Уличная фотография читать ~7 мин.
Этот особый жанр художественной фотографии лучше всего описывается как интуитивная реакция фотографа на публичную сцену перед ним. Как правило, уличная фотография — это съёмка случайных взаимодействий и повседневной человеческой деятельности в городских условиях. Однако, в отличие от документальной фотографии, общее содержание сцены или её точное местоположение не имеют первостепенного значения. Главное — творческое качество снимка: насколько он интересен, забавен, необычен или проницателен. Часто успех зависит от своевременности. Одна и та же сцена, снятая на две секунды позже или под другим углом, может выглядеть совершенно иначе.
Другими словами, подлинное искусство уличной фотографии рождается из видения и чувства момента художника. Кроме того, обработка и кадрирование снимка могут существенно повлиять на восприятие и оценку сцены зрителем. Этот вид искусства заключается в том, чтобы запечатлеть момент, когда обычное становится необычным. Поэтому он не имеет ничего общего с постановочной фотографией, также известной как пикториализм, поскольку аутентичность остаётся его важнейшим качеством.
К числу великих фотографов, работавших в этом жанре, относятся Андре Кертес (1894–1985), Брассай (1899–1984), Анри Картье-Брессон (1908–2004), Робер Дуано (1912–1994) и Гарри Виногранд (1928–1984).
Краткий обзор эстетики и художественной природы искусства, созданного с помощью объектива, представлен в статье: Является ли фотография искусством?
Сравнение с документальной фотографией
Уличные снимки отличаются от документальной фотографии тем, что уличный фотограф выступает в роли нейтрального стороннего наблюдателя. Он не стремится к тому, чтобы его снимок нёс какую-либо доказательную функцию. Уличная фотография должна «говорить сама за себя». Тем не менее, когда речь идёт о ранних работах, созданных до широкого распространения моментальных камер, граница между этими двумя жанрами может быть более размытой.
В целом, чем более фактологична или информативна фотография, тем вероятнее, что она относится к документалистике. И наоборот, чем более спонтанным или случайным является снимок, тем больше оснований считать его «уличной фотографией».
Сравнение с постановочной фотографией
Уличная фотография принципиально отличается от пикториализма, или постановочной съёмки, так как её ключевым атрибутом остаётся подлинность. Однако это не означает, что у фотографа нет средств для воздействия на зрителя. Например, кадрирование снимка с целью исключения определённых деталей может радикально изменить его смысл. Если же художник вторгается в аутентичность самой сцены, фотография становится постановочной.
К примеру, если фотограф снимает съёмочную группу, создающую сцену с карманником, а затем обрезает кадр, убирая все следы съёмки, он создаёт искусственный снимок, близкий к пикториализму. Уличная фотография должна быть реальной.
Как технический прогресс повлиял на уличную фотографию
Уличная фотография сформировалась как самостоятельный жанр только в XX веке. Ранняя дагеротипия «Бульвар дю Тампль», сделанная Луи Дагером (1787–1851) в 1838 году с десятиминутной выдержкой, показывает, что оптика и химия того времени не позволяли запечатлеть движущийся транспорт или оживлённые толпы — важные элементы уличной съёмки. Мокрые коллодионные пластины, использовавшиеся в 1850-х и 1860-х годах, также были медленными и не способствовали спонтанности.
Появление сухих фотопластинок в 1870-х, а затем желатиновой серебряной плёнки в 1880-х годах сделало процесс съёмки более мобильным. Особым преимуществом для уличных фотографов стало появление в середине 1920-х годов 35-мм камеры. Её компактный размер позволял легко перемещаться в людных местах, а чувствительность плёнки давала возможность снимать даже при слабом освещении.
В отличие от многих предыдущих камер, 35-мм модели позволяли смотреть в видоискатель на уровне глаз, а не сверху вниз, что значительно упрощало съёмку в движении. Эти технологические усовершенствования привели к расцвету уличной фотографии, особенно в 1940-х, 50-х и 60-х годах.
История уличной фотографии
Хотя Шарль Марвиль (настоящее имя Шарль-Франсуа Боссю, 1813–1879), известный съёмками парижских кварталов до их перестройки бароном Османом, и Эжен Атже (1857–1927), запечатлевший архитектуру уходящей эпохи, считаются пионерами, их работы были скорее документальными. Несмотря на это, их успех в передаче повседневной жизни Парижа со временем закрепил за ними статус «крёстных отцов» жанра.
Некоторые эксперты видят истоки уличной фотографии в работах Альфреда Штиглица (1864–1946), таких как «Зима, Пятая авеню» (1893) и «Конечная станция» (1893). Однако эти снимки, дополненные дымом, дождём и снегом, следует рассматривать как «художественные» пикториальные работы. Даже знаменитые фотографии начала XX века Пола Стрэнда (1890–1976), «Уолл-стрит» и «Слепая женщина» (1916), по своей сути пикториальны. Подобно Марвилю и Атже, Штиглиц и Стрэнд работали на улицах, но уличная фотография не была их основной целью.
Межвоенные годы: 1920-е и 1930-е
В 1920-е и 30-е годы несколько фотографов оказали значительное влияние на развитие жанра. Среди них Андре Кертес (1894–1985), известный 35-мм снимками «Мёдон» (1928) и «Перекрёсток, Блуа» (1930); его соотечественник Брассай (1899–1984), чьи ночные снимки Парижа были опубликованы в альбоме «Ночной Париж» (1933); и Анри Картье-Брессон (1908–2004), автор концепции «решающего момента». Примером служит его снимок «За вокзалом Сен-Лазар» (1932). Картье-Брессон, преданный своей камере Leica и избегавший вспышки и кадрирования, считал интуицию и спонтанность важнейшими составляющими творческой уличной фотографии.
Послевоенная эпоха: 1940-е и 1950-е годы
Благодаря техническим усовершенствованиям послевоенные годы стали золотым веком в истории уличной фотографии в Америке и Европе. Ряд американских фотографов, включая Луиса Фаурера, Роберта Франка, Уильяма Кляйна, Сола Лейтера, Хелен Левитт и Лизетт Модел, создали свои лучшие работы в 40-е и 50-е годы.
В 1955–56 годах Роберт Франк путешествовал по США, собирая снимки для своей знаменитой книги «Американцы» (1959). Хотя книга не была посвящена исключительно уличной съёмке, она утвердила Франка как одного из самых проницательных фотографов своего времени.
Уличная фотография процветала и в Европе. Во Франции её главными представителями были Робер Дуано (1912–1994), прославившийся снимком «Поцелуй у здания Отель-де-Виль» (1950); Вилли Ронис (1910–2009), первый французский фотограф, работавший для журнала LIFE; и Изис (Израиль Бидерманас, 1911–1980), центральная фигура французской гуманистической фотографии середины века.
В 1951 году работы Анри Картье-Брессона, Робера Дуано, Рониса, Изиса и Брассая были представлены на выставке «Пять французских фотографов» в Музее современного искусства (Нью-Йорк), куратором которой был Эдвард Стайхен (1879–1973). Джон Шарковски (1925–2007), преемник Стайхена в MoMA с 1962 по 1991 год, также продвигал эстетику моментального снимка — жанр, который с большим успехом развивал в Нью-Йорке Гарри Виногранд (1928–1984).
Постмодернизм: середина 1960-х — настоящее время
Как и многие формы постмодернистского искусства, в конце 60-х и 70-х годов жанр уличной фотографии фрагментировался. Художники-постмодернисты, такие как Дуглас Хюблер и Софи Калль, работавшие в русле концептуального искусства, начали использовать в своих работах менее спонтанный стиль уличной съёмки.
В последующие десятилетия этот более срежиссированный стиль получил развитие в работах Дианы Арбус (1923–1971), Джоэла Мейеровица (р. 1938), Филипа-Лорки ди Корсиа (р. 1951), Нан Голдин (р. 1953) и Зои Штраус (р. 1970), которые приблизились либо к пикториализму, либо к документалистике. Менее постановочными были работы Брюса Дэвидсона (р. 1933), в частности его серия о Гарлеме, и Эда Рушей (р. 1937).
Две большие угрозы для традиционной уличной фотографии — это фотожурналистика и компьютерное искусство, в частности графические редакторы. Современное искусство насыщено остро сфокусированными медиаизображениями драматических моментов, а также снимками, улучшенными с помощью компьютера, и кадрами, сделанными при помощи скрытой съёмки. Эта насыщенность рискует обесценить или, по крайней мере, затмить усилия отдельных художников, работающих вне рамок фотожурналистики.
В результате, несмотря на творчество таких мастеров XXI века, как Грэм Уильямс (р. 1961) и Алексей Титаренко (р. 1962), сложно предсказать, сможет ли уличная фотография сохранить свою нишу между документалистикой и фотожурналистикой, если только технологии мобильных камер и социальные сети не придадут ей новый импульс.
Известные фотографы
Биографии некоторых известных фотографов представлены ниже:
Ричард Аведон (1923–2004)
Американский портретный и модный фотограф.
Уокер Эванс (1903–1975)
Портретист эпохи Великой депрессии.
Энни Лейбовиц (р. 1949)
Фотограф-портретист знаменитостей.
Норман Паркинсон (1913–1990)
Знаменитый портретист, работавший на открытом воздухе.
Синди Шерман (р. 1954)
Известна сюрреалистическими автопортретами.
Джефф Уолл (р. 1946)
Канадский специалист по постановочной фотографии.
Эдвард Уэстон (1886–1958)
Важный представитель пикториализма.
Выставки уличных фотографий регулярно проводятся в некоторых лучших галереях современного искусства по всему миру.
Подробнее о ранних изобретениях, лежащих в основе современного фотоискусства, см. статью: История фотографии (ок. 1800–1900).
ТЕРМИНЫ ФОТОГРАФИИ
Краткое объяснение терминов фотокамеры и фотографии: Глоссарий по художественной фотографии.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?