Фейт Штосс:
немецкий скульптор поздней готики читать ~5 мин.
Фейт Штосс (нем. Veit Stoß; ок. 1447–1533) — выдающийся скульптор и резчик по дереву швабской школы, одна из ключевых фигур в немецкой готической скульптуре. Наряду с Тильманом Рименшнайдером он считается одним из величайших мастеров резьбы по дереву позднеготического периода средневекового искусства в Германии, предшествовавшего становлению в начале XVI века самобытной школы немецкого искусства Возрождения. Будучи также талантливым гравёром и художником, он наделял своих персонажей выразительными чертами и жестами. В сочетании с естественными складками одеяний это придавало его фигурам особый драматизм.
К наиболее известным скульптурным произведениям Штосса относятся Главный алтарь церкви Святой Марии (1477–1489, Краков) и скульптурная группа «Архангел Рафаил и Товия» (1516, Германский национальный музей, Нюрнберг).
Биография
Штосс родился около 1447 года в швабском городе Хорб-ам-Неккар. Он получил образование в Нюрнберге и в 1473 году женился на Барбаре Герц. Четыре года спустя, в 1477 году, он вместе с семьёй переехал в Краков, где приступил к работе над своим главным шедевром христианского искусства — величественным Главным алтарём церкви Святой Марии. Этот резной и расписной алтарь из липового дерева, достигающий 13 метров в высоту и 11 метров в ширину, является крупнейшим готическим полиптихом в мире.
Он включает около 200 фигур из липы, раскрашенных и покрытых позолотой. Центральная сцена изображает Успение и Вознесение Девы Марии в окружении апостолов. Над ней расположена сцена Коронования Богоматери Святой Троицей. Створки алтаря украшены рельефами со сценами из жизни Христа и Девы Марии. В основании алтаря (пределле) изображено Древо Иессеево — родословная Христа. Несущие конструкции алтаря выполнены из дуба, а фон — из древесины лиственницы.
Другие работы Фейта Штосса
Среди других работ, созданных Штоссом в польский период, — саркофаг короля Казимира IV Ягеллона из красного мрамора (1492) в Вавельском соборе (Краков), мраморное надгробие архиепископа Збигнева Олесницкого в Гнезненском соборе (1492) и алтарь святого Станислава.
О развитии событий к югу от Альп в это время см.: Скульптура итальянского Возрождения.
В 1496 году Штосс вернулся в Нюрнберг с женой и восемью детьми. В 1500–1503 годах он выполнял небольшие заказы, создавая как групповые, так и одиночные скульптуры из дерева и камня. К этому же времени относится алтарь «Успение Богородицы» для церкви в Шваце. Около 1503 года Штосс стал жертвой мошенничества и потерял все свои сбережения. В попытке вернуть утраченное он подделал печать и подпись должника, за что был осуждён. Скульптора клеймили на обеих щеках и запретили покидать Нюрнберг без специального разрешения городского совета. Это событие наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь, хотя позднее император Максимилиан I снял с него обвинения.
Несмотря на ограничения, в 1504 году Штосс отправился в Мюннерштадт, где расписал и позолотил алтарь работы Тильмана Рименшнайдера. В 1506 году его вновь ненадолго арестовали. Тем не менее его художественный талант по-прежнему высоко ценился, и заказы продолжали поступать. В 1512 году император Максимилиан I привлёк Штосса к работе над проектом своей гробницы в Хофкирхе в Инсбруке. В 1515–1520 годах он выполнил несколько заказов для богатого флорентийского купца Рафаэля Торриджани. Среди этих произведений была знаменитая скульптурная группа «Архангел Рафаил и Товия» (1516), которая сейчас находится в Германском национальном музее в Нюрнберге.
В 1520–1523 годах Штосс работал над ещё одним значительным произведением библейского искусства — «Бамбергским алтарём». Изначально созданный для кармелитского монастыря в Нюрнберге, алтарь был позже перенесён в Бамбергский собор сыном скульптора во время Реформации.
О том, как оценивать творчество таких художников, как позднеготический резчик по дереву Фейт Штосс, см. статью: «Как ценить скульптуру». Более поздние работы рассматриваются в статье «Как оценить современную скульптуру».
Стиль скульптуры и наследие
Штосс создавал экспрессивные, порой угловатые, но в то же время реалистичные резные фигуры. В своём творчестве он синтезировал традиции фламандского искусства и Дунайской школы. Этот синтез, наряду с реализмом его современника Николауса Герхарта ван Лейдена, оказал значительное влияние на развитие позднего готического искусства в Германии.
В его поздних работах заметны большая сдержанность и тщательность в проработке деталей, что, возможно, связано с влиянием творчества Альбрехта Дюрера. Творчество Штосса ставит его в один ряд с крупнейшими мастерами Северной Европы и делает сопоставимым с художниками итальянского Возрождения. Его влияние прослеживается у немецких скульпторов эпохи барокко, в частности у Йорга Цюрна (1583–1638), автора знаменитого «Высокого алтаря Девы Марии» (1613–1616) в церкви Святого Николая в Юберлингене.
Фейт Штосс умер в 1533 году и был похоронен на кладбище Святого Иоганна в Нюрнберге.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ СКУЛЬПТУРА
Для получения дополнительной информации о пластических искусствах в Средние века см. следующие статьи:
Средневековая скульптура (ок. 400–1000): от поздней Античности до романского периода.
Средневековые художники и скульпторы (ок. 1000–1400).
Романская скульптура (ок. 1000–1200).
Английская готическая скульптура.
ФОРМЫ РЕЗЬБЫ
О различных видах объёмной резьбы и литья см.:
Каменная скульптура: из гранита, известняка, песчаника и других пород.
Мраморная скульптура: из пентелийского, каррарского, паросского мрамора.
ИЗВЕСТНЫЕ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ СКУЛЬПТОРЫ
Андре Боневё (1335–1400)
Клаус Слютер (ок. 1340–1406)
Ганс Мульчер (ок. 1400–1467)
Джорджо да Себенико (1410–1473)
Мишель Коломб (ок. 1430–1512)
Михаэль Пахер (1435–1498)
Грегор Эрхарт (ок. 1460–1540)
ЭВОЛЮЦИЯ СКУЛЬПТУРЫ
Подробнее о происхождении и развитии пластических искусств см.: История скульптуры.
ЛУЧШИЕ СКУЛЬПТУРЫ
См.: Величайшие скульптуры всех времён.
ЛУЧШИЕ СКУЛЬПТОРЫ
См.: Величайшие скульпторы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?