Резьба по дереву:
история, виды, характеристики читать ~7 мин.
История резьбы по дереву, виды, характеристики известные скульптуры из дерева.
Один из древнейших видов искусства, резьба по дереву – это форма творчества, общая для всех культур начиная с каменного века, не в последнюю очередь из-за ее широкой доступности, пластичности и низкой стоимости. Единственный реальный недостаток деревянной скульптуры – ее недолговечность. Поскольку древесина поглощает влагу и уязвима для насекомых и переносимых по воздуху грибов, она может быстро разрушаться. В результате для монументальных работ предпочтение отдается бронзе или мрамору и другим камням. Тем не менее, дерево было основным типом африканской скульптуры, используемой для изготовления масок, статуэток, религиозных предметов и предметов общего декора. Среда также широко использовалась в океаническом искусстве для вырезания церемониальных каноэ и других предметов, а также в культуре тотемных столбов в искусстве американских индейцев. и в искусстве аборигенов Австралии. К сожалению, большая часть этого вида древнего племенного искусства погибла. Резьба по дереву также была распространена в греческой скульптуре, хотя она была гораздо менее престижной, чем резьба по слоновой кости и использовалась в основном для небольших работ. Позднее носитель процветал в Европе, наряду со средневековой, романской и готической архитектурой, в основном в церквях и соборах, а позже вместе с прекрасной мебелью и внутренним убранством, особенно в стиле рококо. В течение 20-го века в пластическом искусстве с деревом использовалось множеством инновационных способов, не в последнюю очередь в искусстве сборки Луизы Невельсон (1899-1988) и других, в то время как в народном искусстве ХХ века резьба по дереву используется также широко.
История
Искусство и культура палеолита изобилуют примерами доисторической скульптуры, наиболее известными из которых являются фигурки Венеры, вырезанные из различных видов слоновой кости, костей животных и камней. Несомненно, древесина также широко использовалась, хотя немногое от нее сохранилось. То, что у нас есть Шигирский идол (7500 г. до н.э., Екатеринбург, Русский Урал) – шедевр мезолитического искусства, – не что иное, как чудо. Дерево также широко использовалось во всех древних цивилизациях, особенно в японском искусстве, а также в Месопотамии и Египте. Оно было также распространено в архаической греческой скульптуре, но как только появилась первая мраморной скульптуры, а позже стала популярной бронзовая скульптура, использование дерева в качестве основного материала быстро сократилось. Ко времени ранней классической греческой скульптуры (около 480–450 гг.), искусство резьбы по дереву ограничивалось только мелкими работами, но даже здесь доминировала скульптура из хризэлефантина. Примечание: в Корее и Китае резьба по нефриту была самым престижным видом резьбы.
Поздняя готическая резьба по дереву в Германии
Величайшая резьба по дереву в истории скульптуры была произведена в эпоху поздней готики в Германии (около 1470-1530), когда был создан ряд выдающихся образцов запрестольного искусства и других религиозных произведений. (См.: Искусство немецкого Возрождения, 1430-1580). Среди скульпторов этой эпохи – знаменитый немецкий мастер-художник Тильман Рименшнайдер (1460-1531), вырезавший знаменитый алтарь Святой Крови (1499-1504, Ротенбург), а также серию скульптур, потрясающих резных фигурок из липы, в том числе запрестольных образов, барельефов, портретных бюстов и статуй в натуральную величину, характеризующихся смелой готической символикой и реалистичной резьбой. Среди других известных немецких резчиков по дереву – Вейт Штосс (1445-1533), наиболее известный за высокий алтарь церкви Святой Марии в Кракове (1484); Михаэль Пахер (1435-98), прославившийся алтарем Святого Вольфганга (1471-81); Грегор Эрхарт (c.1470-1540) известный своей статуей Святой Марии Магдалины (c.1510, Лувр); и таинственный Йорг Цурн (1583-1638), который изготовил ослепительный алтарь Богородицы из ели и липы (1613-16) в Уберлингене.
Современная резьба по дереву
Скульптура из дерева, обычно из дуба, также претерпела некоторое возрождение в Англии в течение 17-го века с работами Гринлинга Гиббонса (1648-1721) – см., например, его Галстук (около 1690, Музей Виктории и Альберта). Искусство резьбы по дереву также поддерживали английские краснодеревщики, такие как Джон Линнелл, Джон Кобб, Бенджамин Гудисон, Уильям Вайл и выдающийся Томас Чиппендейл (1718-1779). На континенте традиции работы с деревом поддерживались рядом художников рококо, в том числе: (во Франции) Фолио, Леларж, Сене и Крессан; (в Германии) Oeben, Riesener and Weisweiler; и (в Италии) великие дизайнеры Филиппо Юварра (1678-1736) и Бернардо Иттоне (1704-1770).
Среди известных современных художников, которые занимались скульптурой из дерева: румын Константин Бранкузи (1876-1957), чьей первой работой была скрипка; английский скульптор Генри Мур (1898-1986) известный своими гладкими деревянными скульптурами, такими как Лежащая фигура (1936); Барбара Хепуорт (1903–1975), еще одна представительница биоморфной абстракции известная своим использованием «негативного пространства»; художник Поль Гоген (1848–1903) известный своей примитивистской рельефной скульптурой и деревянными масками; экспрессионист Эрнст Барлах (1870-1938); польский скульптор Ксаверий Дуниковский (1875-1964), создавший поразительное Материнство (1908, Варшавский национальный музей); бельгийский скульптор-абстракционист Жорж Вантонгерлоо (1886-1965), создавший «Построение объемных отношений» (1921, MOMA, Нью-Йорк); и Луиза Невельсон (1899-1988) – известная своими модернистскими сборками «найденного» дерева.
Виды и характеристики древесины
Методы и стили резьбы по дереву включают стружку, рельефную резьбу и скандинавскую плоскость. Используются как мягкие, так и лиственные породы, в основном дуб, красное дерево, орех, вяз, липа, каштан, черное дерево, самшит, кедр, кипарис, оливковое дерево, тик и сосна.
Дерево как скульптурное средство имеет как преимущества, так и недостатки. Благодаря своей волокнистой прочности, его можно резать более тонко и точно, чем камень или кость животного. Для больших композиций два или более деревянных куска могут быть вырезаны, а затем соединены. Твердые породы сложнее лепить, но они обладают большим блеском и долговечностью, в то время как хвойные породы легче формировать, но они менее долговечны. Никакая древесина не является такой прочной, устойчивой к атмосферным воздействиям и насекомым, как камень, поэтому ее используют в основном для внутренних работ. Наконец, какое бы дерево ни использовалось, оно остается анизотропным материалом (его свойства различаются при измерении в разных направлениях) и наиболее прочным в направлении волокон. Таким образом, скульпторы вырезают свои самые тонкие линии по волокнам, а не против них.
См. также: Как ценить скульптуру. Более поздние работы можно найти здесь: Как оценить современную скульптуру.
Процесс резьбы
К инструментам для резьбы по дереву относятся: специальный нож для резьбы по дереву используемый для резки дерева; долото с изогнутой режущей кромкой используемой для создания выемок и кривых; специальная выемка, называемая жилкой, с U-образным краем; долото с прямым лезвием используемое для линий; а также различные молотки и топоры. В наше время к этим инструментам добавились различные электрические и бензиновые пилы, дрели с различными наконечниками и шлифовальные машины.
Скульптор начинает с выбора деревянного бруска, соответствующего форме и масштабу задуманного им проекта. Используя выемки разного размера, он затем сокращает древесину до приблизительной формы, которую он уточняет с помощью различных инструментов, таких как прожилки и v-образные инструменты. Когда детальная работа завершена, скульптор сглаживает поверхности с помощью таких инструментов, как рашпили и рифлёры, а также наждачной бумагой различной зернистости. Наконец, чтобы улучшить и сохранить скульптуру, он окрашивает ее ореховым или льняным маслом, а затем покрывает лаком, смолой или воском.
Знаменитые деревянные скульптуры
Знаменитые резные фигуры из дерева можно увидеть во многих лучших художественных музеях и садах скульптур по всему миру. К шедеврам, например, относятся:
- Шигирский идол (7500 г. до н.э.) Екатеринбург, Урал, Россия.
- Роттген Пьета (1300 г. н.э.) липовое дерево, Рейнишес Ландесмузеум, Бонн.
- Мария Магадалена (1455) Барджелло, Флоренция. По Донателло.
- Алтарь Святого Вольфганга (1471-81). Церковь Санкт-Вольфганга, Пачер.
- Главный алтарь церкви Святой Марии, Краков (1484 г.) Автор Вейт Штосс.
- Алтарь Святой Крови (1499-1504) Липовое дерево, Ротенбург. Автор Рейменшнайдер.
- Голова Святой Анны (1500) Лаймвуд, Эрмитаж. Автор Рейменшнайдер.
- Мария Магдалина («La Belle Allemande») (1500) Лаймвуд, Лувр. Автор Эрхарт.
- Благовещение (1518 г.) церковь Святого Лоренца в Нюрнберге. Автор Вейт Штосс.
- Снятие с креста (1513 г.) Виктория и Альберт. По Якопо Сансовино.
- Рафаэль и Тобиас (1516 г.) Немецкий национальный музей в Нюрнберге. Автор Штосс.
- Алтарь Богородицы (1613-16) Ель и липовое дерево, Уберлинген. Автор Йорг Цурн.
- Резьба по дереву галстука (1690 г.) Музей Виктории и Альберта. Гиббонсом.
- Материнство (1908 г.) Дерево, Варшавский национальный музей. Автор Ксавери Дуниковски.
- Построение объемных отношений (1921) Красное дерево, МОМА. Вантонгерлоо.
- Небесный собор (1958) МОМА, Нью-Йорк. Автор Луиза Невельсон.
- Лежащая фигура (1959-64) Эльмвуд, Великобритания. Генри Мур.
- Открытая геометрическая структура IV (1990) Лондон. Автор Сол Левитт.
О скульптуре из гранита известняка, песчаника и других пород см.:Каменная скульптура.
Лучшие скульпторы мира
Список лучших объемных художников (500 г. до н.э. – 2000-е) см. в разделе «Величайшие скульпторы».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?