем об этих примерах доисторического искусства, заключается в том, что они были сделаны из такого устойчивого к атмосферным воздействиям материала, как камень. Конечно, резьба по дереву, а также резьба по слоновой кости не менее традиционны, но дерево слишком скоропортящийся материал, а слоновая кость и кости животных пригодны только для некоторых видов мелких фигурок. Камень – по крайней мере, некоторые его виды – легко поддаётся резьбе и очень прочен, но при этом не обладает (как бронза) большой внутренней ценностью. Правда, мрамор встречается гораздо реже и стоит гораздо дороже, чем (скажем) известняк или песчаник, но мрамор – это особый случай, и он рассматривается отдельно, см: мраморная скульптура.
Другим особым случаем является мегалитическое искусство, чьи скульптурные рельефы пересекаются с обычным пластическим искусством, но они тоже рассматриваются в других разделах, как и драгоценные камни, такие как нефрит (зелёный камень), который так широко представлен в китайском искусстве.
До 20-го века почти все величайшие скульпторы занимались резьбой по камню, прежде чем перейти к мраморной или бронзовой скульптуре, а некоторые, как выдающийся ирландский художник Шеймус Мёрфи (1907-1975), всю жизнь занимались скульптурой из камня. Каменная скульптура достигла настоящего расцвета во время программ строительства соборов и аббатств в эпоху романской скульптуры (ок. 1000-1200 гг. н.э.) и готической скульптуры (ок. 1150-1300 гг.), с тех пор она постепенно пришла в упадок, за исключением вырезания необычных скульптур из туфа моаи (ок. 1250-1500 гг.) в Рано Рараку, остров Пасхи. Несмотря на упадок, камень, наряду со сталью, остаётся основным материалом для масштабных работ на открытом воздухе, примером чему служит Женский мемориал «Титаник» (1931, Вашингтон, округ Колумбия), созданный Гертрудой Вандербильт Уитни. См. также: Как ценить скульптуру. О более поздних работах см: Как оценить современную скульптуру.
История
Доисторическая каменная скульптура
Не считая более ранних, но более спорных чучел, фигурок и плоских гравюр, встречающихся в наскальной живописи палеолита, первой доисторической скульптурой из камня была серия статуэток Венеры, которые начали появляться по всей Европе примерно с 30 000 года до нашей эры. К ним относятся: австрийская Венера из Гальгенберга (также известная как фигурка из Стратцинга), французская Венера из Монпасье (стеатит), итальянская Венера из Савиньяно (серпентин), русская Венера из Гагарино (базальт) и швейцарские Венеры Энген и Монруз-Невшатель (обе вырезаны из реактивного камня).
Фриз из каменной рельефной скульптуры также был популярной чертой палеолитического пещерного искусства, примером которого являются пещеры Кап-Блан, Рок-де-Серс и Рок-о-Сорсьер. Примеры неолитической каменной скульптуры также были обнаружены в различных частях Центральной и Восточной Европы, включая Турцию (см. рельефы животных в Гобекли Тёпе ок. 9000 лет до н.э.) и Сербию (см. Рыбобог Лепенски Вир ок. 5000 лет до н.э., Национальный музей, Белград). См. также: Древнее искусство.
В Китае резьба по нефриту была самой престижной формой каменной скульптуры. Подробнее об эволюции каменной скульптуры (в основном буддийской) в Китае см: Хронологическая шкала китайского искусства (18 000 лет до н.э. – настоящее время).
Древняя каменная скульптура
Египетская скульптура также в полной мере использовала камень в статуях и рельефах – см. Например, статуя из песчаника Ахенатена (ок. 1350 г. до н.э.) и статуя из серого камня Псаметека, охраняемого коровой Хатор (ок. 550 г. до н.э.) в Египетском музее, Каир, а также монументальные произведения, такие как Большой сфинкс в Гизе (ок. 2575-2465 гг. до н.э.).
Камень также широко использовался в древнеперсидском искусстве, а также в месопотамском искусстве и месопотамской скульптуре. Например, человекообразные крылатые бык и лев (859 г. до н.э.) из дворца Ашшурнасирпала в Нимруде, типичный пример ассирийского искусства (ок. 1500-612 гг. до н.э.). Считается, что каменщики и ремесленники этих древних культур оказали ключевое влияние на греческую скульптуру, особенно на менее сложный стиль архаической греческой скульптуры (ок. 650-480 гг. до н.э.), как, например, известняковая статуя, известная как «Осер Коре» (ок. 630 г. до н.э., Лувр).
После этого большинство трёхмерных произведений греческого искусства, включая Парфенон, созданных в славный золотой век высокой классической греческой скульптуры (450-400 гг. до н.э.), изготавливались из мрамора или бронзы. Исключением был Колосс Родосский высотой 100 футов – огромная статуя бога Гелиоса, построенная на острове Родос Харесом из Линдоса около 280 года до н.э., в эпоху эллинистической греческой скульптуры. Считаясь одним из семи чудес Древнего мира, он был сделан из камня (и земли) и украшен бронзовыми пластинами. До того, как его шаткая конструкция рухнула в 226 году до н.э. после землетрясения, он был одной из величайших скульптур, которые когда-либо существовали.
Использование каменной скульптуры было широко распространено во времена Римской империи, которая в полной мере использовала такие предметы, как портретные бюсты императора, а также исторические каменные рельефы, такие как Колонна Траяна (106-113, Рим), созданный Аполлодором из Дамаска; фриз на Ara Pacis Augustae (13-9 гг. до н.э.), фриз на колонне Марка Аврелия (ок. 180-193 н.э.), и рельефы на арке Константина (312-15 н.э.). Каменная скульптура также была декоративным мотивом христианских саркофагов в эпоху раннего христианского искусства (ок. 150-550 гг.).
Романская каменная скульптура
Зенит резьбы по камню пришёлся на период 1000-1300 годов, когда Рим и его монашеские ордена приступили к реализации масштабной программы строительства церквей, основанной на новом стиле церковной архитектуры, известном как романский стиль. (См. также: Средневековая скульптура.) Это привело к огромному спросу на широкий спектр новых статуй и рельефов для украшения каждого нового собора, церкви и аббатства.
Во Франции важными центрами романского искусства были Клюни, Аутен, Везелей, Тулуза и Муассак. В Италии они располагались в Комо, Модене, Вероне, Ферраре, Парме, Пизе, Лукке и апулийских городах. В Испании романская скульптура была сосредоточена в Леоне, Мадриде и Сантьяго-де-Компостела. В Ирландии монастырские власти воздвигли кельтские скульптуры в виде высоких крестов – крупнейший объект отдельно стоящей скульптуры со времён Ренессанса.
Среди знаменитых каменных скульпторов того периода были: француз Гислебертус (известный своей работой в соборе Сен-Лазар); мастер из Кабестани (названный в честь своего тимпана в романском стиле в Кабестани); испанец Мастер Матео (известный своим Портиком де ла Глория в соборе Сантьяго-де-Компостела); и Бенедетто Антелами (известный своими работами в Парме и других местах).
Для интересного сравнения с восточной каменной скульптурой того же периода см. необычные каменные фигуры в кхмерском храме 12-го века Ангкор-Ват в Камбодже и храм 11-го века Кандария Махадева в Кхаджурахо, штат Мадхья-Прадеш. Индийская скульптура в Кхаджурахо печально известна своим откровенным «взрослым» содержанием.
Готическая каменная скульптура
После романской эпохи наступил золотой век обработки камня в виде готической архитектуры, примером которой являются великие французские соборы Шартра, Нотр-Дам де Пари, Амьена и Реймса, с их парящими сводами, огромными витражами, горгульями, библейскими рельефными скульптурами и рядами колонн. На самом деле эти удивительные сооружения содержали величайшую коллекцию трёхмерного религиозного искусства, когда-либо встречавшуюся в истории скульптуры.
Подобно трёхмерной версии фресок Микеланджело на крыше и стенах Сикстинской капеллы в Риме, экстерьеры и интерьеры этих монументальных церквей представляли собой огромное количество святых, апостолов, членов Святого семейства, а также различных ангелов и других евангельских фигур, плюс рельефы, изображающие рождение Иисуса, страсти Христовы и другие библейские события.
Известные готические скульпторы, все из которых ваяли из камня, такие как: Никола Пизано (ок.1206-1278), лидер итальянской школы; его сын Джованни Пизано (ок.1250-1314), создавший мраморный алтарь в Ареццо; Арнольфо ди Камбио (ок.1240 -1310), который специализировался на надгробной скульптуре и погребальном искусстве; и Джованни ди Бальдуччо (ок. 1290-1339), известный по святилищу Святого Петра Мученика в Сант-Эусторджо, Милан. Среди каменных скульпторов поздней готики были Андре Боневье (ок. 1335-1400), служивший французскому королю Карлу V и герцогу Жану де Берри; и Клаус Слутер (ок. 1340-1406), лидер дижонской школы.
Для сравнения с мраморной скульптурой см. Давид работы Микеланджело (1501-4, Галерея Академии художеств, Флоренция).
Скульптуры Моаи с острова Пасхи
На полинезийской территории острова Пасхи находится особенно поразительный и необычайно долговечный вид океанического искусства – знаменитые моаи или мо’ай. Это серия из 887 монолитных человеческих фигур – также известных как «головы острова Пасхи» – вырезанных из вулканического туфа в период 1250-1500 годов. Их эллиптические глазницы высотой около 4 метров, шириной у основания около полутора метров и весом около 14 тонн были предназначены для хранения коралловых «глаз» со зрачками из чёрного обсидиана или красной окалины. Многие моаи всё ещё находятся в каменоломне Рано Рараку, но большое количество было перенесено на каменные платформы (аху) по периметру острова. Около 13 моаи сделаны из базальта, 17 – из хрупкого красного скория и 22 – из трахита.
Современная каменная скульптура
Среди современных резчиков по камню – Жан-Батист Карпо (1827-1875), известный своим удивительно оживлённым «Танцем» (1865-9, Музей Орсе); Константин Бранкузи (1876-1957), создавший «Поцелуй» (1907, Кунстхалле, Гамбург); Яков Эпштейн (1880-1959), сульптор вызывающего «Адама» (1938, Харевуд Хаус); Вильгельм Лембрук (1881-1919), создатель «Стоящей на коленях женщины» (1911, МоМА); Анри Годье-Бржеска (1891-1915), известный работой «Танцовщица на красном камне» (1913, галерея Тейт); Генри Мур (1898-1986), известный работой «Мать и дитя» (1924-5, Манчестерская галерея искусств); художники Андре Дёрен (1880-1954), известный работой «Стоящая обнажённая» (1907, Центр Помпиду); Модильяни (1884-1920), который всегда предпочитал высекать непосредственно в камне; и другие. А если говорить о монументальных работах из камня, то обратите внимание на «Портреты президентов» Гутзона Борглума на горе Рашмор (1941). Интересно, что почти во всех этих примерах резьбы по камню форма человека как бы вырисовывается из камня.
Методы и материалы
Типы камня
Камень бывает разных сортов, что даёт художникам большой выбор в отношении цвета, качества и твёрдости. Самый твёрдый и устойчивый к атмосферным воздействиям камень – это магматические породы, образовавшиеся в результате охлаждения расплавленной горной породы, такие как гранит, диорит и базальт. Можно использовать и осадочные камни, такие как алебастр (гипс), хотя они содержат заметные пласты. Метаморфические камни, образовавшиеся в результате изменения магматических и осадочных пород под воздействием экстремальных температур или давления, очень популярны среди скульпторов: лучший пример – различные виды мрамора.
В целом, чем мягче камень, тем легче его резать. Согласно шкале твёрдости минералов MOHS, изобретённой немецким геологом Карлом Фридрихом Моосом (1773-1839), мыльный камень с твёрдостью MOHS около 2 является одним из самых лёгких в обработке камней. Далее следуют алебастр и более мягкие виды серпентина, все с показателем MOHS около 3. К камням с показателем 4 относятся известняк и песчаник. К более твёрдым камням со значением MOHS 6 относятся травертин, мрамор и оникс, а гранит и базальт (оба 8) – самые прочные и долговечные, но самые сложные для резьбы.
Техника резьбы по камню
Резьба начинается с отбивания больших кусков лишней породы (процесс, известный как «черновая обработка», «отбивка» или «сбивание») с помощью остроконечного зубила и клиновидного зубила, а также молотка каменщика. После создания грубой фигуры на камне делается более точная разметка углём, карандашом или мелком, а затем скульптор использует базовую технику работы молотком и долотом для создания более чётких очертаний. Для создания окончательной фигуры используются другие специальные инструменты (например, зубчатое долото, когтистое долото, рашпили и рифлёры).
В эпоху Возрождения основными инструментами скульптора были: набор резцов (Gli Scalpelli), включая плоские (Scalpello), заострённые (Subbia), круглые (Unghietto), зубчатые (Gradina) и раскалывающие (Scapezzatore) резцы; киянка (La Mazza), используемая для ударов по долоту. Кроме этого, скульптор использовал несколько различных молотков – для ударов по инструментам для обработки краёв, таким как долото, а также по самому камню.
В дополнение к этим традиционным инструментам скульпторы XX века получили доступ к пневматическим молоткам, а также к другим электроинструментам, таким как углошлифовальная машина с алмазным лезвием и многочисленные ручные дрели. Сегодня, в соответствии с принципами постмодернистского искусства, резчики по камню могут использовать ещё более сложное оборудование, такое как кислородно-ацетиленовые горелки, лазеры и реактивные тепловые резаки. Последний был использован для создания гранитного мемориала на горе Рашмор.
Знаменитые каменные скульптуры
Знаменитые каменные статуи и рельефы можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях и садах скульптур по всему миру. К шедеврам относятся:
Танец (1865-9), музей Орсе. Автор Жан-Батист Карпо.
Стоящая обнажённая (1907) Центр Помпиду. Автор Андре Дерен.
Поцелуй (1907) Hamburgerkunsthalle. Константин Бранкузи.
Женщина на коленях (1911) МОМА, Нью-Йорк. Автор Вильгельм Лембрук.
Глава (1911-13) Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк. Автор Модильяни.
Танцовщица с красным камнем (1913) Галерея Тейт. Анри Годье-Бжеска.
Человек с гитарой (1915) МОМА, Нью-Йорк. Жак Липшиц.
Голова (1915) МОМА, Нью-Йорк. Автор Модильяни.
Христос Искупитель (1922-31) Мыльный камень, Рио-де-Жанейро. Пол Ландовски.
Мать и дитя (1924-5), Манчестерская картинная галерея. Генри Мур.
Женский мемориал «Титаник» (1931 г.), Вашингтон, округ Колумбия. Автор Гертруда Уитни.
Адам (1938) Harewood House, Великобритания. Автор Джейкоб Эпштейн.
Президентские портреты (1941) Гора Рашмор. Автор Gutzon Borglum.
Родина-мать зовёт (1967) Бетон / Камень, Волгаград. Ю. Вучетич.
Ушику Дайбуцу, Будда Амитабха (1995) Камень, Япония.
Весенний храм Будды (2002) Камень, бетон, медное литье, Хэнань, Китай.
КИТАЙСКИЕ КАМЕННЫЕ СТАТУИ
О наиболее важной китайской каменной скульптуре – см. Буддийские статуи: Искусство династии Тан (618-906) и Искусство династии Сун (960-1279).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?