Статуя:
определение, типы, материалы, самые высокие статуи читать ~12 мин.
Статуя – это отдельно стоящая скульптура, изображающая человека или группу людей. Конная статуя изображает лошадь и всадника, в то время как лошадиная статуя изображает только лошадь. По сути, это произведение изобразительного искусства. Статуя обычно делается в полный рост или близка к натуральным размерам. Бюст, напротив, изображает только голову или голову и плечи; в то время как статуэтка или фигурка – это небольшая работа, которую можно держать в руке. Наконец, в отличие от рельефной скульптуры, статую можно рассматривать со всех сторон, однако именно потому, что это отдельно стоящая скульптура, статуя значительно более ограничена по своему содержанию, чем рельеф. В частности, её вес должен быть тщательно сбалансирован, что ограничивает или, по крайней мере, сдерживает размер и форму. В результате статуи, как правило, содержат отдельные фигуры и ограниченные группы, в то время как рельефы могут свободно изображать более сложные изобразительные предметы, включая толпы, батальные сцены исторические события, архитектурный фон и так далее.
К лучшим скульпторам – авторам статуй относятся: Донателло (1386-1466), Вайт Штосс (около 1447-1533), Тильман Рименшнайдер (около 1460-1531), Микеланджело (1475-1564), Бенвенуто Челлини (1500-71), Джамболонья (1529-1608), Бернини (1598-1680), Жан-Антуан Удон (1741-1828), Антонио Канова (1757-1822), Огюст Роден (1840-1917), Дуэйн Хансон (1925-96) и другие.
Типы статуй
Будучи репрезентативной, статуя не должна быть полностью абстрактной, хотя она может быть экспрессионистской до полуабстракции (как «Уникальные формы непрерывности в пространстве» Боччони). Статуи могут просто стоять отдельно или составлять часть архитектурного сооружения (собор, алтарь, гробница).
Конкретные типы статуй или статуэток:
Венера: тип доисторической статуэтки.
Курос: древнегреческая статуя молодого человека.
Коре: женский аналог куроса.
Колонная статуя (статуя колонны): фигура на архитектурной колонне или колонна выполненная в форме скульптуры.
Пьета: Дева Мария оплакивает мёртвого Христа.
Мадонна с младенцем: Дева Мария держит младенца Иисуса.
Конная статуя: скульптура человека на лошади.
Монументальная статуя: например, Статуя Свободы или Весенний храм Будды.
Состав и материалы
Состав статуй сильно различается. Они могут быть сделаны из традиционных материалов, таких как камень (Мемориал женского Титаника 1931 г.), мрамор (Конь Марли 1745 г.), бронза (Бюргеры Кале 1889 г.), глина (Терракотовая армия 208 г. до н.э.), Дерево (Алтарь Святой Крови 1504 г.) или слоновая кость (Человеколев из Холенштайн-Штадель), а также из драгоценных металлов, таких как золото (Клад из Бройтера 50 BCE), серебро (Коленопреклонённый бык, держащий сосуд для воды 3000 BCE), медь (Статуя Свободы 1886) или хризелефантин (Афина Парфенос, 445 г. до н.э.). Есть современные материалы, такие как металлолом, пластик, алюминий, бетон или «найденные» предметы, хотя эта последняя форма мусорного искусства обычно ограничивается абстрактными, а не репрезентативными произведениями.
Как правило, каменная скульптура наиболее популярна для монументальных работ, расположенных снаружи зданий и открытых для стихий. Мраморная скульптура наряду с бронзовой скульптурой были двумя любимыми материалами греческих мастеров, в то время как римляне предпочитали мрамор. Резьба по дереву была излюбленным искусством пластики в Германии и Австрии, особенно в эпоху позднеготической скульптуры, а резьба по слоновой кости была особенно популярна в византийском искусстве.
Религиозная скульптура
До появления христианства и христианского искусства отдельно стоящие статуи обычно изображали богов или богинь, а также светское плодородие или тотемные фигуры различных типов. Тем не менее, подавляющее большинство статуй между пришествием Христа и эпохой Просвещения (около 1700 г.) были церковными по своей природе. Оплаченные церковью или благочестивыми аристократами, они иллюстрировали фигуры из Ветхого и Нового Заветов Библии или чествовали пап, архиепископов или других священнослужителей. Этот тип религиозного искусства был особенно распространён в эпоху романской скульптуры (около 1000–1200 гг.) и готической скульптуры (1150–1300 гг.), и его можно увидеть во всех соборах того времени, особенно в Шартре, Нотр-Дам де Пари и Вестминстерском аббатстве. Скульптура эпохи Возрождения (1250-1530) также была в основном христианской – см., например, Давида Микеланджело – хотя, будучи классической идиомой, она также охватывала светские произведения (Конная статуя Бартоломео Коллеони 1495), как и маньеризм (Похищение сабинянок 1583), скульптуру барокко (Плутон и Прозерпина 1621), неоклассицизм (Вольтер 1781) и более поздние типы.
На Дальнем Востоке создание большинства статуй было вдохновлено буддизмом. Для получения дополнительной информации о хронологической эволюции скульптуры и статуй в Китае см.: Хронология китайского искусства (около 18000 г. до н.э. – по настоящее время).
Нерелигиозная скульптура
По мере того, как общества становились богаче, они стремились создавать произведения искусства (включая статуи), чтобы умилостивить своих богов. Кроме того, по мере того, как росла их уверенность в себе, лидеры заказывали себе изображения – или в виде «живых богов» (египетские фараоны, Александр Великий, некоторые римские императоры) (Статуя Клавдия как Юпитера 41-54 г. н.э.) или просто как всемогущих императоров (Император Август 20-17 гг. до н.э.). После Средневековья эта двойственность (христианские и светские работы) продолжалась примерно до 1700 года, после чего большинство статуй являлось уже представлением нерелигиозных фигур или тем. Примеры нерелигиозных скульптур после 1700 года включают: Медный всадник 1778 года, конная статуя Иосифа Второго 1806 года, Бюргеры Кале 1889 г., Конец пути 1915 г., Разрушенный город 1953 г. и потрясающая советсткая статуя Родина-мать зовёт 1967.
Форма публичного искусства
Природа, размер, стоимость и, прежде всего, эффектность статуй делают их очень подходящими для публичной демонстрации. Кроме того, тот факт, что на протяжении долгой истории скульптуры, статуи были видимым воплощением религиозных и социальных ценностей, означает, что они всегда играли функциональную роль, вдохновляя население в целом. Поэтому, статуи – это естественная форма общественного искусства, существующая на протяжении тысячелетий. В настоящее время, когда массовые коммуникации происходят через телевидение, видеофильмы, Facebook и YouTube, эта ситуация несколько изменилась, хотя современные статуи по-прежнему создаются для публичного показа, особенно в странах третьего мира. Пример постмодернизма – Дева-Мать (2005) скульптор Дэмиен Херст, который стоит на площади Левер Хаус в Нью-Йорке. Другой пример – это «Ангел Севера» (1998), большое сооружение, возведённое Энтони Гормли и выходящее на главную дорогу в Северной Англии. Однако, вероятно, три величайших публичных памятника – это «Родина-мать» (1967 год, расположенная на Мамаевом кургане, героическом залитом кровью кургане Сталинграда, ныне Волгаграда); Ушику Дайбуцу, Будда Амитабха (1995, Япония); и «Весенний храм Будды» (2002, Китай).
О признании: Как оценить скульптуру. Более поздние работы: Как оценить современную скульптуру.
Самые высокие статуи в мире
128 м – Весенний храм Будды (2002), медное литье, Хэнань, Китай.
116 м – Laykyun Setkyar (2008) Монива, Мьянма / Бирма.
110 м – Усику Дайбуцу, Будда Амитабха (1995) Ибараки, Япония.
108 м – Гуань Инь Южного моря Санья (2005 г.) Хайнань, Китай.
106 м – императоры Ян и Хуан (2007 г.), провинция Хэнань, Китай.
100 м – Сендай Дайканнон (1991) Сендай, Япония.
99 м – Гуйшань Гуаньинь из тысячи рук и глаз (2009), Китай.
94 м – Статуя Петра Великого (1997) Москва. Зураб Церетели.
93 м – Статуя Свободы (включая постамент) (1886 г.), гавань Нью-Йорка.
85м – Родина-мать зовёт (вкл. Постамент) (1967) Волгаград.
Величайшие статуи
Вот краткая подборка самых красивых в мире фигурных скульптур из бронзы, мрамора и камня. Обратите внимание, что даты являются приблизительными. Для получения более подробного списка см. «Величайшие скульптуры всех времён» (около 35000 г. до н.э. – настоящее время).
Величайшие древние статуи / статуэтки
Человеколев из Холенштайн-Штадель (30 000 г. до н.э.), слоновая кость, Музей Ульмера, Ульм.
Мыслитель Чернаводэ (5000 г. до н.э.) Терракота, Национальный музей Румынии.
Бык на коленях с сосудом (около 3000 г.), серебро, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Золотые бычки из Майкопа (2500) золото, Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Баран в зарослях (ок. 2500) сусальное золото, медь, ляпис, лазурь, Британский музей.
Танцующая девушка из Мохенджо-Даро (цивилизация долины Инда) (2000 г. до н.э.), Дели.
Статуя Эхнатона (около 1350 г.) из песчаника, Египетский музей, Каир.
Крылатый бык и лев (859 г. до н.э.) Нимруд, см.: Ассирийское искусство (около 1500–612 гг. до н.э.).
Терракотовая армия (246-208 гг. до н.э.) Могила императора Цинь Ши, Шэньси, Китай.
Клад из Бройтера (1 век до н.э.), золото, Национальный музей Ирландии.
Гигантский Будда (713-803 гг. н.э.) Лэшань, провинция Сычуань.
Монолитный туф моаи острова Пасхи (1200-1500 гг. н.э.).
См.: Доисторическая скульптура (около 230 000–2500 гг. до н.э.); см. также: Месопотамская скульптура (ок. 3000–500 до н.э.); Египетская скульптура. О «примитивистских» статуях см.: Африканская скульптура ; а также более разрозненное океаническое искусство.
Величайшие классические статуи
Осер Кор (около 630 г. до н.э.) известняк, Лувр, Париж.
Мрамор Фарнезский Геракл (5 век), Археологический музей, Неаполь.
Аполлон Парнопий (450) мрамор, Государственный музей, Кассель, Фидий.
Дискобол (450) изначально бронза, Национальный музей, Романо, Мирон.
Афина Парфенос (c.447-45) золото, серебро, слоновая кость. Парфенон, Фидий.
Национальный музей Дорифора (440), Неаполь. Автор Поликлет.
Афродита Книдская (350-40) мрамор, музей Пио Клементино. Автор Пракситель.
Аполлон Бельведерский (330) мрамор, музей Пио Клементино. Автор Леохар.
Колосс Родосский (280 г.), одно из Семи чудес света (280).
Галлий Людовизи убивает себя и свою жену (220 г. до н.э.) Национальный музей Рима.
Мраморный Фарнезский бык (II век), Неаполь. Аполлон Траллский.
Мраморные Три грации (II век), Лувр.
Венера Медичи (150-100) мрамор, Уффици, Флоренция. Неизвестный художник.
Венера Милосская (100) мрамор, Лувр. Андрос Антиохий.
Лаокоон и его сыновья (42-20 гг. до н.э.) музеи Ватикана, Рим.
Мраморный император Август (20-17 гг. до н.э.), музеи Ватикана, Рим.
Статуя Клавдия в образе Юпитера (41-54 г. н.э.) из мрамора, музеи Ватикана.
Тетрархи: Диоклетиан, Максентиус, Хлор, Галерий (350 г. н.э.) Порфирий.
См.: Греческая скульптура (ок. 650-27 до н.э.).
Величайшие средневековые статуи
Большинство скульптур Средневековья были изготовлены в виде статуй-колонн, украшавших экстерьеры соборов (Шартр, Нотр-Дам де Пари, Реймс, Кёльн) в романскую и готическую эпохи.
См. Также: Средневековая скульптура (300–1000).
Величайшие статуи эпохи Возрождения и маньеристов
Пророк Аввакум (1423–35) мрамор, Флоренция. Донателло.
Давид Донателло (около 1440 г.), бронза, Музей Барджелло, Флоренция.
Конная статуя Гаттамелата (1444-53), бронза, Сиена. Донателло.
Конная статуя Бартоломео Коллеони (1480-95), бронза, Дель Верроккьо.
Алтарь Святой Крови (1504 г.) липовое дерево, Ротенбург. Автор Тильман Рименшнейдер.
Мария Магдалина (1500) лаймвуд, Лувр. Грегор Эрхарт.
Давид (1501-14) мрамор, Галерея Академии, Флоренция. Микеланджело.
Персей с головой Медузы (1545-54) Флоренция. Бенвенуто Челлини.
Похищение сабинянок (1581–1581 гг.) мрамор, Флоренция. Автор Джамболонья.
См. Также: Скульпторы эпохи Возрождения.
Величайшие статуи в стиле барокко
Плутон и Прозерпина (1621-21), мрамор, Галерея Боргезе, Рим. Бернини.
Аполлон и Дафна (1622-5), мрамор, Галерея Боргезе, Рим. Бернини.
Экстаз Святой Терезы (1645-52) мрамор, бронза, Рим. Бернини.
Мило Кротонский (1671-82) мрамор, Лувр. Пюже.
Статуя Фридрика Вильгельма Великого (1708) Берлин. Шлютер.
Смотрите также: Скульптура барокко (c.1600-1700)
Величайшие неоклассические статуи
Аполлон (1715) мрамор, Государственное собрание произведений искусства, Дрезден. Пермозер.
«Марлийский конь» (1739-45) мрамор, Лувр. Гийом Кусту.
«Медный всадник» (1778 г.), бронза, Санкт-Петербург. Автор Этьен Морис Фальконе.
Аполлон венчает себя (1781 г.) мрамор, Музей Гетти. Антонио Канова.
Вольтер (Сидящий) (1781) мрамор, Париж. Гудон.
Психея, пробуждённая Эросом (1787-93) мрамор, Лувр. Антонио Канова.
Конная статуя Иосифа Второго (1806 г.) Вена. Ф. А. фон Заунер.
См. Также: Неоклассическая скульптура (c.1750-1850).
Величайшие статуи XIX века
Тарцизий, христианский мученик (1868 г.) мрамор, Музей Орсе. Автор Александр Фальгьер.
Мыслитель (1881), бронза, Париж. Автор Огюст Роден.
Статуя Свободы (1886 г.) медь, Нью-Йорк. Автор Фредерик-Огюст Бартольди.
Бюргеры Кале (1889 г.), бронза, Париж. Роден.
Роберт Бёрнс (1892), бронза, Абердин. Генри Бэйн Смит.
Памятник Бальзаку (1898 г.), бронза, Париж. Роден.
См. Также: Скульпторы XIX века.
Величайшие статуи 20 века
Стоящая обнажённая (1907) камень, Центр Помпиду. Автор Андре Дёрен.
Присевшая фигура (1907), Музей современного искусства, Вена. Андре Дерен.
Женщина на коленях (1911), Музей современного искусства, Нью-Йорк. Автор Вильгельм Лембрук.
Танцовщица с красным камнем (1913) Галерея Тейт. Годье-Бжеска.
Уникальные формы непрерывности в космосе (1913), бронза, Нью-Йорк. Умберто Боччони.
Конец тропы (1915 г.), бронза, Брукгрин Гарденс. Джеймс Эрл Фрейзер.
Сидящая молодёжь (1918) камень, Франкфурт-на-Майне. Автор Вильгельм Лембрук.
Христос Искупитель (1922-31) мыльный камень, Рио-де-Жанейро. Пол Ландовски.
Женский мемориал «Титаник» (1931 г.), гранит, Вашингтон, округ Колумбия. Автор Г. Уитни.
Адам (1938) алебастр, Хэрвуд Хаус, Великобритания. Автор Джейкоб Эпштейн.
(Борющиеся сталлионы) Fighting Stallions (1950) алюминий, С. Каролина. Автор Анна Хаятт Хантингдон.
Разрушенный город (1953), бронза, Роттердам. По Цадкин.
Идущий человек (1960), бронза, различные музеи. Альберто Джакометти.
Родина-мать зовёт (1967) бетон, Волгоград. Евгений Вучетич.
Ушику Дайбуцу, Будда Амитабха (1995) камень, бронза, Япония.
Голод (1996-7), бронза, территория таможни, Дублин. Роуэн Гиллеспи.
Ангел Севера (1998) сталь, Гейтсхед, Великобритания. Энтони Гормли.
Весенний храм Будды (2002), медное литье, Хэнань, Китай.
Статуя Кайлашнатха Махадева (2004-11 гг.), Сталь, бетон, Бхактапур, Непал.
См. Также: Скульпторы ХХ века.
Для получения дополнительной информации об отдельно стоящих скульптурах см.: Энциклопедия визуальных искусств.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?