Эскиз, скетч и набросок читать ~10 мин.
Традиционно под «эскизом» понимается предварительный грубый рисунок (термин «скетч» означает то же самое), который художник может сделать в процессе подготовки к написанию картины или более проработанного рисунка (например, этюда). Эскиз менее детализирован, чем этюд, – этюд может быть очень подробным изображением чего-либо, которое будет использовано в большой композиции. «Набросок» – самая ранняя стадия эскиза, набросок может быть не просто грубым, но максимально схематичным.
Если говорить формально, то процесс выглядит примерно так:
набросок → эскиз (скетч) → этюд → финальное произведение.
Конечно, эскиз – это также форма рисования, которой человек может заниматься, чтобы скоротать время, не имея перед собой конечной цели. Однако с формальной точки зрения это полезный способ для художника запечатлеть мимолётное впечатление от сцены или человека до того, как оно изменится. Для этой цели она обычно выполняется быстро и без особого внимания к точности. В отличие от карикатуры, наброски часто направлены на то, чтобы передать настроение или ключевую особенность объекта.
Индивидуальный тип рисунка
Наброски и эскизы – это, пожалуй, самое свободное время для художника, потому что в нём в принципе нельзя «допустить ошибку». Речь идёт не о том, чтобы нарисовать точное подобие, а о том, чтобы уловить суть человека или предмета. Для этого нужно быть свободным, смелым и не бояться пробовать. По сути, это позволяет раскрыть внутренний мир.
Именно поэтому эскизы концептуально уникальны и очень индивидуальны. Они отражают внутреннюю индивидуальность художника, они не обязаны подчиняться каким-то правилам и их сложнее скопировать, чем законченную работу. Именно это осознание побудило искусствоведов к переоценке эскизов и даже привело к тому, что наброски английского пейзажиста Джона Констебла стали цениться как законченные произведения наряду с его картинами. То же самое можно сказать и о набросках мелом и пером художников Высокого Возрождения Рафаэля и Леонардо да Винчи, которые постоянно экспонируются в лучших художественных музеях мира.
История эскиза
В классической древности художники делали наброски на папирусе с помощью металлического стилуса. В эпоху Возрождения (1400-1530 гг.) стилус использовался с различными металлическими сплавами для создания других сухих материалов, таких как металлическое и серебряное острие. Подмастерьям художников и молодым ученикам обычно давали пустой стилус, которым они могли практиковаться в создании эскизов, делая легко удаляемые линейные знаки на восковых табличках. См. также: Венецианский рисунок (1500-1600 гг.).
Однако художники хранили эскизы для собственного вдохновения; они не рассматривались как полноценный вид изобразительного искусства, подлежащий самостоятельной продаже. Однако к XVIII-XIX векам эскиз становится самостоятельным видом искусства, приобретая даже дополнительный смысл отдельного художественного произведения.
Это совпало с периодом всплеска натурализма, и туристы стали носить с собой этюдники, чтобы запечатлеть впечатления от однодневных поездок на природу или заграничных туров. Они зарисовывали пейзажи, животных, новые города, растительность и цветы. Это стало популярным хобби, которым увлекались как любители, так и профессионалы, и было полезным инструментом для сохранения воспоминаний в то время, когда ещё не была изобретена фотография. Популярными средствами для создания набросков были, как и для рисования, карандаш и мелок, а также перо и чернила и уголь. Были выполнены даже рисунки пастелью.
Современные методы зарисовки
Сегодня, когда развиваются новые виды искусства (в частности, компьютерное искусство), технологии предлагают множество альтернатив традиционным методам зарисовки, таким как карандаш и бумага. Существует множество программ, таких как SketchBook Pro и Corel Painter Sketch Pad, которые помогают создавать профессиональные работы.
И, конечно, благодаря лёгкому доступу к фото- и видеоаппаратуре можно запечатлеть свои идеи без необходимости делать наброски. Несмотря на это, скетчинг в традиционном понимании с помощью ручки и бумаги по-прежнему остаётся популярным. В коммерческой сфере скетчеры по-прежнему востребованы в судебных процессах, где камеры не допускаются на заседания, а в мире дизайна скетчинг является второй натурой для многих дизайнеров изделий, архитекторов и других творческих отделов.
Виды эскизов
В эпоху Возрождения успешные художники-мастера, имевшие собственные мастерские, передавали эскизы своим подмастерьям для воплощения в готовую картину. (См.: Лучшие рисунки эпохи Возрождения: 1400-1550.) Существовало 3 основных типа эскизов:
1. Кроки
Кроки предназначались для того, чтобы напомнить художнику о каком-то человеке или сцене, которую он хотел бы запомнить в более постоянной форме, – они не обязательно предназначались для готового изделия.
Сегодня модельеры используют термин croquis для обозначения быстрого наброска живой модели. Можно даже скачать шаблоны кроки (очертания тела в различных положениях) для использования в компьютерной программе типа Adobe Illustrator.
2. Пошад
Художники используют цвет, чтобы передать атмосферный эффект сцены и уловить мимолётное влияние света для задуманной пейзажной картины. Если кроки – это быстрый набросок с помощью линий для фиксации события или человека, то пошад – это быстрый цветной набросок для передачи атмосферы.
Многие художники используют pochade, когда пишут на пленэре и возвращаются со своими этюдами в студию, чтобы использовать их при планировании масштабных пейзажных картин.
Импрессионисты, такие как Клод Моне (1840-1926) и Эдуард Мане (1832-1883), пошли ещё дальше, превратив свои pochade в конечный продукт. То же самое можно сказать и о Винсенте Ван Гоге, который брал холст на открытом воздухе, делал наброски прямо на нём, а затем продолжал писать до получения конечного продукта (обычно в течение нескольких часов).
3. Портретный набросок
Используется в портретном искусстве для фиксации моментов, когда характер человека на мгновение раскрывается, озорной блеск в глазах или кислая улыбка. Наброски также использовались для того, чтобы зарисовать портретируемого с разных сторон, прежде чем решить, какой ракурс лучше всего подходит для основного проекта.
Эти эскизы, выполненные масляной краской, акварелью, углём или акриловыми красками, как правило, имели динамичный ритмический поток, что делало их достойными самостоятельными произведениями искусства.
Наброски известных художников
Рафаэль (1483-1520)
Один из самых знаменитых художников Высокого Возрождения, Рафаэль известен также как Il Divino (Божественный). Он известен своими рисунками по пространственной геометрии, а также картинами «Сикстинская Мадонна» (1513 г., Гемалдегалерия Альте Майстер, Дрезден) и «Преображение» (1519 г., Ватиканский музей).
Во время пребывания во Флоренции Рафаэль познакомился с да Винчи, стиль которого оказал большое влияние на его технику фигурного рисунка. Рафаэль часто делал наброски на бумаге, некоторые из них предназначались для конкретных картин, другие, возможно, просто для того, чтобы запечатлеть мимолётный момент. В качестве примеров можно привести:
Мадонна с младенцем (Альбертина, Вена) набросок чёрным мелом и пером.
Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем (Альбертина, Вена) Перо/коричневые чернила.
Голова и плечи молодой женщины (Британский музей) Перо/коричневые чернила.
Леонардо да Винчи (1452-1519)
Живописец, скульптор, архитектор и учёный, Леонардо, пожалуй, один из самых одарённых людей всех времён. Среди наиболее известных его работ – рисунок «Витрувианский человек» (1492 г., Галерея Академии, Венеция), портрет Моны Лизы (1503 г., Лувр, Париж) и фреска «Тайная вечеря» (1495 г., Санта Мария делле Грацие, Милан).
К сожалению, большая часть графики Леонардо была утрачена. К счастью, сохранилось несколько его этюдников, большинство из которых изобилует примерами научных диаграмм и рисунков, с которыми может сравниться разве что Микеланджело. Примерами знаменитых набросков да Винчи являются:
Эскиз летающей машины (спиральный воздушный винт, 1493 г.), ранний вариант современного вертолёта, который да Винчи в действительности не строил и не испытывал.
Проект летающей машины (1488).
Растягивающее устройство для бочковой пружины (ок. 1498 г.).
Проект лодки (ок. 1485-7).
Микеланджело Буонарроти (1475-1564)
Родившийся во Флоренции в 1475 году, Микеланджело остаётся одним из величайших рисовальщиков в истории искусства. Воплощение disegno, он создавал потрясающие эскизы, рисунки, картины и скульптуры.
Наиболее известными его работами являются две фрески Сикстинской капеллы в Ватикане (фреска «Бытие» и фреска «Страшный суд»), а также мраморные статуи «Пьета» (1500) и «Давид» (1501-4). Большинство эскизов и рисунков Микеланджело никогда не предназначались для публичного показа, и, несомненно, он был бы в ужасе от толпы, которую они привлекают, будучи выставленными в наших музеях сегодня.
Более того, перед смертью он уничтожил большое количество рисунков, чтобы избежать этого события. Возможно, он хотел скрыть, как много подготовительной работы было проделано при создании его произведений. Исторически сложилось так, что художники придавали значение только готовым произведениям.
Микеланджело, например, складывал свои эскизы и использовал их как бумагу для заметок, на которой писал списки покупок и вёл учёт расходов. Он и не подозревал, насколько коллекционными станут его наброски в будущем: так, в 2002 году в кладовой нью-йоркского Национального музея дизайна был «обнаружен» забытый и заброшенный в коробке быстрый рисунок мелом художника. Он был создан примерно в 1530 году и оценивается примерно в 10 млн. долларов.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Предварительные наброски были чрезвычайно важны для великого художника барокко Рубенса, особенно когда он поручал значительную часть картины своим помощникам. При написании портретов он обычно сначала делал быстрый набросок, как правило, нарисованный и размытый коричневой тушью. Затем он делал более подробный эскиз маслом, который представлялся заказчику для одобрения или замечаний. После этого в виде дополнительных эскизов прорабатывались анатомические детали. И только после того, как все эти наброски были завершены, он приступал к работе над картиной.
Винсент Ван Гог (1853-1890)
Ван Гог был одним из самых влиятельных художников движения постимпрессионизма. Хотя при жизни ему не удалось продать ни одной картины, сегодня его работы раскупаются миллионами. Среди наиболее известных работ художника – «Едоки картофеля» (1885, Музей Ван Гога, Амстердам), «Двенадцать подсолнухов в вазе» (1888, Новая пинакотека, Мюнхен), «Автопортрет с перевязанным ухом» (1889, Галереи Института Курто, Лондон) и «Звёздная ночь» (1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Известны также наброски к письмам (всего 133) – это письма, которые он писал друзьям (в том числе брату Тео и коллеге-постановщику Полю Гогену) и в которых набрасывал эскизы задуманных картин. Примеры включают:
Спальня Винсента в Арле (1888).
Пара на прогулке (1887 г., Музей Ван Гога, Амстердам).
Стул (1890 г., Музей Ван Гога).
Сад приюта (1889 г., Музей Ван Гога).
Пейзаж с урожаем (1888, Национальная галерея искусств Вашингтона, округ Колумбия).
Крестьянин, выкапывающий картофель (1885 г., частная коллекция).
Эдгар Дега (1834-1917)
Ключевая фигура французской живописи, Дега был одним из ведущих представителей импрессионизма, хотя он так и не примирился с этим ярлыком, предпочитая считать себя реалистом, исходя из своего академического образования. Особое впечатление на него произвели итальянские мастера, и во время поездки в Италию в 1850 г. он зарисовал в своих записных книжках многие их картины и фрески.
В Париже он с особым интересом зарисовывал балерин, мельничих и прачек, и тысячи его рисунков (карандашом и пастелью) сохранились до наших дней. За свою жизнь художник заполнил 38 этюдников, которые дают искусствоведам непосредственные свидетельства его методов работы. В них он записывал увиденные произведения искусства, людей, за которыми наблюдал, визуализировал прочитанные вымышленные сцены или экспериментировал с новыми концепциями.
Программы, помогающие делать наброски
Многие дизайнеры используют компьютерные программы для создания профессиональных иллюстраций и эскизов. Традиционно профессионалы в области искусства используют для этих целей компьютер MAC, и дизайнерские программы обычно создаются в первую очередь для MAC (хотя некоторые из них доступны и для Windows). К популярным программам относятся:
Для компьютера MAC:
Sketch Mac
VectorDesigner
Artboard
SketchBook Pro
OmniGraffle
Intaglio
EazyDraw
Sketsa SVG Editor
Для Windows:
Xara Photo & Graphic Designer
DrawPlus
Real-Draw Pro
Autodesk SketchBook Pro
Sketsa SVG Editor
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?