Фейт Штосс: немецкий скульптор поздней готики читать ~5 мин.
Важная фигура в немецкой готической скульптуре, швабский резчик по дереву и скульптор, Фейт Штосс считается, наряду с Тильманом Рименшнайдером, одним из величайших мастеров резьбы по дереву в позднеготический период средневекового искусства в Германии, до возникновения (в начале / середине 16 века) подлинной местной школы немецкого искусства Возрождения. Также талантливый гравёр и художник, он наделил своих персонажей живыми выражениями и жестами, которые в сочетании с естественными складками их одежды придали его фигурам драматический вид.
Самыми известными скульптурными произведениями Штосса являются: Высокий алтарь церкви Святой Марии (1477–1484, Краков) и «Рафаэль и Тобиас» (1516, Немецкий национальный музей в Нюрнберге).
Биография
Штосс родился в городе Хорб-на-Неккаре, Швабия в 1447 году, получил образование в Нюрнберге в качестве художника и женился на Барбаре Герц в 1473 году. Четыре года спустя он переехал со своей растущей семьёй в Краков в Польше, где он будет работать над своим первым крупным шедевром христианского искусства – величественным Высоким алтарём церкви Святой Марии. Вырезанный из липы и расписанный алтарный образ, высотой 13 метров и шириной 11 метров остаётся самой большой готической резьбой по дереву в мире. Он состоит из 200 изящных скульптур из липы, окрашенных в цвет и покрытых золотой фольгой. Центральный аспект изображает жизнь Девы Марии и святых, а над ним – Вознесение Богоматери и Господа и, наконец, наверху – Коронация Мадонны Троицей. Крылья (двери) скульптуры покрыты красочными рельефными сценами из жизни святого семейства. В основе алтаря – родословное древо Девы Марии. Остальные части алтаря сделаны из дуба, а фон – из древесины лиственницы.
Другие работы Фейта Штосса
Среди других работ, выполненных им в это время, – скульптурный красный мраморный саркофаг короля Казимира IV (1492 г.) в Вавельском соборе (Краков); мраморное надгробие архиепископа Збигнева Олесницкого в соборе Гнезно (1492); и жертвенник святого Стенслауса.
О развитии событий к югу от Альп в это время см.: Скульптура итальянского Возрождения.
В 1496 году Штосс вернулся в Нюрнберг с женой и восемью детьми. В период с 1500 по 1503 год он работал над небольшими заказами, групповыми и одиночными деревянными и каменными скульптурами, а также над алтарём «Успение Богородицы» для местной церкви в Шваце. Примерно в это же время семья Штоссов получила плохие новости. Выяснилось, что их сбережения были украдены и они остались практически без гроша. При попытке вернуть свои деньги, скопировав печать и подпись мошенника, Штосса поймали и заклеймили на обеих щеках. Ему не разрешили покидать город Нюрнберг без разрешения. Стыд и горечь останутся с ним на всю оставшуюся жизнь (хотя Королевский двор в конце концов оправдал его).
В 1504 году, несмотря на ограничение передвижений, Штосс поехал в Муннерштадт и расписал алтарь Тильмана Рименшнайдера. В 1506 году он был снова арестован на короткий срок. Тем не менее его артистические способности пользовались большим уважением и заказы продолжали поступать. В 1512 году Император запросил его участие в планировании Императорской гробницы в Хофкирхе, Инсбрук. Между 1515-20 годами он работал на богатого флорентийского торговца по имени Рафаэль Торриджани, который заплатил за несколько церковных скульптур, пытаясь гарантировать себе место на небесах. Один из таких предметов скульптуры, очень известный сейчас, – Тобиас и Ангел (1516 г.), сейчас находится в Германском национальном музее в Нюрнберге.
В 1523 году Штосс начал работу над ещё одним важным произведением библейского искусства, а именно над Алтарём Девы Марии Бамбергского собора. Первоначально построенный для монастыря кармелитов в Нюрнберге, он был впоследствии перенесён в Бамберг сыном Штосса во время реформации.
Примечание об оценке скульптуры. Чтобы узнать, как судить о художниках, таких как позднеготический религиозный резчик по дереву Фейт Штосс, см.: Как ценить скульптуру. Более поздние работы можно найти в статье Как оценить современную скульптуру.
Стиль скульптуры и наследие
Штосс создавал резные фигуры по дереву, которые выглядели угловато и нервно, но реалистично. Он синтезировал скульптурные стили фламандского и дунайского искусства, которые, наряду с реалистическим скульптурным искусством его современника Николауса Герхарта фон Лейдена, будут влиять на развитие позднего готического искусства в Германии.
Его более поздние работы демонстрируют некоторую сдержанность и тщательную проработку, которая, возможно, была результатом изучения работ художника Альбрехта Дюрера. Согласно Католической энциклопедии, Штосс был одним из первых художников Северной Европы, которого можно было сравнить с итальянскими художниками эпохи Возрождения. Нельзя недооценивать его влияние на более поздних немецких скульпторов эпохи барокко, таких как немецкий мастер-резчик Йорг Цурн (1583-1638), прославившийся необычным Высоким алтарём Девы Марии (1613-16) в церкви Святого Николая в Уберлингене.
Фейт Штосс умер в 1533 году и был похоронен на кладбище Святого Иоганниса в Нюрнберге.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ СКУЛЬПТУРА. Для получения дополнительной информации о пластических искусствах в течение средневековья, см.: Средневековая скульптура (c.400-1000), от поздней античности до романских средневековых художников. Художники и скульпторы (1000-1400): романская скульптура (1000-1200). Архитектура и скульптура: Английская готическая скульптура, колодцы, Вестминстерский собор.
ФОРМЫ РЕЗЬБЫ. О различных типах объёмной резьбы и литья см.: Каменная скульптура – гранит известняк, песчаник и другие породы. Мраморная скульптура – пентелийский, каррарский, паросский мрамор.
ИЗВЕСТНЫЕ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ СКУЛЬПТОРЫ. Андре Боневё (1335-1400), Клаус Слютер (1340-1406), Ганс Мульчер (1400-1467), Джорджо да Себенико (1410-1473), Мишель Коломб (1430-1512), Майкл Пачер (1435-1498), Грегор Эрхарт (1460-1540).
ЭВОЛЮЦИЯ СКУЛЬПТУРЫ. Подробнее о происхождении и развитии пластических искусств см.: История скульптуры.
ЛУЧШИЕ СКУЛЬПТУРЫ. См.: Величайшие скульптуры всех времён.
ЛУЧШИЕ СКУЛЬПТОРЫ. См.: Величайшие скульпторы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?