Искусство карикатуры читать ~13 мин.
Карикатура – это рисунок реального человека, который искажает или преувеличивает некоторые черты, но при этом сохраняет сходство: другими словами, это преувеличенное произведение портретного искусства.
Карикатуры впервые стали популярным жанром изобразительного искусства в XVI и XVII веках и были созданы сатириками для высмеивания общественных деятелей и политиков (карикатура с моральным посланием считается сатирой). Они остаются популярными и сегодня, их используют в журналах и газетах, чтобы высмеять кинозвёзд, политиков и знаменитостей. Единственное, что изменилось, – это инструменты художника. Сначала карикатуристы использовали рисунки углём, карандашом или пером и тушью, но сегодня у художника есть доступ к таким графическим программам, как Adobe Illustrator или Corel Painter.
Карикатуристы обладали значительной властью над пером, гораздо большей, чем когда-либо мог писатель. На заре жанра они передавали сообщения без письменного языка, что было важно в тот период истории, когда большинство населения не умело читать.
Одним из самых известных примеров такого рода графики являются сатирические офорты Наполеона Бонапарта, выполненные английским художником Джеймсом Гиллреем (1756-1815). Он изобразил французского императора очень маленьким и слегка нелепым, в непомерно большой шляпе.
В результате сегодня мы всё ещё считаем его ниже ростом, чем он был на самом деле. Карикатуры могут быть одной из самых популистских форм искусства, но как фигуративные рисунки они обычно столь же искусны и более влиятельны, чем большинство портретных картин.
В чём разница между карикатурой и шаржем?
Карикатуры – типичные изображения вымышленных персонажей – впервые были опубликованы как часть комикса в XIX веке швейцарским художником Родольфом Топфером (1799-1846) в попытке создать новый метод рассказывания историй. Его концепция стала предтечей анимационного искусства и современных комиксов. Первые карикатуры предназначались для публикации в ежедневных газетах, поэтому их набрасывали быстро и без особых усилий. В отличие от них карикатуры и сатиры часто кропотливо вытравливались, раскрашивались вручную и печатались в более глянцевых изданиях. Это различие сохраняется и сегодня.
Красочная карикатура, используемая для иллюстрации журнальной или газетной статьи, зачастую имеет явно более высокое художественное качество, чем юмористическая зарисовка, например, «Кельвин и Хоббс», «Орешки» или «Дунсбери». Конечно, ничто не остаётся статичным навечно. С появлением компьютерного искусства карикатуристы расширили жанр, создавая сложные карикатурные образы, особенно в области фэнтези.
Британский художник Джайлс (1916-1995), известный своими работами в газете Daily Express, является примером жанра политической карикатуры в сравнении с карикатурой. Он создал вымышленную карикатурную семью во главе с загадочной «бабушкой», которая часто комментировала современную британскую и мировую политику, но в вымышленной обстановке: никаких портретов или рисунков реальных людей не делалось.
Однако, несмотря на эти различия, слово «карикатура» по-прежнему используется как популярный синоним слова «шарж». О роли журнала «Панч» в этом терминологическом вопросе говорится ниже.
Слово «карикатура» происходит от итальянских слов carico и caricare, означающих «нагружать» или «преувеличивать». В 1590-х годах итальянец Аннибале Карраччи (и его брат Агостино) применили эти слова к созданным ими преувеличенным портретным зарисовкам. В оставленных ими описаниях говорится, что эти изображения были созданы для юмора, чтобы высмеять их собственные художественные теории, которые они преподавали в Болонской академии. Сегодня мы можем задаться вопросом, почему потребовалось так много времени, чтобы карикатура стала признанным видом искусства.
Однако следует помнить, что на протяжении сотен лет художники стремились к созданию совершенного естественного изобразительного искусства, которое всегда считалось конечной целью. К эпохе Высокого Возрождения это было достигнуто в большей степени. Только после того, как художники Высокого Возрождения научились создавать «идеальное подобие», они могли приступить к его разбору. На самом деле этот процесс продолжался сотни лет, пока в конце концов мы не пришли к полностью абстрактному искусству в виде геометрического конкретного искусства Мондриана). В течение последующих ста лет карикатура оставалась в значительной степени итальянским видом искусства, хотя в Северной Европе Питер Брейгель Старший (ок. 1525-69) и другие современники также рисовали преувеличенные человеческие портреты.
Можно также утверждать, что художники позднего Средневековья, которые рисовали биоморфных животных, таких как горгульи, на углах иллюминированных манускриптов, были ещё более ранними карикатуристами. Иероним Босх (1450-1516) находился под влиянием этих рисунков и использовал их образы в своих картинах, таких как «Сад земных наслаждений» (1500-05). После Босха следующим настоящим карикатуристом стал итальянский художник и дизайнер Джузеппе Арчимбольдо ((1527-93), работавший в Праге, который написал серию бурлескных портретов императоров и королей, используя нарисованные формы овощей, кастрюль, сковородок и даже рабочих инструментов. В Италии скульптор Бернини (1598-1680) рисовал забавные портреты, высмеивая себя и друзей. Он писал, что характер можно передать всего лишь «несколькими росчерками пера». Первого художника, ставшего профессиональным карикатуристом, звали Пьер Леоне Геззи (1674-1755), он также был художником эпохи рококо. Геззи зарабатывал на жизнь, создавая забавные рисунки туристов, посещающих Италию.
К середине 1700-х годов в Лондоне появилось достаточно итальянских карикатур, чтобы заинтересовать издателя Артура Понда. Понд напечатал набор рисунков Аннибале Карраччи (1560-1609), Карло Маратти (1625-1713) и Геззи, которые были хорошо приняты. С XVIII века сатирические карикатуры стали популярны во Франции, Великобритании и Америке.
Художник Уильям Хогарт (1697-1764) был одним из первых английских художников, прибегнувших к утрированному портрету в стиле карикатуры – в основном в виде моралистических жанровых картин и гравюр, таких как «Прогресс блудницы», «Прогресс граблей» и «Брак а ля мод» (см.: Национальная галерея Лондона).
Позже, в XVIII веке, художники начали превращать людей в других людей, таких как животные, овощи и фрукты. Английские карикатуристы Джеймс Гиллрей и Томас Роуландсон (1756-1827) изображали политических деятелей Французской революции в виде козлов, пауков и свиней, чтобы показать разврат, коварство и обжорство. Человеческое лицо субъекта было добавлено к телу животного, чтобы не было путаницы.
В Великобритании был основан журнал Punch (1820-е гг.), который быстро стал самым популярным сатирическим журналом в стране. Джон Лич (1817-1864) стал одним из самых известных его иллюстраторов. [Punch даже карикатурно назвал Обри Бердсли (1872-98) – одного из величайших иллюстраторов Англии – Обри Уирдсли]. (См. также Английская фигуративная живопись 1700-1900.)
Журналу «Панч» также приписывают заслугу – в период 1840-65 годов – в том, что слово «карикатура» заменило слово «шарж», в частности, в отношении политиков и политических образов.
Во Франции в XIX веке в этом жанре доминировал несравненный Оноре Домье (1808-1879), который прославился своими резкими политическими карикатурами в антимонархическом еженедельнике La Caricature, одна из которых привела его на 6 месяцев в тюрьму за критику короля Луи Филиппа. В 1835 году французские власти запретили все подстрекательские виды искусства, в том числе и политические карикатуры, после чего Домье переключился на социальные карикатуры. Ключом к его успеху как сатирика была способность сопоставить психическое состояние субъекта с его физическим дефектом. Им восхищались такие известные французские художники, как Делакруа (1793-1863) и Курбе (1819-1877). Другим косвенным автором жанра был французский печатник и плакатист Жюль Шере (1836-1932), который разработал более дешёвый вид цветной литографии, используемый в плакатном искусстве и издательском деле.
Появление железной дороги означало, что журналы можно было быстро и широко распространять среди все более растущей аудитории. Одним росчерком пера можно было уничтожить имидж политика. Сегодня эта традиция продолжается, и художники опираются на естественные характеристики объекта – например, если у человека большой нос, он будет преувеличен, или если у него есть какие-то особенности, такие как выбор причёски или манеры поведения, они будут обыграны.
Искусство карикатуры было очень распространено на рубеже веков и позже, когда политическая температура поднялась до появления телевидения. Мировых лидеров сатиризировали, военных лидеров высмеивали, международные конференции проходили и заканчивались. Известен рисунок австралийского карикатуриста Уилла Дайсона (1880-1938), созданный им в 1919 году, в конце Первой мировой войны. На нём лидеры стран-победительниц выходят из комнаты, заключив Версальский мирный договор в свою пользу. Но в углу плачет маленький ребёнок, которого называют Класс 1940 года. Это замечательное предвидение, поскольку многие историки считают итоги Версальского договора одной из главных причин Второй мировой войны.
В то время как газетные карикатуры набирали популярность, ряд художников, в частности Уистлер (1834-1903), Тулуз Лотрек (1864-1901), Джордж Грош (1893-1959) и Бен Шан (1898-1969), продолжили карикатуру в изобразительном искусстве.
В годы после Первой мировой войны, в связи с огромным ростом количества газет и других периодических изданий, этот жанр пережил ренессанс в Соединённых Штатах, и карикатуры по популярности сравнялись с фотографиями. Новая волна молодых рисовальщиков, таких как Эл Хиршфельд и Мигель Коваррубиас, показала, что карикатуры могут быть забавными, красочными и изящными, а не просто язвительными визуальными комментариями, помещёнными на редакционной странице.
В Великобритании журнал Punch поддерживал традицию политической карикатуры и шаржа на протяжении 1950-92 годов. Затем, в 1980-е годы, очень влиятельное и формирующее имидж британское телешоу «Spitting Image» высмеивало политиков и профсоюзных лидеров эпохи Маргарет Тэтчер.
Что такое гротескное искусство?
Гротескным искусством называли портреты, на которых лицо искажено до уродливой формы. Один из лучших примеров – серия «гротескных голов» 1490-х годов работы Леонардо да Винчи (1452-1519). Хотя художник, вероятно, имел в виду, что они представляют собой крайние формы лица (не обязательно нарисованные для юмора), к XVIII веку гротескные рисунки были переименованы в карикатуры. Среди других художников, которые, можно сказать, практиковали гротескное искусство, можно назвать Питера Брейгеля Старшего и Иеронима Босха.
Знаменитые карикатуристы XIX века
Кроме уже упомянутых в статье, самыми известными карикатуристами XIX века являются:
Джордж Крукшанк (1792-1878)
Английский художник, создававший политические сатиры на британскую королевскую семью и прославившийся тем, что принял взятку в 100 фунтов стерлингов, чтобы прекратить печатать изображения короля Георга III. Кроме того, он был известен своими социальными карикатурами на британскую жизнь для таких изданий, как The Cruikshank Comic Almanack (1835-1853) и Omnibus (1842). Он также был мастером книжной иллюстрации, создавая рисунки для Чарльза Диккенса и других авторов.
Оноре Домье (1808-1879)
Великий французский художник и гравёр, которого сейчас считают «отцом современной карикатуры», был очень влиятельным социальным и политическим сатириком своего времени, создавшим более 4 000 литографий (в основном политических/социальных карикатур) для французских газет и периодических изданий.
Томас Наст (1840-1902)
Американский редакционный карикатурист, который считается отцом политической карикатуры в Соединённых Штатах. Среди известных рисунков, приписываемых Насту, – оригинальные карикатуры на Санта-Клауса, республиканского слона и демократического осла.
Знаменитые карикатуристы XX века
К наиболее известным художникам-карикатуристам XX века относятся:
Лионель Фейнингер (1871-1956)
Иллюстратор, карикатурист, шаржист. Он был настолько одарён в рисовании, что к началу века стал ведущим политическим карикатуристом Германии, а также успешным карикатуристом для целого ряда немецких и американских изданий. В 1906 году он был приглашён на работу в «Чикаго Трибьюн».
Сэр Макс Бирбом (1872-1956)
Британский художник, сотни карикатур которого были напечатаны для модных журналов того времени, таких как Vanity Fair и Strand Magazine – хотя, несмотря на это, его лучше всего помнят по роману Zuleika Dobson (1911).
Уильям Гроппер (1897-1977)
Знаменитый коммунистический карикатурист, известный своими карикатурами и соцреалистическими рисунками.
Алекс Гард (1900-1948)
Русский художник, создавший более 700 карикатур на знаменитостей и других модных людей, посещавших популярные нью-йоркские рестораны.
Эл Хиршфельд (1903-2003)
Американский художник, наиболее известный своими простыми черно-белыми рисунками знаменитостей и звёзд шоу-бизнеса, а также карикатурами на политиков и телезвёзд. Он был одним из немногих художников, которым заказывали оформление почтовых марок США. Работы Хиршфельда находятся в нескольких американских художественных музеях, включая Метрополитен-музей (Нью-Йорк) и Музей современного искусства (Нью-Йорк).
Хосе Мигель Коваррубиас Дукло (1904-1957)
мексиканский художник, карикатурист и иллюстратор, чьи карикатуры на знаменитостей появлялись в The New Yorker и особенно Vanity Fair.
Дэвид Левин (р. 1926)
Выдающийся американский карикатурист, известный своими карикатурами пером и тушью на известных писателей и политиков, опубликованными в журнале Time, Playboy, The New York Times и The New York Review of Books.
Морт Друкер (р. 1929)
Карикатурист журнала MAD с 1957 года, он наиболее известен своими карикатурами на кинозвёзд и телеактеров, он неоднократно участвовал в создании обложек и внутренних изображений для журнала Time. Он получил ряд наград от Национального общества карикатуристов.
Джеральд Энтони Скарф (р. 1936)
Английский карикатурист, иллюстратор The New Yorker и редакционный карикатурист The Sunday Times. Бывший друг карикатуриста Ральфа Стедмана, Скарф в 1960-х и 1970-х годах был одним из первых авторов скабрёзного журнала Private Eye, а также создавал иллюстрации для The Daily Sketch, The Evening Standard и журнала Punch. Позже он создал карикатуры для титров знаменитых сатирических телешоу Yes Minister и Yes, Prime Minister, а также серию рисунков, выражающих героические и отвратительные черты знаменитых британцев, в том числе: Генрих VIII, королева Елизавета I, Уинстон Черчилль, Агата Кристи, группа «Битлз» и Диана, принцесса Уэльская.
Ральф Стедман (р. 1936)
Британский карикатурист и бывший друг художника Джеральда Скарфа, он известен своими политическими и социальными иллюстрациями, для американского писателя Хантера С. Томпсона. В 1979 году он был признан иллюстратором года по версии Американского института графических искусств.
Знаменитые современные карикатуристы
Сэм Вивиано (р. 1953)
Американский карикатурист и шаржист, арт-директор журнала MAD, чьи рисунки появлялись на обложке журнала Institutional Investor, в Readers Digest, Rolling Stone и многих других изданиях. Он особенно известен своими сценами в толпе.
Стив Броднер (р. 1954)
Уроженец Бруклина, политический сатирик и художник-акварелист. Известен своими сатирическими изображениями американских политиков XXI века, таких как Барак Обама и Сара Пэйлин.
Роберт Риско (р. 1956)
Американский художник, использующий ретро-технику аэрографии. Под руководством Энди Уорхола и под влиянием нью-йоркского возрождения Деко, его работы появлялись во многих изданиях, включая Vanity Fair, Rolling Stone, Playboy и Esquire.
Ян Оп Де Беек (р. 1958)
Бельгийский карикатурист и эксперт по штриховке и размазыванию пальцев. Известен своими книгами по искусству карикатуры. В 2003 году был удостоен звания «Лучший карикатурист мира».
Себастьян Крюгер (р. 1963)
Немецкий художник, известный своими реалистичными, но гротескными искажениями лиц знаменитостей, как правило, выполненными акриловыми красками. Он известен своими реалистичными изображениями Мадонны, а также Кита Ричардса и Мика Джаггера из группы The Rolling Stones. Карикатуры Крюгера регулярно публикуются в журнале Playboy, а также в журналах Stern, Der Spiegel, L’Espresso, и USA Today.
Герман Мехия (р. 1973)
Венесуэльский художник-карикатурист, известный своими регулярными публикациями в журнале MAD. Его работы включают черно-белые иллюстрации с сильной штриховкой, а также работы акварелью. Получил премию Рубина от Национального общества карикатуристов в 2003 году.
Эд Стекли (р. 1973)
Художник из Милуоки, рисующий для журнала Cracked .
Среди других известных современных художников-карикатуристов – Том Ричмонд из журнала Mad Magazine, Сэм Норкин, Серхио Арагонес, Руди Кристиано, Панчо Вилмарт, Билл Плимптон и Брюс Блитц.
- Как я стал карикатуристом
- Кубинец и норвежец стали лучшими карикатуристами
- Выставка графики в Литературном музее Москвы - к юбилею войны 1812 года
- «Весёлый дом: Семейная трагикомедия» Элисон Бехдель, краткое содержание
- Игорь Дрёмин: Персональная выставка Игоря Макарова
- «Обыкновенная благодать» Уильяма Кента Крюгера, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?