Эскиз, скетч и набросок читать ~9 мин.
Традиционно под «эскизом» понимают предварительный, обобщённый рисунок. Этот же смысл несёт и английский термин «скетч». Художник создаёт эскиз на подготовительном этапе работы над картиной или более проработанным произведением, например, этюдом. Эскиз менее детализирован, чем этюд, который может быть подробным изображением детали для будущей большой композиции. «Набросок» же представляет собой самую раннюю стадию работы — он может быть не просто обобщённым, а максимально схематичным.
Если говорить формально, то творческий процесс выглядит примерно так:
набросок эскиз (скетч) этюд финальное произведение.
Эскиз также является самостоятельной формой рисования, которой можно заниматься для практики или чтобы скоротать время, не имея конечной цели. С формальной точки зрения, это полезный способ для художника запечатлеть мимолётное впечатление от сцены или человека. Для этой цели он обычно выполняется быстро и без скрупулёзного внимания к деталям. В отличие от карикатуры, эскизы чаще всего направлены на передачу настроения или ключевой особенности объекта.
Индивидуальный тип рисунка
Создание набросков и эскизов — это, пожалуй, наиболее свободная форма творчества для художника, поскольку в ней невозможно «допустить ошибку». Задача состоит не в том, чтобы добиться точного сходства, а в том, чтобы уловить суть человека или предмета. Это требует смелости, свободы и готовности к экспериментам, позволяя выразить внутреннее видение автора.
Именно поэтому эскизы уникальны и очень индивидуальны. Они отражают личность художника, не подчиняются строгим правилам, и их сложнее скопировать, чем законченную работу. Это осознание побудило искусствоведов переоценить значение эскизов. Например, наброски английского пейзажиста Джона Констебла стали цениться как самостоятельные произведения наравне с его картинами. То же самое можно сказать и о набросках мелом и пером художников Высокого Возрождения, Рафаэля и Леонардо да Винчи, которые постоянно экспонируются в лучших художественных музеях мира.
История эскиза
В классической древности художники делали наброски на папирусе с помощью металлического стилуса. В эпоху Возрождения (1400–1530 гг.) для техник сухого рисунка, таких как металлическая и серебряная игла, использовались стилусы из различных сплавов. Ученикам и подмастерьям часто давали стилус без пигмента для практики на восковых табличках, где штрихи можно было легко стереть. См. также: Венецианский рисунок (1500–1600 гг.).
Изначально художники хранили эскизы для собственного вдохновения; они не считались полноценным видом изобразительного искусства, предназначенным для продажи. Однако к XVIII – XIX векам эскиз утвердился как самостоятельный вид искусства и даже стал восприниматься как отдельное художественное произведение.
Это совпало с ростом интереса к натурализму. Путешественники и туристы начали носить с собой этюдники, чтобы запечатлеть впечатления от поездок на природу или заграничных туров. Они зарисовывали пейзажи, животных, новые города и растения. Это стало популярным хобби как среди любителей, так и среди профессионалов, служа полезным инструментом для сохранения воспоминаний в эпоху до изобретения фотографии. Популярными материалами для набросков были карандаш, мел, перо и чернила, а также уголь. Иногда для этих целей использовалась даже пастель.
Современные методы создания эскизов
Сегодня, с развитием новых видов искусства, в частности компьютерного, технологии предлагают множество альтернатив традиционным методам. Существуют программы, такие как Autodesk SketchBook или Corel Painter, которые помогают создавать профессиональные цифровые эскизы.
Лёгкий доступ к фото- и видеоаппаратуре также позволяет мгновенно зафиксировать идею без необходимости делать набросок. Несмотря на это, традиционный скетчинг с помощью ручки и бумаги по-прежнему популярен. В коммерческой сфере художники-скетчеры востребованы для создания судебных зарисовок, а в мире дизайна создание эскизов является неотъемлемой частью работы многих промышленных дизайнеров и архитекторов.
Виды эскизов
В эпоху Возрождения мастера, возглавлявшие собственные мастерские, передавали эскизы своим подмастерьям для создания законченной картины. (См.: Лучшие рисунки эпохи Возрождения: 1400–1550.) Существовало три основных типа эскизов:
1. Кроки
Кроки (от франц. croquis) — это быстрый набросок, который служит художнику напоминанием о человеке или сцене. Изначально он не предназначался для создания законченного произведения. Сегодня модельеры используют этот термин для обозначения быстрых зарисовок живой модели. В программах, таких как Adobe Illustrator, можно даже использовать готовые шаблоны-кроки — контуры тела в различных позах.
2. Пошад
Пошад (от франц. pochade) — это быстрый цветной набросок, в котором художник использует цвет для передачи атмосферы и мимолётного светового эффекта в будущем пейзаже. Если кроки фиксирует образ с помощью линий, то пошад передаёт общую атмосферу через цвет. Многие художники, работающие на пленэре, используют пошады в студии при планировании масштабных картин.
Импрессионисты, такие как Клод Моне (1840–1926) и Эдуард Мане (1832–1883), пошли ещё дальше, превратив свои пошады в конечный продукт. То же самое можно сказать и о Винсенте Ван Гоге, который часто начинал работу с наброска прямо на холсте и завершал картину за несколько часов.
3. Портретный набросок
В портретном искусстве эскизы используются для фиксации мимолётных проявлений характера: озорного блеска в глазах или мимолётной улыбки. Наброски также помогали художнику изучить модель с разных сторон, чтобы выбрать наиболее удачный ракурс для основной работы. Эти эскизы, выполненные маслом, акварелью, углём или акрилом, часто обладали динамичным ритмом, что делало их самостоятельными произведениями искусства.
Наброски известных художников
Рафаэль (1483–1520)
Один из величайших мастеров Высокого Возрождения, Рафаэль, известный как Il Divino («Божественный»), прославился не только картинами «Сикстинская мадонна» (1513) и «Преображение» (1519), но и своими рисунками, демонстрирующими мастерское владение пространственной геометрией.
Во время пребывания во Флоренции Рафаэль познакомился с работами да Винчи, что оказало сильное влияние на его технику рисунка фигуры. Он часто делал наброски на бумаге, некоторые из которых были подготовительными, а другие, возможно, служили лишь для фиксации мимолётного впечатления. Примеры его графики:
- «Мадонна с младенцем» (Альбертина, Вена) — набросок чёрным мелом и пером.
- «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» (Альбертина, Вена) — перо, коричневые чернила.
- «Голова и плечи молодой женщины» (Британский музей) — перо, коричневые чернила.
Леонардо да Винчи (1452–1519)
Живописец, скульптор, архитектор и учёный, Леонардо считается одним из самых одарённых людей в истории. Среди его известнейших работ — рисунок «Витрувианский человек» (1492), портрет Моны Лизы (1503) и фреска «Тайная вечеря» (1495).
К сожалению, большая часть графического наследия Леонардо утрачена. Однако сохранилось несколько его этюдников, наполненных научными диаграммами и рисунками, с которыми по качеству исполнения могли сравниться разве что работы Микеланджело. Примеры знаменитых набросков да Винчи:
- Эскиз летательной машины (спиральный воздушный винт, 1493) — ранний прототип вертолёта, который не был построен.
- Проект летающей машины (1488).
- Проект лодки (ок. 1485–1487).
Микеланджело Буонарроти (1475–1564)
Родившийся во Флоренции, Микеланджело остаётся одним из величайших рисовальщиков в истории искусства. Как воплощение концепции disegno (рисунка как основы всех искусств), он создавал потрясающие эскизы, рисунки, картины и скульптуры.
Наиболее известные его работы — фрески Сикстинской капеллы («Сотворение мира» и «Страшный суд»), а также мраморные статуи «Пьета» (1500) и «Давид» (1501–1504). Большинство эскизов Микеланджело не предназначалось для публики. Перед смертью он уничтожил большое количество своих рисунков, возможно, желая скрыть объём подготовительной работы, стоящей за его шедеврами. Исторически художники ценили только готовые произведения.
Микеланджело, например, использовал свои эскизы как черновики для списков покупок и ведения счетов. Он и не подозревал, какой коллекционной ценностью они станут. В 2002 году в хранилище нью-йоркского Национального музея дизайна был обнаружен его быстрый рисунок мелом, созданный около 1530 года и оценённый примерно в 10 млн долларов.
Питер Пауль Рубенс (1577–1640)
Предварительные наброски были чрезвычайно важны для великого художника барокко Рубенса, особенно когда значительную часть работы над картиной он поручал своим помощникам. При создании портретов он сначала делал быстрый набросок коричневой тушью, затем — более подробный эскиз маслом для согласования с заказчиком. После этого прорабатывались анатомические детали. Только по завершении всех этих этапов он приступал к основной работе.
Винсент Ван Гог (1853–1890)
Ван Гог — один из самых влиятельных художников постимпрессионизма. Хотя при жизни он добился незначительного коммерческого успеха, сегодня его работы оцениваются в миллионы. Среди его известнейших произведений — «Едоки картофеля» (1885), «Двенадцать подсолнухов в вазе» (1888) и «Звёздная ночь» (1889). Также известны его наброски (всего 133) в письмах брату Тео и коллеге-художнику Полю Гогену, в которых он зарисовывал замыслы будущих картин. Примеры:
- «Спальня Винсента в Арле» (1888).
- «Пара на прогулке» (1887).
- «Стул» (1890).
- «Сад приюта» (1889).
- «Пейзаж с урожаем» (1888).
Эдгар Дега (1834–1917)
Ключевая фигура французской живописи, Дега был одним из ведущих представителей импрессионизма. Однако сам он не принимал этот ярлык, предпочитая считать себя реалистом. Во время поездки в Италию в 1850-х годах он заполнил свои записные книжки зарисовками работ итальянских мастеров.
В Париже он с особым интересом зарисовывал балерин, модисток и прачек; до нас дошли тысячи его рисунков карандашом и пастелью. За свою жизнь художник заполнил 38 этюдников, которые дают искусствоведам бесценные сведения о его методах работы. В них он фиксировал произведения искусства, наблюдения за людьми и экспериментировал с новыми идеями.
Программы для создания эскизов
Многие современные дизайнеры и художники используют компьютерные программы для создания профессиональных иллюстраций и эскизов. Существует широкий выбор инструментов для разных платформ и задач.
Растровые редакторы (для рисования и живописи):
- Procreate: Популярное приложение для iPad, известное интуитивным интерфейсом.
- Autodesk SketchBook: Профессиональная программа, доступная на многих платформах.
- Adobe Fresco & Photoshop: Инструменты от Adobe, интегрированные в единую экосистему.
- Corel Painter: Программа, имитирующая традиционные техники живописи.
Векторные редакторы (для точных линий и масштабируемой графики):
- Adobe Illustrator: Отраслевой стандарт для векторной графики.
- Sketch: Популярный инструмент для UI/UX дизайна (macOS).
- Affinity Designer: Мощная и доступная альтернатива Illustrator.
- CorelDRAW: Давний конкурент Illustrator с широким набором инструментов.
- Игорь Дрёмин: Выставка в галерее Крокин
- Аукционный дом «СОВКОМ» выставляет оригиналы кукол из мультфильма про Крокодила Гену
- В Москве стартовал российско-украинский фестиваль анимационного кино
- Театр им. Вахтангова показывает свою гастрольную программу театрала главных городов Урала
- Елена Крохина, Полина Андрукович «Тени, которые оканчиваются нами»
- Программа празднования Дня города «ИСКУССТВО БЛИЗКО!»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?