Мыслитель Чернаводэ:
неолитическая терракотовая скульптура читать ~4 мин.
Это один из великих шедевров искусства позднего каменного века. Необычная терракотовая скульптура, известная как Мыслитель («Гандиторул» — рум. “Gânditorul”), была обнаружена в 1956 году. Вместе с ней была найдена похожая статуэтка женской фигуры, известная как Сидящая женщина из Чернаводэ. Как и множество других подобных, хотя и безголовых, фигур, эти скульптуры были найдены во время археологических раскопок неолитического поселения и захоронений в районе нижнего Дуная, недалеко от Чернаводэ в Румынии.
Созданная в период культуры Хамангия, эта скульптура считается старейшей из известных доисторических скульптур, отражающих интроспекцию и психологическое состояние человека, а не традиционные художественные темы охоты или плодородия. В результате «Мыслитель» стал культовой фигурой доисторического искусства и ярким примером неолитического искусства ради искусства. В настоящее время он находится в Национальном музее румынской истории в Бухаресте. Другим важным, но гораздо более древним примером доисторического искусства из Румынии является наскальная живопись в пещере Колибойя (30 000 лет до нашей эры).
Характеристики и история
Мыслитель из Чернаводэ изображает человеческую фигуру, традиционно интерпретируемую как мужчину, сидящего на стуле. Голова фигуры опирается на руки, а локти — на колени. Несмотря на условную интерпретацию пола как мужского, его пол не является полностью однозначным. Этот атрибут характерен для многих древних статуэток из Юго-Восточной Европы. Его маленькая угловатая голова расположена на толстой вытянутой шее. Глаза, слишком крупные для лица, выглядят вогнутыми, что отличается от обычной выпуклой формы, характерной для румынской резьбы. Туловище фигуры широкоплечее, с массивными бёдрами и икрами.
Окрашенная в тёмно-коричнево-красный цвет, скульптура высотой 11,5 сантиметров (4,5 дюйма) изготовлена из терракоты — неглазурованной керамики на глиняной основе. Она была создана в период культуры Хамангия (названной в честь места Байя-Хамангия). Эта археологическая культура позднего неолита (5250–4500 годы до нашей эры) сформировалась на Балканах, в Добрудже (регион современных Румынии и Болгарии), между рекой Дунай и Чёрным морем.
Скульптура полностью лишена орнамента или гравированных украшений. Это отличается от часто встречающихся орнаментов в пластике и гончарстве как культуры Хамангия, так и последующей культуры Кукутени (4500–3000 годы до нашей эры). Она также значительно отличается от более выразительных зооморфных и антропоморфных статуэток, украшений с изображениями голов животных и других культовых объектов соседней культуры Винча (5500–4500 годы до нашей эры). Культура Винча, названная в честь региона Винча-Белу-Брдо, была сосредоточена в Сербии, но её влияние распространилось на Румынию и Болгарию. (См. также: Первобытное искусство).
Сидящая женщина из Чернаводэ также отличается простотой и отсутствием украшений. Она не имеет характерных черт чрезвычайно стилизованных, безликих женских статуэток с преувеличенными грудями и ягодицами, которые распространены в других неолитических культурах.
Культура Хамангия, к которой относятся «Мыслитель» и «Сидящая женщина», представляет собой одну из наиболее значимых неолитических культур Юго-Восточной Европы. Её произведения демонстрируют уникальный художественный стиль и позволяют понять мировоззрение древних общин. Мыслитель, в частности, является редким примером глубокого психологизма в доисторическом искусстве, что выделяет его среди других находок того периода.
Эти терракотовые фигурки, найденные в захоронениях, вероятно, имели ритуальное или символическое значение. Их расположение в могилах указывает на возможное представление о загробной жизни или на связь с культом предков. Они могли служить оберегами или символами статуса, отражая духовные практики и верования древних жителей Дунайского региона. Включение «Мыслителя» и «Сидящей женщины» в список Европейского наследия подчёркивает их значимость для понимания доисторической Европы.
К сожалению, сведения о скульпторе, создавшем Мыслителя из Чернаводэ, его мастерской или школе, а также о том, копировался ли его стиль современниками, отсутствуют. (См. также: История скульптуры).
Чтобы понять, как румынский Мыслитель из Чернаводэ — возможно, одна из величайших скульптур — вписывается в эволюцию терракотовой скульптуры позднего каменного века, обратитесь к Хронологии доисторического искусства.
Другие неолитические скульптуры
Эпоха неолитического искусства в Юго-Восточной Европе (около 7000–3000 годов до нашей эры) является источником ряда важных археологических находок резьбы и других трёхмерных произведений искусства.
Дополнительные ресурсы
Как оценить скульптуру
Венера Милосская (130–100 годы до нашей эры)
Лаокоон и его сыновья (42–20 годы до нашей эры)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?