Тильман Рименшнайдер:
немецкий скульптор поздней готики читать ~6 мин.
Один из величайших представителей немецкого готического искусства, мастер-скульптор Тильман Рименшнайдер специализировался на резьбе по дереву, особенно по липе и липовому дереву. Он работал в Вюрцбурге с середины 1480-х годов и был одним из самых плодовитых и талантливых резчиков фигуративного христианского искусства в форме алтарных образов и статуй.
Хотя его скульптурная карьера совпала с периодом Высокого Возрождения в Италии (около 1490-1530), он сам остался средневековым художником, практиковавшим поздний стиль готического искусства и полностью не поддавшимся влиянию новых форм и идеалов итальянского искусства Возрождения, развивавшегося к югу от Альп. Фактически, наряду с Файтом Штоссом (1450-1533), он был ведущим немецким скульптором поздней готики, а в его мастерской работало до 40 помощников и учеников. Он был в основном резчиком по дереву, хотя работал и с камнем. Не следует недооценивать его влияние на более поздних скульпторов, таких как немецкий мастер-резчик Йорг Цурн (1583-1638).
Тильман Рименшнайдер родился в Хайлигенштадте-им-Айхсфельде, городе в немецкой провинции Тюрингия. В возрасте 5 лет его семья переселилась в Остероде. Примерно в 13 лет он начал учиться ремеслу скульптора и резчика по дереву, проходя обучение в нескольких мастерских в Швабии и Верхнем Рейне (в том числе у Михаэля Эрхарта), как того требовал гильдия скульпторов.
В 1483 году, после окончания ученичества, Рименшнайдер переехал в процветающий торговый город Вюрцбург, где проработал до конца своих дней. Он вступил в гильдию художников, скульпторов и стекольщиков Святого Луки, а вскоре после этого женился на Анне Шмидт, вдове мастера-ювелира с тремя сыновьями, что позволило ему стать мастером-ремесленником. Со временем он женился ещё на трёх женщинах.
Ранние религиозные скульптуры
Самая ранняя подлинная скульптура Ремпеншнайдера — надгробная плита Эберхарда фон Грюмбаха в приходской церкви в Римпаре. Однако вскоре он начал получать многочисленные заказы от муниципальных властей Вюрцбурга и соседних городов. Самым ранним крупномасштабным произведением скульптуры, приписываемым ему, является Франциск-алтарь в церкви Святого Якоба в Ротенбурге-об-таубере (около 1488 г.).
В 1490 году городской совет Мюннерштадта заказал Рименшнайдеру алтарную композицию для приходской церкви Святой Марии Магдалины с изображением Святой Марии Магдалины с шестью ангелами. В следующем году городской совет Вюрцбурга заказал две каменные фигуры Адама и Евы в натуральную величину для Marienkapelle. В 1495 году он создал статую Марии с младенцем, которая находится в Pfarrkirche St Bernard в Вюрцбурге.
Ведущий скульптор Вюрцбургского региона
К 1500 году Рименшнайдер приобрёл широкую известность как ведущий резчик по дереву в регионе и стал процветающим членом вюрцбургского общества. Его мастерская разрослась до 30 учеников, обучавшихся резьбе по дереву, скульптуре и живописи, среди которых были Петер Бройер и Филипп Кох. В 1504 году он был избран советником (позднее мэром) города, должность, которую он занимал около 20 лет и которая принесла ему ряд прибыльных заказов. В 1505 году он был выбран для участия в официальной приветственной церемонии по случаю визита императора Максимилиана I в город.
В заключении
К сожалению, его судьба изменилась в середине 1520-х годов во время крестьянского восстания, когда он отказался голосовать за применение военной силы против крестьян. После подавления восстания он был заключён в тюрьму сторонниками князя-епископа Вюрцбурга и подвергнут крупному штрафу, и в последние шесть лет своей жизни он создал очень мало произведений. Двое из его сыновей (Йорг и Ганс) стали скульпторами, а двое других (Бартоломеус и Тильман-младший) — художниками.
Его первые работы были выполнены из алебастра. Позже он работал как с камнем, так и с деревом, но всегда восхищал зрителей своим виртуозным мастерством в резьбе по дереву, особенно по липовому. Будучи по сути готическим скульптором, знакомым с традициями средневекового искусства, Рименшнайдер славился своим вниманием к деталям поверхности и текстуре, уделяя больше внимания реалистичности поверхности, чем приоритетам Возрождения — объёмному моделированию и анатомической точности. (Более широкие формы некоторых его поздних работ указывают на возможное влияние итальянской скульптуры Возрождения). В целом, его резные фигуры отличаются уникальной эмоциональной выразительностью и детальностью одежды.
Чтобы научиться оценивать таких художников, как немецкий позднеготический резчик по дереву Тильман Рименшнайдер, см.: Как ценить скульптуру. Поздние работы см.: Как ценить современную скульптуру.
Алтарь Святой Крови (1501-1505)
Характерный для алтарного искусства того времени и открываемый только в определённые дни, этот монохромный алтарь из липового дерева (Jakobskirche, Ротенбург-об-Таубер) изображает некоторые основные сцены из христианской истории. На левой панели Христос изображён сидящим на ослике, входящим в Иерусалим во всей своей славе, а на правой панели он показан брошенным на Елеонской горе в окружении спящих учеников.
В центре изображена величественная сцена Тайной вечери. Иуда, узнаваемый по кошельку, который он держит в левой руке, необычно расположен в центре сцены и разговаривает с Христом, который, напротив, стоит на заднем плане. Христос только что объявил, что среди них находится предатель, который предаст его. Кроме страха и возмущения, на лицах апостолов видно удивление, а святой Иоанн в отчаянии прислонился головой к Христу. Одежда с драпировкой выполнена тщательно, но без преувеличения. Работа иллюстрирует тот факт, что Рименшнайдер больше заботится о важности послания, чем о чистой эстетике, что подчёркивает его отход от итальянского Возрождения. В этой работе художник отказывается от обычной полихромии, чтобы подчеркнуть красоту липового дерева, распространённого в то время в Северной Европе материала для скульптуры. Это несколько необычное изображение Тайной вечери, с предвещающим присутствием Иуды, возможно, ещё более важно, поскольку оно предполагает возвращение к чтению Священного Писания, возможно, предвещая грядущую протестантскую реформацию (1519).
Рименшнайдер: избранные произведения
Наиболее полная коллекция его работ (около 80 произведений) находится в Майнфранкском музее в Вюрцбурге. Среди его подлинных произведений можно выделить следующие:
Хассенбахская Веспербильда (дерево) (1490) Церковь Хассенбаха.
Алтарь Прощания Апостолов (1491) Церковь Всех Святых, Нюрнберг.
Алтарная картина (1490-92) Мария Магдалена, Мюннерштадт.
Адам и Ева (1491-93) Майнфранкский музей, цитадель Мариенберг.
Успение Богородицы (Креглингена алтарная картина) (1495-99) Херрготтскирхе.
Статуя епископа Рудольфа фон Шеренберга (1496-99) Вюрцбургский собор.
Гробница императора (1499-1513) Бамбергский собор.
Мария Саломея и Зеведей (1510), Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Святая Анна и мужья (1505-1510), Баварский национальный музей.
Скорбящая Мария (ок. 1505) Главный франконский музей, Вюрцбург.
Алтарь Марии (ок. 1505-8) Креглинген.
Резьба Святого Килиана, распятие (1500) Церковь Святого Лео, Вюрцбург.
Распятие (1500-1505) Церковь Святого Николая, Айзинген, Бавария.
Алтарь Святой Крови (1501-1505) Церковь Святого Иакова, Ротенбург-об-Таубер.
Алтарь Распятия (1510-13) Курпфальцский музей, Гейдельберг.
Гробница епископа Лоренца из Бибры, собор Вюрцбурга (1520-22).
Мадонна с розарием (1521-4) Церковь Вайнберген, Волках.
Скорбь о Христе (1525) Клостеркирхе, Майдбронн, недалеко от Вюрцбурга.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?