Тони Смит:
американский абстрактный скульптор читать ~5 мин.
Тони Смит (Tony Smith) — выдающийся американский художник, архитектор и теоретик искусства. Он вошёл в историю как один из крупнейших абстрактных скульпторов второй половины XX века. Смит стал пионером минимализма. Наибольшую известность ему принесли монументальные геометрические конструкции. Многие из них установлены в городской среде и парках под открытым небом.
Мастер вёл активную педагогическую деятельность. Он преподавал в Хантер-колледже, институте Купер-Юнион, Институте Пратта и Нью-Йоркском университете. Смит успешно совмещал практику в архитектуре с занятиями живописью и скульптурой. Он поддерживал тесные связи с представителями Нью-Йоркской школы. Среди его соратников были живописец Барнетт Ньюман, Джексон Поллок и Марк Ротко. Ньюман, известный своей скульптурой Сломанный обелиск (MoMA), оказал заметное влияние на творчество Смита.
Вклад художника в американское искусство сопоставим с наследием ведущих модернистов. В этом ряду стоят Дэвид Смит, Дональд Джадд, Сол Левитт и Карл Андре. К числу самых известных работ автора относятся: Змея вышла (1962, Центр скульптуры Нэшера); Die (1962, Музей Уитни, MoMA); Free Ride (1962, Художественный музей Сент-Луиса) и Gracehoper (1962–1988, Луисвилл). Также значимы композиции Source (1967), Smoke (1967), Light Up (1971) и The Fourth Sign (1974).
В 1978 году Американская академия искусств и литературы наградила Смита медалью за заслуги в области скульптуры. Год спустя он стал действительным членом Академии. Выставки его минималистских работ проходили во многих ведущих современных галереях США. Произведения мастера хранятся в собраниях лучших художественных музеев мира.
СПРАВОЧНИК ПО ТРЁХМЕРНЫМ ВИДАМ ИСКУССТВА
См.: Пластическое искусство.
Образование и ранние годы
Энтони Питер Смит родился в Саут-Орандж, штат Нью-Джерси. Он окончил иезуитскую среднюю школу. В 1930 году он поступил в Фордхэмский университет в Нью-Йорке. Позже, в 1931–1932 годах, Смит учился в Джорджтаунском университете в Вашингтоне. Академическая программа его не удовлетворила. Он вернулся в Нью-Джерси и открыл книжный магазин. Позднее Энтони работал на семейном заводе гидравлического оборудования.
По вечерам Смит посещал занятия в Лиге студентов-художников (Art Students League) на Манхэттене. В 1937 году он решил посвятить себя архитектуре. Для этого он переехал в Чикаго и поступил в Новую школу Баухаус. Этим учебным заведением руководил Ласло Мохой-Надь. Однако и здесь Смит вскоре ощутил разочарование в учебном процессе.
В 1938 году он начал работать у Фрэнка Ллойда Райта. Смит начинал как каменщик и плотник. Всего за два года он вырос до руководителя строительной площадки. Получив практический опыт, Смит основал в Нью-Йорке собственное дизайнерское бюро. Он руководил им до 1960-х годов. За это время он спроектировал более 20 частных домов. Параллельно, в конце 1940-х годов, он сблизился с нью-йоркским художественным авангардом.
Архитектурные проекты Смита отличались строгой геометрической логикой. Он часто использовал модульные сетки на основе треугольников и шестиугольников. Этот подход перекликался с его интересом к органической архитектуре Райта. Однако Смит интерпретировал эти принципы более жёстко и математически. Позже эта любовь к модульным структурам стала основой его скульптурного метода.
Параллельно с проектированием зданий Смит создавал абстрактные картины. С 1946 года он преподавал в различных учебных заведениях Нью-Йорка. В период с 1953 по 1955 год художник жил в Германии. Там он создал живописный цикл Louisenberg. Эти работы представляли собой геометрические сетки из повторяющихся органических форм. Они стали важным этапом перехода от плоскости к объёму. Вернувшись в США, Смит начал создавать первые скульптурные макеты из дерева и картона.
Карьера скульптора
Решающий поворот в карьере произошёл в начале 1960-х годов. После серьёзной автомобильной аварии в 1961 году Смит оставил архитектурную практику. В период восстановления он полностью сосредоточился на скульптуре. Особое влияние на его видение оказал опыт ночной поездки по недостроенной автомагистрали в Нью-Джерси. Тёмные индустриальные формы и отсутствие чётких границ произвели на него сильное впечатление. Он осознал ограниченность традиционного искусства, заключённого в рамы, по сравнению с реальностью промышленных объектов.
Смит начал склеивать вручную небольшие тетраэдры из картона. Ассистенты увеличивали эти модели, создавая фанерные конструкции. Готовые формы покрывали плотным слоем чёрной краски. Это придавало им вид промышленных объектов из металла. Скульптура Змея вышла (1962) выполнена именно в этой технике. В 1962 году появилась первая металлическая работа Чёрный ящик (Black Box). Тогда же была создана знаменитая скульптура Die. Это стальной куб с ребром около 183 см (6 футов). Его пропорции соотносились с масштабом человеческого тела. Работа вызвала большой резонанс в художественной среде.
Публичный дебют Смита состоялся лишь в 1964 году. Он принял участие в выставке «Чёрное, белое и серое» в музее Уодсворт Атенеум. Экспозиция продемонстрировала новую «бесстрастную» эстетику. Это был резкий отход от абстрактного экспрессионизма 1950-х годов. В 1966 году Смит участвовал в выставке «Первичные структуры» в Еврейском музее Нью-Йорка. Это событие закрепило статус минимализма как важного направления. Рядом выставлялись Дональд Джадд, Карл Андре и Джуди Чикаго.
В октябре 1967 года Смит появился на обложке журнала Time. На фото он был запечатлён со своей скульптурой Smoke. После этого признания он начал получать крупные заказы от музеев Европы и США. Тони Смит ушёл из жизни в 1980 году в возрасте 68 лет.
Выставки
Смит был участником многих значимых экспозиций. Среди них — Международная выставка Гуггенхайма (1967) и Венецианская биеннале (1968). Его работы выставлялись на documenta 4 в Касселе. Также он регулярно участвовал в биеннале Музея Уитни. В 1998 году Музей современного искусства в Нью-Йорке организовал масштабную ретроспективу «Тони Смит: архитектор, живописец, скульптор». В 2002 году Институт современного искусства Валенсии провёл большую европейскую выставку. В 2010 году Коллекция Мениль в Хьюстоне представила ретроспективу графических работ автора.
Коллекции
Работы Смита представлены в крупнейших собраниях мира. Их можно увидеть в MoMA и Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке. Они входят в коллекцию Национальной художественной галереи в Вашингтоне. Скульптуры находятся в Музее искусств округа Лос-Анджелес и Центре искусств Уокера в Миннеаполисе. Также они хранятся в Институте искусств Детройта, Центре скульптуры Нэшера в Далласе и Музее Крёллер-Мюллер в Нидерландах.
Абстрактные скульпторы XX века
Дополнительную информацию о модернистской и постмодернистской пластике можно найти в следующих статьях:
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?