Тильман Рименшнайдер:
немецкий скульптор поздней готики читать ~6 мин.
Тильман Рименшнайдер — один из величайших мастеров немецкой готики, специализировавшийся на скульптурной резьбе по дереву, в особенности по липе. С 1483 года он жил и работал в Вюрцбурге, где прославился как один из самых плодовитых и талантливых создателей алтарных образов и статуй в рамках христианского искусства.
Его творческая карьера совпала с эпохой Высокого Возрождения в Италии (около 1490–1530), однако сам Рименшнайдер остался верен традициям средневекового искусства. Он творил в стиле поздней готики, не поддаваясь влиянию новых форм и идеалов итальянского Ренессанса, которые зарождались к югу от Альп. Наряду с Файтом Штоссом (ок. 1447–1533), он считается ведущим немецким скульптором позднеготического периода. В его мастерской трудилось до 40 подмастерьев и учеников. Рименшнайдер был преимущественно резчиком по дереву, но также работал и с камнем. Его влияние на последующие поколения скульпторов, таких как немецкий мастер Йорг Цюрн (1583–1638), было весьма значительным.
Тильман Рименшнайдер родился около 1460 года в Хайлигенштадте-им-Айхсфельде, городе в современной Тюрингии. Когда ему было около пяти лет, его семья переехала в Остероде-ам-Харц. Примерно в 1473 году он начал обучение ремеслу скульптора и резчика по дереву. В соответствии с требованиями ремесленной гильдии, он странствовал и учился в различных мастерских Швабии и Верхнего Рейна, предположительно, в том числе у ульмского мастера Михаэля Эрхарта.
В 1483 году, завершив обучение, Рименшнайдер прибыл в Вюрцбург — процветающий торговый город, который стал его домом до конца жизни. Он вступил в местную Гильдию Святого Луки, объединявшую художников, скульпторов и стекольщиков. В 1485 году Рименшнайдер женился на Анне Шмидт, вдове придворного ювелира, что дало ему право получить статус мастера. Впоследствии он был женат ещё трижды и стал отцом большого семейства.
Ранние религиозные скульптуры
Самой ранней из сохранившихся работ Рименшнайдера считается надгробный камень Эберхарда фон Грюмбаха в приходской церкви в Римпаре. Вскоре после этого он начал получать крупные заказы от городских советов Вюрцбурга и соседних городов. Одной из первых его масштабных работ стал алтарь для францисканской церкви в Ротенбурге-об-дер-Таубере (около 1488 г.).
В 1490 году городской совет Мюннерштадта заказал ему алтарь для приходской церкви Святой Марии Магдалины, центральной фигурой которого стала сама святая в окружении шести ангелов. Год спустя, в 1491 году, по заказу городского совета Вюрцбурга он создал две каменные статуи Адама и Евы в натуральную величину для южного портала капеллы Святой Марии (Marienkapelle). В 1495 году им была создана статуя Мадонны с Младенцем для приходской церкви Святого Буркарда в Вюрцбурге.
Признание и зрелые годы
К 1500 году Рименшнайдер был уже известнейшим скульптором региона и зажиточным гражданином Вюрцбурга. Его мастерская выросла, в ней одновременно работало до сорока учеников, которые обучались резьбе по дереву, скульптуре и даже живописи. Среди его учеников были такие будущие мастера, как Петер Бройер и Филипп Кох. В 1504 году Рименшнайдер был избран в городской совет, а в 1520–1521 годах занимал пост бургомистра Вюрцбурга. Это положение обеспечивало ему стабильный поток престижных и выгодных заказов. В 1505 году ему была оказана честь участвовать в официальной церемонии приветствия императора Максимилиана I, посетившего город.
Поздние годы и наследие
Жизнь мастера резко изменилась в 1525 году во время Крестьянской войны. Будучи членом городского совета, он был на стороне восставших крестьян. После подавления восстания Рименшнайдер был заключён в тюрьму, подвергнут пыткам и лишился большей части своего имущества. Он потерял крупных заказчиков и в последние годы жизни (умер в 1531 году) почти не получал заказов. Двое его сыновей от разных браков, Йорг и Ганс, пошли по стопам отца и стали скульпторами, а двое других, Бартоломеус и Тильман-младший, — художниками.
Стиль и материалы
Рименшнайдер работал с разными материалами, включая песчаник и алебастр, однако именно виртуозная резьба по липе принесла ему наибольшую славу. Оставаясь верным традициям средневекового искусства, он уделял особое внимание проработке поверхностей и текстур, особенно в изображении тканей и волос. В отличие от мастеров итальянского Ренессанса, для него была важнее эмоциональная выразительность и детализация одеяний, чем анатомическая точность и объёмное моделирование фигур. Тем не менее, в некоторых поздних работах угадывается знакомство с формами итальянской скульптуры. Главной отличительной чертой его произведений остаётся глубокая одухотворённость и уникальная экспрессия лиц.
См. также: Как научиться понимать скульптуру. Для анализа более поздних произведений: Как понимать современную скульптуру.
Алтарь «Святой Крови» (1501–1505)
Этот знаменитый резной алтарь из липы находится в церкви Святого Иакова (Jakobskirche) в Ротенбурге-об-дер-Таубере. Будучи характерным примером алтарного искусства того времени, он представляет собой складень, створки которого открывались лишь по большим праздникам. На боковых створках изображены сцены Входа Господня в Иерусалим (слева) и Моления о чаше на Елеонской горе (справа).
В центральной части алтаря представлена сцена Тайной вечери. Композиция необычна: Иуда Искариот, которого можно узнать по кошельку с тридцатью сребрениками, находится в самом центре, прямо перед зрителем. Он принимает из рук Христа кусок хлеба — знак, указывающий на предателя. Лица апостолов выражают целую гамму чувств — от страха и возмущения до тихого отчаяния, как у склонившегося к Иисусу святого Иоанна. Драпировки одежд выполнены с невероятным мастерством, но без излишней вычурности.
Эта работа наглядно демонстрирует творческий метод Рименшнайдера: духовное содержание и драматизм для него важнее формальной эстетики, что отличает его от мастеров итальянского Ренессанса. Художник намеренно отказался от полихромной росписи, свойственной алтарям того времени, чтобы подчеркнуть естественную красоту и теплоту дерева. Необычная трактовка сюжета с акцентом на фигуре Иуды и моменте предательства может рассматриваться как отражение духовных исканий эпохи, предвосхитивших Реформацию (началась в 1517 году).
Избранные произведения
Крупнейшая в мире коллекция работ Рименшнайдера (более 80 произведений) хранится в Музее Франконии (Museum für Franken), расположенном в крепости Мариенберг в Вюрцбурге. Среди других значимых произведений мастера:
Пьета («Веспербильд») из Хассенбаха (ок. 1490), церковь в Хассенбахе.
Алтарь «Прощание апостолов» (1491), Кляйншварценлоэ близ Нюрнберга.
Алтарь Марии Магдалины (1490–1492), приходская церковь в Мюннерштадте.
Адам и Ева (1491–1493), Музей Франконии, Вюрцбург.
Алтарь Успения Богородицы (ок. 1495–1499), Херготтскирхе, Креглинген.
Надгробие епископа Рудольфа фон Шеренберга (1496–1499), Вюрцбургский собор.
Надгробие императора Генриха II и его супруги Кунигунды (1499–1513), Бамбергский собор.
Алтарь Распятия (ок. 1500–1505), церковь Святого Николая, Айзинген.
Алтарь Святой Крови (1501–1505), церковь Святого Иакова, Ротенбург-об-дер-Таубере.
Скорбящая Мария (группа из алтаря, ок. 1505), Музей Франконии, Вюрцбург.
Святая Анна с тремя мужьями (ок. 1505–1510), Баварский национальный музей, Мюнхен.
Мария Саломея и Зеведей (ок. 1510), Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Надгробие епископа Лоренца фон Бибра (1520–1522), Вюрцбургский собор.
Мадонна с чётками (ок. 1521–1524), паломническая церковь Марии в виноградниках, Фольках.
Оплакивание Христа (ок. 1525), бывшая монастырская церковь, Майдбронн.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?