Художественная фотография читать ~19 мин.
Термин «фотоискусство», или «художественная фотография» не имеет общепринятого значения или определения: скорее, он обозначает неточную категорию фотографий, созданных в соответствии с творческим видением фотооператора. Основная идея этого жанра заключается в том, что вместо реалистичного изображения объекта фотограф стремится создать более личное, как правило, вызывающее или атмосферное, впечатление. Можно упростить эту схему, сказав, что изобразительного искусство фотографии описывает любое изображение, сделанное камерой, в котором намерение – эстетическое (то есть фотография, ценность которой заключается прежде всего в её красоте – см., Эстетика), а не научное (фотографии с научной ценностью), коммерческое (фотографии продукции) или журналистское (фотографии с новостной или иллюстративной ценностью).
См. также: Является ли фотография искусством?
Художественные фотографии часто используются в коллажном искусстве (правильнее – фотоколлаже) такими художниками, как Дэвид Хокни (р. 1937)); а также в фотомонтаже, который использовали дадаисты Рауль Хаусманн (1886-1971), Хельмут Херцфельде (1891-1968) и Ханна Хох (1889-1979), сюрреалисты Макс Эрнст (1891-1976), авангардная группа Fluxus в 1960-х годах и поп-артисты Ричард Гамильтон. Фотографии также могут быть включены в смешанное искусство инсталляции и ассамбляж. Сегодня фотография выставляется во многих лучших галереях современного искусства по всему миру.
История технического развития
Изобретённая в первые десятилетия XIX века и ставшая предметом многочисленных усовершенствований в эпоху викторианского искусства, фотография мгновенно фиксировала больше деталей и информации, чем традиционные методы воспроизведения, такие как живопись или скульптура. Техническое развитие фотографии происходило постепенно, хотя значительным скачком стало открытие в 1839 г. светочувствительных эмульсий, позволивших делать черно-белые снимки. Среди других важных технических достижений в истории фотографии, можно назвать следующие.
Фототравление было изобретено в 1822-5 гг. французом Жозефом Ньепсом (1765-1833), который также сделал первую фотографию с натуры в 1826 году. Усовершенствования (сокращение времени экспозиции, дагерротип) были найдены немецким профессором Генрихом Шульцем (1687-1744) и французским физиком Луи Дагером (1787-1851) в 1837 году, причём Дагер был ответственен за первую в истории фотографию человека в 1839 году.
Параллельно с этим в 1832 г. франко-бразильский художник и изобретатель Эркюль Флоранс (1804-1879) создал аналогичный процесс, названный Photographie, а английский изобретатель и первый специалист по фотоаппаратам Уильям Фокс Талбот (1800-1877) занимался изобретением калотипа, который позволял получать негативные изображения. Его исследования в области фотомеханического воспроизведения в 1840-х годах привели к открытию процесса фотоглифической гравюры, предшественника фотогравюры.
Английский учёный-экспериментатор Джон Гершель (1792-1871) изобрёл процесс цианотипии и первым ввёл термины «фотография», «негатив» и «позитив». В 1851 году Фредерик Скотт Арчер (1813-1857) обнародовал результаты своих исследований процесса коллодирования мокрой пластины, что значительно повысило доступность фотографии для широкой публики, как и появление в 1884 году американским новатором Джорджем Истменом рулонной плёнки взамен фотопластинок. В 1908 году французский учёный Габриэль Липпманн (1845-1921) был удостоен Нобелевской премии по физике за усовершенствования в области фотографического цветовоспроизведения.
Развитие фотографического процесса было насыщено подобными открытиями и изобретениями, и в течение XIX века было сделано много других достижений в области изготовления фотопластинок и методов печати.
Среди викторианских фотографов были Джон Эдвин Мэйолл (1813-1901), сделавший несколько самых ранних фотографий королевы Виктории и принца Альберта; Джулия Маргарет Кэмерон (1815-1879), известная своими фотографическими портретами и мифологическими образами; и Оскар Густав Рейландер (1813-1875), шведский оператор и специалист по фотомонтажу, работавший с Чарльзом Дарвином над «Выражением эмоций у человека и животных».
В двадцатом веке прогресс в области фотографических технологий доминировал над совершенствованием кино и кинематографа, что привело к появлению новых творческих форм, таких как анимационное искусство, мультфильмы и видеоарт.
Использование фотографии в искусстве
Фотография произошла от камеры-обскуры, инструмента, который проецировал изображение через небольшое отверстие, позволяя художнику сделать точную копию предмета или сцены. Первое упоминание о его использовании в качестве чертёжного пособия появилось в Magia Naturalis, научном трактате итальянского учёного Джамбаттисты делла Порта. Считается, что многие старые мастера XVII-XVIII веков, в том числе Ян Вермеер (1632-1675) и Каналетто (1697-1768), использовали его в своих зарисовках.
С распространением фотоаппаратуры с 1840 г. использование фотографий стало обычным явлением как в портретной , так и в пейзажной живописи. Многие художники-фигуристы и портретисты, чтобы сократить время работы на натурщиках, стали использовать наряду с моделями новое средство – фотографию.
Например, великий американский художник-реалист XIX века Томас Икинс (1844-1916) был заядлым фотографом и использовал фотографию как часть своего стремления к реализму, а не как сокращение или помощь в композиции и перспективе. Фотография также использовалась художниками-пейзажистами, в частности французскими импрессионистами, в качестве вспомогательного средства дляпленэрной живописи. Подробнее см: История искусства.
Фотография как изобразительное искусство
Хотя к концу XIX века фотография стала признаваться и в Британии, и в Америке как малое изобразительное искусство – отчасти благодаря пропаганде журналов типа «American Amateur Photographer», а также организаций типа «Society of Amateur Photographers», Общество фотографов-любителей Нью-Йорка», «Фотографическое общество Филадельфии» и «Бостонский камерный клуб» – некоторые фотохудожники стремились показать, что новое средство может быть таким же художественным, как и другие виды искусства, такие как рисунок и живопись.
Двумя такими художниками были Альфред Штиглиц (1864-1946) и Эдвард Штайхен (1879-1973). Оба они способствовали превращению фотографии в изобразительное искусство, а Штиглиц, в частности, (а также его жена Джорджия О’Кифф) – в музейные коллекции. Знаковым событием стал 1902 год, когда Штиглиц создал в Америке ассоциацию творческих фотографов Photo-Secession и начал издавать её журнал Camera Work (1902-17), который быстро стал форумом современного искусства всех видов. В 1905 г. Штиглиц и Штайхен основали в Нью-Йорке галерею «291», специализирующуюся на авангардном искусстве, в частности, на фотографиях, картинах и скульптурах.
Пикториализм (ок. 1885-1915)
В то время как Штиглиц и Эдвард Штайхен делали все возможное для продвижения фотографии как полноценного вида искусства, пикториализм – первый крупный стиль фотографического искусства – стал модным среди художников-объективистов примерно на рубеже веков. Под пикториализмом понимались (как правило, мечтательные, «мягкофокусные») фотографии, которые фактически «создавались» в тёмной комнате. Вместо того чтобы фиксировать изображение конкретного объекта, фотограф манипулировал процессом печати, добиваясь нужного эффекта.
Для оператора-пикториалиста фотография была предметом манипуляций, подобно тому, как художник манипулирует своим холстом и палитрой красок. Среди наиболее известных фотографов-пикториалистов были Ман Рэй, известный своими рейографами, Альфред Штиглиц, Эдвард Штайхен, Ф. Холланд Дэй, Кларенс Х. Уайт, Уильям Нотман, Сидни Картер, Констант Пуйо, Пьер Дюбрей, Генрих Кун, Хьюго Хеннеберг, Огава Казумаса, Гарольд Казно и Джон Кауффман.
Хотя пикториализм позволил художникам-экспериментаторам, таким как Ман Рэй, поднять фотографию на новый уровень творчества, как вид искусства он оказался разочаровывающим, поскольку большая часть творчества была связана не с работой с камерой, а с манипуляциями с химическими веществами и инструментами в тёмной комнате. См. также немецких дада-фотомонтажеров Рауля Хаусмана (1886-1971) и Джона Хартфилда (Хельмута Херцфельда) (1891-1968), а также новаторский, но противоречивый художник и режиссёр Лени Рифеншталь (1902-2003), которая ассоциировалась с нацистским искусством в форме пропагандистского пикториализма.
О художниках более позднего XX века, использовавших фотографии в качестве сюжета для своих картин, см: Герхард Рихтер (р. 1932).
Модернизм с резким фокусом
Как влиятельный стиль пикториализм исчезает после 1920 г., уступая место новому идиому фотографического модернизма, поскольку публика стала предпочитать более резко сфокусированные изображения. Несмотря на разочарование в пикториализме, фотография приобрела художественный статус благодаря новому более резкому фокусу, благодаря выразительным пейзажным фотографиям Эдварда Вестона (1886-1958) и Анселя Адамса (1902-1984), а также прецизионизм Чарльза Шилера (1883-1965), который он раскрыл в своей знаменитой серии фотографий автозавода «Ривер Руж» компании Ford Motor Co в Мичигане, и вдохновлённые кубизмом работы Пола Стрэнда (1890-1976).
Среди современных фотографов, продолживших эту традицию, – Бернд и Хилла Бехер (1931-2007) и (р. 1934), влиятельная команда мужа и жены, основавших Дюссельдорфскую школу, среди последователей которой – постмодернистский фотохудожник Андреас Гурски (р. 1955).
Портрет ХХ века
В последние десятилетия XIX века фотография начала вытеснять живопись как современную форму портретной живописи. В следующем столетии, по мере совершенствования фотоаппаратуры, фотохудожники расширили сферу применения фотографии, включив в неё различные виды портретов, в частности, модные и уличные портреты, а также более традиционные официальные портреты. Пионерами модного портрета стали такие талантливые художники, как: Ирвинг Пенн (1917-2009), Хельмут Ньютон (1920-2004), Ричард Аведон (1923-2004), Патрик Демаршелье (р. 1943), Марио Тестино (р. 1954), Ник Найт (р. 1958) и Дэвид ЛаШапель (р. 1963). Уличные (или «жанровые») портреты были уделом таких художников, как Доротея Ланж (1895-1965), Уокер Эванс (1903-1975), Диана Арбус (1923-1971), Нан Голдин (р. 1953).) – в то время как более традиционные портреты разрабатывались такими модернистами, как Сесил Битон (1904-1980), Юсуф Карш (1908-2002), Норман Паркинсон (1913-1990), Энди Уорхол (1928-1987), Дэвид Бейли (род. 1938) и Энни Лейбовиц (р. 1949). (Примечание: Учитывая широкое распространение «обычных» портретов в прессе, многие фэшн-фотографы снимали и формальные портреты). Немецко-американский фотограф Ханс Намут (1915-1990) ввёл новый динамичный подход к портретной съёмке, сделав фотографии скандально известного художника Джексона Поллока за работой в его студии.
Фотожурналистика
Являясь сегодня одним из основных направлений современной иллюстрации в газетах, журналах и сетевых СМИ, новостная фотография всегда привлекала высококлассных фотохудожников, способных создать живописное повествование. К числу выдающихся фотожурналистов относятся: Роберт Капа (1913-1954), Ларри Берроуз (1926-1971), Дон Маккаллин (р. 1935) и Стив Маккарри (р. 1950).
Штиглиц: 1924-46
К 1924 г. выставки Штиглица и его статьи в поддержку фотографии как художественного средства начали оказывать влияние. В 1924 г. Бостонский музей изящных искусств приобрёл коллекцию из 27 его фотографий: это был первый случай, когда крупный американский художественный музей включил фотографии в свою постоянную коллекцию.
Сам Штиглиц был поглощён двумя вещами: продвижением творчества Джорджии О’Кифф, а также его трёхсот с лишним фоторабот, многие из которых были женской обнажённой натурой, и продвижением высококачественного модернистского американского искусства, включая изобразительную фотографию, такую как черно-белые линзовые снимки Анселя Адамса, для которого он организовал одну из первых выставок в 1936 году. В 1937 году в Кливлендском музее искусств состоялась первая крупная выставка собственных фотографий Штиглица.
Эдвард Штайхен: 1946-62
Партнёр Штиглица по «291», Штайхен был фотографом журналов Vogue и Vanity Fair в период 1923-1938 годов, в течение которого он был самым известным и высокооплачиваемым художником-объективистом в мире.
После войны он был назначен директором отдела фотографии Музея современного искусства в Нью-Йорке (MOMA) и занимал эту должность до 1962 года. Будучи весьма влиятельной фигурой, он сделал очень многое для повышения статуса фотографии среди американских институций и общественности. Так, в 1955 г. под его руководством была организована выставка «Семья человека», которая объехала 69 стран и была посещена 9 млн. человек.
Джон Шарковски: 1962-91
В 1962 г. Эдвард Штайхен выбрал фотографа, куратора, историка и критика Джона Шарковски (1925-2007) в качестве своего преемника на посту директора по фотографии в МоМА, который Шарковски занимал до 1991 года. Он был удостоен двух стипендий Гуггенхайма, а также участвовал в многочисленных индивидуальных выставках, опубликовал несколько фундаментальных книг, в том числе «Взгляд на фотографию» – практическое руководство по написанию работ о фотографии, которое до сих пор является обязательным для чтения в лучших художественных школах. Преподаватель Гарвардского, Йельского, Корнельского и Нью-Йоркского университетов, он был одним из самых успешных защитников художественной фотографии.
Галереи
С середины 1970-х годов все большее число галерей начинает выставлять фотоискусство. Фотографические отпечатки постепенно увеличиваются в размерах, переходят от монохрома к цвету, часто печатаются на заблокированном холсте без рамы или стекла, а такие художники-фотографы, как Грегори Крюдсон и Синди Шерман, являются примером новой тенденции постановки и освещения работ для достижения максимального эффекта.
Однако, несмотря на то, что фотография уже стала важным и инновационным средством современного искусства, она остаётся нишевым рынком по сравнению с традиционной живописью и скульптурой, хотя среди коллекционеров искусства существует относительно высокий спрос на ограниченные тиражи книг отдельных фотографов.
К учреждениям, наиболее благосклонно относящимся к фотоискусству, относятся: Институт искусств Чикаго, Метрополитен и Музей современного искусства в Нью-Йорке, а также Фонд Aperture.
Знаменитые художественные фотографы
К известным представителям фотографического изобразительного искусства относятся:
Ман Рэй (1890-1976)
Парижский художник-модернист американского происхождения, один из первых представителей дада и сюрреализма, участвовавший в первой выставке сюрреалистов в галерее Пьер в Париже в 1925 г. вместе с Жаном Арпом, Максом Эрнстом, Андре Массоном, Жоаном Миро и Пабло Пикассо. Известный в основном за свои авангардные фотографии, он также был известным фотографом моды и портретистом, объектами съёмки которого были многие великие художники того времени, такие как Джеймс Джойс, Гертруда Стайн, Жан Кокто и Антонен Арто.
Он разработал фотографический метод соляризации и изобрёл технику использования фотограмм, которую назвал рейографами (как на его гравюре «Рейограф», 1923 г., частная коллекция). Журнал ARTnews в своём обзоре изобразительного искусства XX века включил Ман Рэя в число 25 наиболее влиятельных художников, отметив его новаторскую работу с фотоаппаратом и эксперименты в тёмной комнате, а также его исследования в области кино, живописи, скульптуры, коллажа, ассамбляжа, перформанса и концептуального искусства.
Ансель Адамс (1902-1984)
Член Американской академии искусств и наук, лауреат трёх стипендий Гуггенхайма и Президентской медали свободы, чьи черно-белые фотографии Запада стали главным свидетельством пейзажей национальных парков США до появления туризма.
К числу его шедевральных фоторабот относятся: Шторм в долине Йосемити (1935), Восход луны, Эрнандес, Нью-Мексико (1941) и Тетоны и река Снейк (1942), один из снимков на «Золотой записи» человеческой цивилизации на борту космического корабля «Вояджер». Архив Анселя Адамса хранится в Центре творческой фотографии Университета Аризоны в Тусоне.
Эжен Атже (1857-1927)
Французский фотограф, известный своими документальными фотографиями, запечатлевшими архитектуру и уличные сцены Парижа. О нём написана четырёхтомная биография Джоном Шарковски и Марией Моррис Гамбург.
Уокер Эванс (1903-1975)
Американский художник, известный своими фотоработами для Администрации безопасности фермерских хозяйств. См. также великую Доротею Ланж (1895-1965).
Анри Картье-Брессон (1908-2004)
Ещё один великий французский фотограф, которого многие считают величайшим представителем стрит-фотографии в XX веке. В начале 1930-х годов на него оказал влияние уличный фотограф Брассай (Gyula Halasz) (1899-1984).
Джон Гото (1916-1994)
Профессор изобразительного искусства в Университете Дерби в Англии, Гото – британский художник, специализирующийся на монтажной цветной фотографии, известный, в частности, снимками «Разгар лета» из серии фотографий Ukadia. Его цифровое фотоискусство широко демонстрировалось в Европе, а также на персональных выставках в галерее Тейт, Национальной портретной галерее, и Галерее фотографов в Лондоне.
Ирвинг Пенн (1917-2009)
Наиболее известен как один из великих американских фотографов из индустрии моды, но также известен своими портретами и натюрмортами. См. также влиятельные модные фотографии его младшего современника Ричарда Аведона (1923-2004), который стал ведущим оператором в Vogue и Harper’s Bazaar.
Роберт Франк (р. 1924)
Автор влиятельной книги «Американцы», дающей взгляд на американское общество со стороны. Новаторский подход к композиции и манипулированию фотографиями.
Гарри Виногранд (1928-1984)
Нью-Йоркский фотограф, известный своими снимками американской жизни начала 1960-х годов и изображением важных социальных проблем. На него оказали влияние Уокер Эванс, Роберт Франк и в меньшей степени Анри Картье-Брессон.
Уильям Эгглстон (р. 1939)
Важный пионер, способствовавший повышению художественного статуса цветной фотографии.
Роберт Мэпплторп (1946-1989)
Один из первых художников-постмодернистов, известный своими масштабными монохромными портретами знаменитостей (Энди Уорхол, Дебора Харри, Ричард Гир, Питер Гэбриэл, Патти Смит), статными мужскими и женскими обнажёнными фигурами, нежными композициями из цветов в натюрморте, но наибольшую известность ему принесла скандальная серия фотографий Portfolio X, мгновенно ставшая известной благодаря откровенному содержанию.
Джефф Уолл (р. 1946)
Вероятно, самый известный представитель «постановочной фотографии», Уолл специализируется на цифровых манипуляциях при создании своих работ. Профессор изобразительного искусства в Ванкувере, он является важным и влиятельным представителем канадского постмодернизма.
Нан Голдин (р. 1953)
Нарушившая табу американская фотохудожница и инсталлятор Нан Голдин, среди работ которой «Нан через месяц после избиения» (1984, Музей Тейт, Лондон), «Шивон в моей ванне» (1992, Фотомузей Винтертур, Швейцария), «Сестры, святые и грешники» (2004, Капелла Сальпетриер, Париж).
Синди Шерман (р. 1954)
Нью-Йоркский фотограф и кинорежиссёр, лауреат стипендии Макартуров, известна своим постмодернистским искусством, в частности, концептуальными портретами. В 2010 г. цветная гравюра Шерман «Без названия №153» (1985) высотой в шесть футов была продана на аукционе Phillips de Pury & Company за 2,7 млн. долл. В 2011 г. отпечаток Untitled #96 был продан на аукционе Christie’s за 3,89 млн долл.
Андреас Гурски (р. 1955)
Один из наиболее известных создателей крупномасштабных (иногда с цифровыми манипуляциями) цветных фотографий. Отдаёт предпочтение коммерческой и финансовой тематике, как, например, в работах «Шиполь» (1994, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Сингапурская фондовая биржа» (1997, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк), «Парламент» (1998, Музей Тейт, Лондон), «99 центов» (1999).
Коллекции фотоискусства
Некоторые из лучших художественных музеев мира имеют отделы изобразительной фотографии, в том числе следующие:
Художественный институт Чикаго
Хранит коллекцию Альфреда Штиглица, а также коллекцию Жюльена Леви, содержащую работы Эдварда Уэстона, Пола Стрэнда, Андре Кертеша и Юджина Атже.
Детройтский институт искусств
В нём находится Галерея художественной фотографии Альберта и Пегги де Салль.
Музей Гетти, Лос-Анджелес
В Западном павильоне хранится коллекция художественной фотографии музея, в которой представлены оригинальные отпечатки, начиная с 1841 г., а также работы современных и актуальных художников-объективистов, в том числе: Ман Рэя, Имоджин Каннингем, Уокера Эванса и немецкого фотографа Августа Зандера.
Гуггенхайм, Нью-Йорк
Хранится коллекция Роберта Мэпплторпа (1992), включающая около 200 лучших фотографий Мэпплторпа, выполненных в период с 1993 по 1998 год. Включает примеры ранних коллажей, полароидов и смешанных конструкций, а также портреты знаменитостей и более 20 автопортретов.
Музей искусств округа Лос-Анджелес
Здесь находится отдел фотографии Уоллис Анненберг, коллекция которого насчитывает 6 тыс. работ и сосредоточена на фотографиях, сделанных после 1940 года.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Отдел фотоискусства Метрополитен-музея содержит 20 тыс. фотографий, гравюр и дагерротипов, организованных на основе коллекций Альфреда Штиглица, Эдварда Штайхена, Уокера Эванса и Ford Motor Company. Включает широкий спектр работ фотосецессионистов, а также современные фотографии со всего мира.
МоМА, Нью-Йорк
Процветающий отдел фотоискусства, созданный Эдвардом Штайхеном (1946-62), Джоном Шарковски (1962-91) и Питером Галасси.
Музей д’Орсэ, Париж
Фотографическая коллекция музея насчитывает около 45 000 фотографий, включая работы Фердинанда Кнопфа, Жана Лорана, Ман Рэя, Штиглица, Ле Секка, Альдольфа Гумберта де Молара, Мориса Дени и Роджера Фентона.
Музей изящных искусств, Хьюстон
В постоянную коллекцию музея входят фотографии Ман Рэя (1890-76) и Анселя Адамса (1902-1984), а также около 4000 фотографий, приобретённых у Манфреда Хайтинга.
Филадельфийский музей искусств
Коллекция художественных фотографий музея насчитывает около 30 тыс. работ таких художников, как Пол Стрэнд, Альфред Штиглиц и др.
Музей Виктории и Альберта, Лондон
Фотографическая коллекция музея насчитывает около 500 тыс. снимков с 1839 г. до наших дней. Здесь представлены работы Фокса Тальбота, Джулии Маргарет Камерон, Гюстава Ле Грея, Фредерика Холлиера, Сэмюэля Борна, Роджера Фентона, Кертиса Моффата, Анри Картье-Брессона, Ман Рэя, Ильзы Бинг, Сесила Битона, Билла Брандта, Дона Маккаллина, Дэвида Бейли, Хелен Чедвик.
Самые дорогие фотографии мира
Это примерный и, возможно, уже устаревший краткий список самых дорогих фотографий в мире (составлен в 2013 г.).
1. Rhein II (1999)
Фотограф: Андреас Гурски
Цена: $4 338 500
Дата: Ноябрь 2011 г., Christie’s New York
2. Без названия №96 (1981)
Фотограф: Синди Шерман
Цена: $3 890 500
Дата: май 2011 г., Christie’s New York
3. Разговор мёртвых солдат (1992)
Фотограф: Джефф Уолл,
Цена: $3 666 500
Дата: Май 2012 г., Christie’s New York.
4. 99 Cent II Diptychon (2001)
Фотограф: Андреас Гурски
Цена: $3 346 456
Дата: Февраль 2007 г., Сотбис Лондон
5. Пруд (Лунный свет) (1904)
Фотограф: Эдвард Стайхен
Цена: 2 928 000 долларов
Дата: Февраль 2006 г., Сотбис Нью-Йорк
6. Без названия №153 (1985)
Фотограф: Синди Шерман
Цена: 2 700 000 долларов
Дата: Ноябрь 2010 г., Phillips de Pury & Co. Нью-Йорк
7. Билли Кид (1879-80)
Фотограф: Неизвестный
Цена: $2 300 000
Дата: Июнь 2011 г., выставка-аукцион Brian Lebel’s Old West Show & Auction
8. Обнажённая (1925)
Фотограф: Эдвард Уэстон
Цена: 1 609 000 долларов
Дата: Апрель 2008 г., Сотбис Нью-Йорк
9. Джорджия О’Кифф (Руки) (1919)
Фотограф: Альфред Штиглиц
Цена: 1 470 000 долларов
Дата: Февраль 2006 г., Сотбис Нью-Йорк
10. Обнажённая Джорджия О’Кифф (1919)
Фотограф: Альфред Штиглиц
Цена: 1 360 000 долларов
Дата: Февраль 2006 г., Сотбис Нью-Йорк
11. Без названия (Ковбой) (1989)
Фотограф: Ричард Принс
Цена: 1 248 000 $
Дата: Ноябрь 2005 г., Christie’s New York
12. Довима со слонами (1955)
Фотограф: Ричард Аведон
Цена: $1 151 976
Дата: Ноябрь 2010 г., Christie’s Paris
13. Наутилус (1927)
Фотограф: Эдвард Уэстон
Цена: 1 082 500 $
Дата: Апрель 2010 г., Сотбис Нью-Йорк
14. Один (2010)
Фотограф: Питер Лик
Цена: 1 000 000 долларов
Дата: Декабрь 2010 г., частная продажа
15. Untangling(1994)
Фотограф: Джефф Уолл
Цена: 1 000 000 австралийских долларов
Дата: 2006 г., частная продажа.
16. Жюир д’Орге, (1898 г.)
Фотограф: Эжен Атже
Цена: $686 500
Дата: Апрель 2010 г., Christie’s New York
17. Энди Уорхол (1987)
Фотограф: Роберт Мэпплторп
Цена: $643 200
Дата: Октябрь 2006 г., Christie’s New York
18. Восход луны, Эрнандес, Нью-Мексико (1948)
Фотограф: Ансель Адамс
Цена: 609 600 долларов
Дата: Апрель 2006 г., Сотбис Нью-Йорк
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?