Рисунки углем: история, японский рисунок суми-э читать ~3 мин.
Древесный уголь является одним из старейших средств рисования – см., например, древний рисунок углем Наварла Габарнманг (26 000 лет до н.э.) – и даже сегодня широко используется художниками в виде палочек или прессованного порошка. Палочки обычно делают из веток ивы (или древесины липы), которые подвергаются медленному процессу горения, который превращает древесину в углерод. Палочки бывают разной толщины: от очень толстых (используются художниками для грубых набросков) до средних и тонких (используются для более подробных рисунков). Бамбуковый уголь – это основной материал, используемый японскими художниками суми-э (примечание: суми-э на самом деле означает рисунок углем).
Подготовительные наброски
Древесный уголь часто используется художниками, для создания подготовительных рисунков на холсте перед добавлением пигмента. Это потому, что уголь легко перекрашивать, он не оказывает влияния на цвет или тон наложенной краски. Эдгар Дега, французский импрессионист, использовал его для разработки своих рисунков, которые затем закрашивал слоями мягкой пастели.
Пример тому – «Голубые танцовщицы», 1899 г. (Пушкинский музей). Редактирование рисунков выполняется очень легко при помощи пера, кисти, замазки или даже мягкого теста.
Эффекты древесного угля
Главное преимущество древесного угля как средства графического искусства – его универсальность. Его можно использовать для создания мягкой или четкой линии, которую можно без труда стереть, или ее можно перетаскивать по бумаге для создания различных тональных областей, текстур и оттенков. Однако рисунки, сделанные углем на бумаге, непостоянны, если на них не нанести фиксатор – обычно смолу, растворенную в спирте.
Другие формы графического искусства:
- Меловые рисунки
- Conte Crayon
- Перо и чернила
- Пастель
- Рисунки карандашом
РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА
Определения, значения и объяснения различных искусств см. в разделе «Типы искусства».
Доступные формы
Древесный уголь обычно можно получить в виде обычных карандашей или прессованного порошка. Обычные палочки бывают мягкой, средней или твердой консистенции. Прессованная разновидность порошка, смешанного со связующим веществом, например гуммиарабиком (аравийская камедь), выпускается в виде круглых или квадратных палочек. Прессованный уголь с загустителем используется в угольных карандашах.
Чертежники, которые использовали древесный уголь
К 15 веку (раннее Возрождение) древесный уголь широко использовался для подготовки эскизов для произведений изобразительного искусства, таких как панно или фресковая роспись. В XVI веке (Высокое Возрождение) карикатуры – натурные рисунки – переносили на подставку, забрасывая угольную пыль через отверстия в бумаге. Микеланджело Буонарроти был одним из многих старых мастеров, которые рисовали с помощью этих средств (наряду с пером, чернилами, красными и черными мелками): см., например, его «Этюд кричащего человека» (Галерея Уффици, Флоренция).
Дополнительные примеры см.: Лучшие рисунки эпохи Возрождения (1400-1550 гг.). Подробнее о рисунках Тициана, Тинторетто и Веронезе см. также: Венецианский рисунок (1500-1600). Также обратите внимание на разницу между флорентийским «disegno» и венецианским «colorito».
В Индии также есть традиция рисования углем. Посмотрите, например, рисунки, посвященные богу Шиве, на потолке кафедрального зала великого храма Лепакши. См.: Постклассическая индийская живопись (14-16 вв.).
• Факты о живописных движениях, стилях и старых мастерах см.: История искусства.
Что такое искусство, см.: Определение искусства, значение.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?