Гобелены читать ~35 мин.
Гобелен – это древняя форма текстильного искусства, которым занимались во всём мире на протяжении тысяч лет. Древние египтяне и инки использовали тканые гобелены в качестве саванов, в которых хоронили своих умерших. Греки и римляне использовали их в качестве настенных покрытий для гражданских зданий и храмов, таких как Парфенон. Китайцы редко использовали их в качестве настенных вешалок, предпочитая использовать их в основном для украшения одежды и упаковки подарков.
Одно из самых дорогих и трудоёмких ремёсел, изготовление гобеленов по-настоящему расцвело в Европе только в средние века, благодаря французским и (позднее) фламандским ткачам. Этот рост гобеленового искусства совпал с эпохой романского и готического искусства – частью религиозного возрождения, когда архитектура, скульптура и витражи также использовались церковью для иллюстрации библейских историй неграмотным прихожанам.
К середине XV века только в гобеленовых центрах французской долины Луары работало до 15 000 ткачей и других ремесленников. Используя либо вертикальный ткацкий станок (высоковорсовый), либо горизонтальный ткацкий станок (низковорсовый) и не более 20 цветов, средневековые ткачи создавали изображения религиозных сюжетов из Ветхого и Нового Заветов, а с 1500 года – светские сцены битв, королей и дворян. Например, императора Священной Римской империи Карла V в его военных походах обычно сопровождал его официальный художник, который делал рисунки для последующей переработки в предварительные эскизы (карикатуры) для гобеленов.
Считается, что лучшие европейские гобелены были изготовлены на Гобеленовой Королевской фабрике в Париже, а крупные центры по производству гобеленов существовали в Аррасе, Турнэ, Брюсселе, Обюссоне, Феллитене и на фабрике Бове в Париже.
Хронология европейского гобеленового искусства
12 век
Гобелены довольно примитивны, им не хватает пропорций, перспективы и деталей.
13 век
Гобелены заказываются скорее для функциональной, чем для декоративной ценности.
14 век
Париж – самый важный центр гобелена. Тканые полотна демонстрируют значительный прогресс по сравнению с формами XII века, но им всё ещё не хватает достоверного движения, перспективы и композиции. После 100-летней войны (1337-1453) парижские ткачи ищут убежище в Аррасе.
15 век
Разграбление Арраса Людовиком XI в 1447 году вызывает отток мастеров гобеленов во Фландрию, которая отныне становится центром европейского тканого текстиля. Излюбленные материалы, используемые в ткачестве гобеленов, включают шерсть из Пикардии, итальянский шёлк, кипрское серебро и золотые нити. Сюжеты представлены в основном библейскими или мифологическими историями. Перспектива и пейзаж остаются неуклюжими. Во Франции долина Луары – сельская игровая площадка французской знати и место расположения многих её замков – стала важным центром производства гобеленов. Стиль «mille fleur» становится высокой модой.
16 век
Тематика теперь включает героические подвиги королей, сцены охоты. Используется широкий спектр цветов и очень витиеватые бордюры. Итальянское Высокое Возрождение стимулирует значительные улучшения в перспективе и композиции, но также приводит к тому, что гобелен становится подчинённым изобразительному искусству. Появляются шедевры гобелена. Французский король Франциск I (годы правления 1515-47) открывает первую королевскую гобеленовую мастерскую при своём дворе в Фонтенбло. Подробнее об этом мини-возрождении во Франции см: Школа Фонтенбло (ок. 1530-1610).
17 век
Около 1660 года министр финансов Людовика XIV Жан-Батист Кольбер (1619-1683) создаёт Королевскую фабрику в Гобелене, на которой работает более 1000 ремесленников. Для французского короля Людовика XIV (1638-1715) было изготовлено более 2 100 гобеленов. См. также: Декоративное искусство Франции (1640-1792).
18 век
Во время правления Людовика XV сюжеты гобеленов включали живописные пейзажи в сочетании с эротическими обнажёнными натурами в классическом контексте (рококо). В 1757 году Жак де Вокансон изобретает более быстрый ткацкий станок с низкой нитью основы, впоследствии усовершенствованный Жозефом Маре Жаккаром (1752-1834). Во время Французской революции многие гобелены были уничтожены. В 1795 году вновь открываются парижские мастерские Бове, а затем провинциальные гобеленовые центры в Обюссоне и Феллитене. См. также: Французская мебель (1640-1792) и Французские дизайнеры.
19 и 20 века
Новые стили, такие как восточный, получили распространение в 19 веке. Движение искусств и ремёсел 1880-х годов в Англии, школа дизайна Баухаус 1920-х годов и некоторые французские дизайнеры способствуют возрождению гобеленового искусства 20-го века, которое возвращается к своим средневековым корням.
История гобеленового искусства
Каролингские и Оттоновские гобелены
Использование гобеленов в Западной Европе – в основном для украшения церквей и монастырей – было характерно для Каролингского искусства (750-900) и последующего Оттоновского искусства (900-1050), хотя образцов этих ранних настенных украшений не сохранилось. Одним из старейших сохранившихся образцов является знаменитый гобелен Байе (ок. 1080 г., музей Байе, Нормандия), созданный в эпоху романского искусства (1000-1200 гг.).
На нём изображено нормандское завоевание Англии, хотя это не тканый гобелен, а вышитая крюэлем подвеска, изготовленная, вероятно, в Кентербери. Фрагменты ещё более раннего гобелена с изображением человеческих фигур и деревьев, напоминающего повешения, записанные в норвежских сагах, были обнаружены в погребальном корабле начала IX века, найденном в Осеборге в Норвегии.
Готические гобелены
Именно в эпоху готического искусства (ок. 1150-1375 гг.) западное гобеленовое искусство, как и витражи, достигло своего расцвета. Одним из старейших сохранившихся настенных гобеленов средневековой Европы является «Ткань святого Гереона», семицветный шерстяной гобелен, изготовленный для церкви святого Гереона в Кёльне в Германии и датируемый примерно 1020 годом. Изображённые на нём медальоны с боевыми быками и грифонами были получены из сирийских или византийских шелков.
Другие ранние примеры тканого христианского искусства включают набор из трёх повествовательных гобеленов, сотканных в Рейнланде для собора Хальберштадта в конце 12-го – начале 13-го века. Гобелен ангелов» содержит сцены из жизни Авраама и святого Михаила Архангела, а «Гобелен апостолов» изображает Христа с его 12 учениками; оба гобелена были созданы для того, чтобы повесить их над хоровыми помещениями собора, поэтому они узкие и длинные. Третий образец, известный как «Гобелен Карла Великого среди четырёх философов древности», представляет собой вертикальный гобелен, связанный с аналогичными произведениями, сотканными в монастыре в Кведлинбурге в немецкой Рейнской области в романскую эпоху 12-го и начала 13-го века.
Гобелены XIV века
Именно в XIV веке западноевропейская традиция прочно утвердилась. В то время наиболее развитые центры производства гобеленов находились в Париже и Фландрии. Однако сохранившиеся образцы XIV века редки, и самые значительные из них были созданы парижскими ткачами.
Самым известным гобеленом XIV века, созданным в Париже, является «Анжерский Апокалипсис» (Musee des Tapisseries, Анжер, Франция), который был создан Николя Батайлем (активен ок. 1363-1400 гг.) для герцога Анжуйского. Первоначально эта работа состояла из семи гобеленов, каждый высотой около 16,5 футов и длиной 80 футов. В его основу легли карикатуры, созданные Жаном де Бандолем из Брюгге (активен в 1368-81 гг.) – придворным художником Карла V, короля Франции, но, к сожалению, из 100 или около того первоначальных сцен сохранилось лишь около 65.
Несколько более поздний набор гобеленов (ок. 1385 г.), сотканный в той же ремесленной мастерской в Париже, – «Девять героев» (Музей Метрополитен, Клойстерс, Нью-Йорк). В этой серии не религиозные образы, а иллюстрации к сказке Histoire des Neuf Preux («История девяти героев»), сочинённой менестрелем начала XIV века Жаком де Лонгйоном.
Другим крупным центром производства гобеленов была Фландрия, особенно город Аррас в Па-де-Кале. Будучи давним средневековым центром текстильного ткачества, гобелены Арраса настолько высоко ценились за рубежом, что слово «гобелен» в итальянском (arrazzo), английском (arras) и испанском (drap de raz) языках произошло от названия этого города.
Гобелены XV века
Лучшие гобелены XV века были созданы во фламандских городах Аррасе, Турнэ и Брюсселе.
Аррас
В первой половине века именно Аррас получил преимущество благодаря покровительству бургундских герцогов. Герцог Филипп Добрый (1396-1467) специально построил здание для размещения и хранения своей коллекции гобеленов. В период 1423-1467 годов в Аррасе работало до 60 мастеров-ткачей, но после осады города французами в 1477 году город пришёл в упадок. Сохранившиеся образцы аррасского гобелена включают: «Благовещение» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), вероятно, созданный по карикатуре, нарисованной Мельхиором Бродерламом (1350-1411); «Придворные сцены» (Музей декоративного искусства, Париж), созданный на основе Tres Riches Heures du duc de Berry, иллюминированных братьями Лимбург (активное начало XV века); фрагмент XIV века из «Жеста Журдана де Блайе», основанный на средневековой адаптации греко-римского романа Аполлония Тирского (Museo Civico в Падуе, Италия); и большие фрагменты, изображающие сцены из жизни св. Пиата и святого Елевферия (собор Турне).
Турнай
Ремесло гобелена практиковалось в Турнае с 1290-х годов. К известным примерам сохранившихся гобеленов Турнэ относятся два комплекта, созданные ткачом и торговцем гобеленами Паскье Гренье (ум. в 1493 г.) для бургундского герцога Филиппа Доброго в конце XV века. Первый, «История Александра» (Галерея Дориа-Памфили, Рим), был закончен и продан в 1459 году; вторая работа, «Рыцарь Лебедя» (Церковь Святой Екатерины, Краков, Польша, и Остеррайхисский музей, Вена), была завершена в 1462 году.
Другим известным примером турнейского гобелена XV века является серия из четырёх работ, известная как «Охота герцогов Девонширских» (Музей Виктории и Альберта, Лондон). Кроме того, примером позднеготического турнейского стиля являются «История сильного короля Хлодвига» (середина XV века; музей Нотр-Дам, Реймс, Франция) и «История Цезаря» (ок.1470; Исторический музей, Берн, Швейцария). По сравнению с более причудливым стилем гобеленов Арраса, турнейские полотна – с их огромными размерами и плотной образностью – имеют тенденцию быть более торжественными, с большей монументальностью.
Брюссель
Будучи центром гобеленового искусства с XIV века, Брюссель XV века соперничал с Аррасом и Турнэ. К 1450 году город был отмечен выдающимися репродукциями религиозных картин фламандских мастеров поздней готики, примером чему служит алтарный гобелен «Поклонение волхвов» (1466-88), выполненный для собора Сенс. Такие алтарные гобелены предназначались для церквей или частных часовен, где они использовались либо в качестве алтарной скатерти или антепендиума, либо размещались на стене за алтарём. Как правило, эти подвесы были сделаны в том же размере, что и картина, которую они копировали. В результате они, как правило, были гораздо меньше, чем гобелены настенного типа из Арраса и Турне. Гобелены для алтарей часто включали шёлк, который использовался для получения максимально возможной натуралистической детализации соответствующей картины.
Позднее, в XV веке, Брюссель приобрёл репутацию производителя «tapis d’or «, (золотых ковров), названных так из-за использования золотых нитей, примером чего является «Триумф Христа «(гобелен Мазарина) (ок. 1500 г.; Национальная галерея искусств, Вашингтон).
Вероятно, самыми известными гобеленами поздней готики были декоративные подвесы, известные как millefleurs (тысяча цветов). Изготовленные фламандскими ткачами в Брюсселе и Брюгге или странствующими ткачами в долине Луары во Франции, известные примеры включают рыцарский гобелен конца XV века, сделанный для Филиппа Доброго (Исторический музей, Берн, Швейцария), а также «Охота на единорога» (Клойстерс, Музей Метрополитен, Нью-Йорк) и «Дама с единорогом» (Музей Клюни, Париж).
До XVI века большинство гобеленов покупалось и продавалось во Фландрии или Франции, хотя небольшое количество странствующих ткачей на короткое время нанимались в мастерские, принадлежавшие итальянской знати в Сиене, Мантуе, Модене, Брешии, Ферраре, Перудже, Урбино и Генуе.
Гобелены XVI века
В XVI веке возникли две новые тенденции. Первая была вызвана войной и преследованиями во Фландрии, которые заставили многих фламандских ткачей бежать и привели к рассеянию фламандской гобеленовой промышленности. Многие фламандские мастера переехали за границу, чтобы заниматься своим ремеслом (например, в Италию, Англию и другие страны), и были приняты с распростёртыми объятиями.
Вторая новая тенденция исходила из Италии и была проиллюстрирована заказом, данным фламандскому мастеру-ткачу Питеру ван Аельсту папой Львом X, на создание гобеленов в дополнение к фрескам Сикстинской капеллы на основе карикатур, нарисованных Рафаэлем (1483-1520). Введение Рафаэлем перспективы и композиции, а также растущее использование более тонких нитей, позволяющих создавать сотни новых тональных оттенков, привело к тому, что гобелен был подчинён живописи более чем на 400 лет. В дальнейшем, на протяжении нескольких столетий, высшей формой гобелена было воспроизведение картин.
Военные осады и другие мероприятия в это время привели к тому, что Брюссель стал ведущим гобеленовым центром Фландрии – статус, который оставался неизменным до XVII века, не в последнюю очередь благодаря папскому покровительству, поддержке императорских дворов Испании и Австрии и образцовому мастерству ткачей. В период с 1510 по 1568 год изготовление гобеленов в Брюсселе стало настолько прибыльным делом, что были приняты протекционистские законы, защищающие от подделок.
Брюссельский гобелен эпохи Возрождения, пожалуй, наиболее ярко характеризуется рисунками фламандского художника Бернарда ван Орли (1492-1541). Он стремился объединить традиции реализма поздней готики, идеализм и монументальность искусства Возрождения с формами и художественным потенциалом гобелена. Ранние картины Ван Орли, такие как «Легенда о Богоматери из Ле Саблона» (Королевские музеи искусства и истории, Брюссель) и «Откровение святого Иоанна» (Национальный патримониум, Испания), были ещё основаны на традициях средневекового фламандского искусства.
Позже, под влиянием гобеленов-карикатур, созданных Рафаэлем (как упоминалось выше) и его последователем, художником-маньеристом Джулио Романо (1499-1546), Ван Орли представил итальянскую монументальность и моделирование в таких наборах, как «Битва при Павии» Музей Каподимонте, Неаполь), и «Охота императора Максимилиана I» (Лувр, Париж). Среди других талантливых художников, создававших эскизы для брюссельского гобелена, были Питер Кокке ван Аельст (1502-1550), Ян Вермейен (ок. 1500-59) и Мишель Кокши (1499-1592). Самыми известными брюссельскими ткачами того времени были Питер ван Аэльст, Питер и Виллем Паннемакер, Франс и Якоб Геубельс.
Другие гобеленовые центры во Фландрии и Франции
Среди других небольших производителей гобеленов во Фландрии XVI века были Алост, Антверпен, Брюгге, Энгиен, Граммон, Лилль, Уденаарде и Турнэ. Самым уникальным видом гобеленов, производимых в этих городах, были вердюры из Энгьена и Уденаарде.
Французская гобеленоткацкая промышленность во многом обязана своим конечным статусом и достижениями королевскому покровительству. Она возникла в XVII веке благодаря двум государственным предприятиям – фабрикам в Гобелене и Бове. Однако первым королевским гобеленовым предприятием стала фабрика, созданная Франциском I в 1538 году в Фонтенбло, для создания гобеленов для его дворцов и королевских резиденций. Здесь фламандские ткачи работали по рисункам-картинам двух итальянских художников-маньеристов, Франческо Приматиччо (1504-1570) и Россо Фьорентино (1494-1540), которые были официальными художниками короля. Мастерская в Фонтенбло действовала около 12 лет, до 1550 года.
В начале XVI века итальянские гобелены ткали в Милане, Мантуе, Генуе, Вероне и Венеции. Вероятно, двумя наиболее важными итальянскими гобеленовыми фабриками были феррарская, основанная в 1536 году герцогом Эрколе II из дома Эсте, и флорентийская Arrazeria Medicea, основанная в 1546 году Козимо I Медичи (1519-1574). Последняя продолжала работать до начала XVIII века, и первоначально ею управляли фламандские ткачи Николас Карчер и Ян ван дер Руст.
Карикатуры поставляли художники маньеризма, такие как Якопо Понтормо (1494-1556), Бронзино (1503-1572), Франческо Сальвиати (1510-1563) и Бачиакка (1494-1557), автор «Гротесков» (ок. 1550; Галерея Уффици, Флоренция), одной из самых знаменитых серий гобеленов, созданных в Аррацерии Медичи.
В Англии основным текстильным искусством была вышивка. Если и требовались гобелены, то они импортировались с континента – обычно из Фландрии. Хотя историки текстиля обнаружили английские упоминания о ткачах из Арраса, относящиеся к XIII веку, только в середине XVI века в Англии появились гобеленовые мастерские. Первые заслуживающие внимания мастерские, в которых работали фламандские мастера и изготавливали чехлы для подушек и небольшие гобелены с геральдическими и орнаментальными сюжетами, были основаны в Берчестоне (Уорикшир) Уильямом Шелдоном (?-1570).
Более поздней специализацией этих ткацких мастерских, начиная примерно с 1580 года, стала серия топографических гобеленов, основанных на картах графств Мидленда, на которых изображались виды холмов, деревьев и городов, окаймлённых фламандскими бордюрами архитектурного и фигурного орнамента.
Германия была одним из первых регионов, выигравших от исхода ткачей из Фландрии, спасавшихся от религиозных преследований в Низинах. Небольшие мастерские возникли в таких городах, как Кёльн, Франкенталь, Гамбург, Кассель, Лейпциг, Люнебург, Торгау и Штутгарт, и производили в основном изделия во фламандском стиле. В отличие от этого, швейцарская ткацкая промышленность, ранее довольно сильная, почти исчезла, за исключением некоторых мастерских, работавших в Базеле и Люцерне.
Гобелены XVII и XVIII веков
Именно французский король Генрих IV сделал решающие шаги в создании французской гобеленовой промышленности. В 1608 году, в знак официального признания, он разместил французскую высоковорсовую мастерскую Жирара Лорана и Дюбу во дворце Лувр, а также начал поощрять иммиграцию фламандских ткачей, практикующих низковорсовый метод, чтобы помочь Парижу конкурировать с доминирующими центрами гобелена во Фландрии.
Так, около 1600 года два фламандских ткача – Франсуа де Ла Планш (1573-1627) и Марк де Команс (1563-1640) – были приглашены французскими властями в Париж для создания в городе ткацких станков. Для них была создана мастерская в бывшей красильне семьи Гобеленов на окраине Парижа, что положило начало легенде о гобеленах Гобеленов. Одним из первых заказов мастерской было аллегорическое произведение, восхваляющее французскую королеву Екатерину Медичи, созданное по мотивам карикатур французского художника-маньериста Антуана Карона (ок. 1515-93). Позже выдающиеся эскизы для фабрики Гобеленов были созданы фламандскими художниками Рубенсом (1577-1640) и Симоном Вуэ (1590-1649).
После смерти де Ла Планша в 1627 году его сменил сын, который разорвал торговые отношения с семьёй Команов и переехал в Сен-Герман-де-Пре, оставив Команов в Гобелене. Началось ожесточённое соперничество, но обе фирмы продолжали производить превосходные работы – по крайней мере, до тех пор, пока в 1662 году их не вытеснила официальная королевская фирма, которая приобрела фабрику Гобеленов.
Королевская гобеленовая фабрика Gobelins
Именно на предприятиях Команов в 1667 году была официально основана знаменитая марка Gobelins, получившая название Manufacture Royale des Meubles de la Couronne (Королевская фабрика мебели для короны). Сначала на фабрике работали почти все королевские мастера и ремесленники (ювелиры, серебряники, ткачи гобеленов, краснодеревщики и т.д.), которые изготавливали предметы обстановки для Версальского дворца и других королевских замков.
Дополнительный квалифицированный персонал был набран из мастерских де Ла Планша и Комана, а также из старого предприятия Лувра, что позволило работать как на высоко-, так и на низкоузорчатых ткацких станках. Первым директором комплекса Гобелен был художник Шарль Лебрен (1619-1690), бывший руководитель другой более ранней королевской гобеленовой мастерской, созданной в 1658 году в замке Во-ле-Виконт под Парижем. Основные проекты Лебрена включали «Элементы», «Времена года», «История Александра», «Жизнь Людовика XIV» и «Королевские резиденции» (Mobilier National, Париж).
После его смерти Лебрена на посту директора Гобеленов сменил французский художник Пьер Миньяр (1612-1695). После его смерти в гобеленовый дизайн был введён более лёгкий тип карикатуры, сигнализирующий о наступлении стиля рококо, благодаря декоративным творениям, в частности гротескам, Клода Одрана III (1658-1734), который создал такие произведения, как «Гротескные месяцы» и «Портьеры богов». Чуть позже новый французский король Людовик XV (1710-1774) был воспет в серии «Охоты» художником рококо Жаном-Батистом Удри (1686-1755).
Удри стал директором Гобеленов с 1733 года до своей смерти в 1755 году, когда его сменил великий художник рококо Франсуа Буше (1703-1770), самый талантливый художник-директор XVIII века. Буше вместе с Шарлем-Антуаном Койпелем (1694-1752), художником, разработали эскизы многих популярных алентурных гобеленов, на которых главный сюжет – картина, обрамлённая рамой, имитирующей позолоченное дерево, – затмевается окружающим декором. Гобелены Буше «Любовь богов» также были алентурными и оказались чрезвычайно популярными, особенно среди английских заказчиков. Другой важный гобелен-карикатура, «История Дон Кихота» (Национальный музей, Париж), был создан Койпелем и ткался девять раз в период с 1714 по 1794 год.
Чтобы наилучшим образом воплотить эти новые узоры, в Гобелене были произведены тысячи новых красителей для шерстяных и шёлковых гобеленов, пока ткачи не получили около 10 000 различных оттенков для создания самых тонких тональных модуляций.
Фабрике Гобеленов удалось пережить Французскую революцию, после которой император Наполеон заказал набор гобеленов (1809-15; Mobilier National, Париж) в память о своём правлении. Кроме того, в первые годы XIX века картины известных французских художников-неоклассицистов, таких как Жак-Луи Давид (1748-1825), Карле Верне (1758-1836) и Анн-Луи Жироде-Триосон (1767-1824), были сотканы в гобелены, чтобы выразить героическое настроение того времени.
Гобеленовая фабрика Бове
Вторая крупная гобеленовая фабрика с государственным субсидированием, основанная в 1664 году в Бове, управлялась фламандскими директорами Луи Хинартом, а затем Филиппом Бехаглем. В отличие от мастерских в Гобелене, которые производили полотна только для короля, фабрика в Бове создавала гобелены для короля, аристократии и богатой буржуазии.
В конце XVII века два типа декоративных панно стали специализацией Бове: архитектурная композиция и гротеск. Первый тип гобеленов, примером которого является серия «Морские триумфы» (1690; Банк де Франс, Париж), обычно изображает фантазийную архитектуру, напоминающую барочные декорации. Гротески представляли собой пастиш из масок, абажуров, фестонов, ваз, музыкальных инструментов, путти и комедийных актёров, примером чего является «Танцор на канате и дромадер» (ок. 1689 г.; Национальный мобиль, Париж).
Жан-Батист Удри и Франсуа Буше создавали карикатуры для фабрики Бове. «Басни Лафонтена», написанные Удри, были одними из самых успешных и популярных гобеленов XVIII века. В 1736 году Буше написал итальянские жанровые сцены для набора «Деревенские праздники», а позже в «Второй китайский набор» завершил ряд восточных фантазий. Он также создал различные пасторальные сцены с характерными для него чувственными нотками. Фабрика в Бове также славилась гобеленами, предназначенными для обивки мебели, и панелями для использования в качестве ширм. Как правило, они включали цветочные орнаменты и, в некоторых образцах 19 века, тонко сотканный шелк.
Тем временем традиционные французские гобелены продолжали ткать в общинах Обюссон и Феллетин (к северо-востоку от Лиможа), которым с 1665 года было разрешено использовать королевский знак Обюссона. По сути, это был небольшой кустарный промысел, в котором ткачи самостоятельно производили недорогие гобелены на собственных низкошерстяных станках для состоятельных клиентов.
Со временем гобелены привели к производству обивочных тканей, а затем и ковров. Самым популярным видом гобеленов XVIII века, производимых в Обюссоне, был шинуазри, или жанровая фантазия, действие которой происходит в Китае и на Востоке, примером чему служат работы Жана Пиллемана (1728-1808). Обюссонские гобелены в архитектурном стиле, как правило, имитируют гобелены фабрик Гобелен и Бове, иногда с добавлением более сложных элементов и животных.
Брюссельские гобелены
Доминирующее влияние на дизайн брюссельских гобеленов в XVII веке оказал великий антверпенский художник Питер Пауль Рубенс, чьей самой известной карикатурой был «Триумф Евхаристии» (1627-28). Подражания стилю Рубенса были повсюду. Другим художником, которому подражали, был голландский художник-реалист Давид Тенирс Младший (1610-1690), чьи жанровые картины оказались очень популярными.
Германия
Первая значительная немецкая гобеленовая фабрика была основана в Мюнхене в 1604 году герцогом Максимилианом Баварским. Ее дизайнеры и ткачи были фламандцами. Хотя фабрика просуществовала менее дюжины лет, качество её работы было исключительным. После потери религиозной свободы во Франции, когда в 1685 году был отменён Нантский эдикт, многие французские ткачи, особенно с Обюссонской фабрики, искали убежища в Германии, как и их предшественники XVI века.
В другой мастерской в Берлине, основанной в 1686 году курфюрстом Фридрихом Вильгельмом Бранденбургским (1620-1688), работало большое количество этих ткачей-беженцев из Обюссона. Ее гобелены производились в основном для сына курфюрста, короля Пруссии Фридриха I (1657-1713), после смерти которого фабрика закрылась. В XVIII веке французские ткачи основали гобеленовые центры во многих городах Германии, включая Берлин, Дрезден, Мюнхен, Вюрцбург, Швабах и Эрланген.
Скандинавия
Скандинавские гобелены ткались в Копенгагене и Стокгольме для датской и шведской королевских семей. Почти все они были разработаны и сотканы французскими или фламандскими мастерами. Кроме того, в Норвегии и Швеции производились многочисленные виды народных гобеленов – грубые и многоцветные – обычно в небольших сельских общинах.
Англия
В 1619 году Яков I основал гобеленовую фабрику в Мортлейке на Темзе недалеко от Лондона. На фабрике работали фламандские дизайнеры и ткачи, а управлял ею Филипп де Мехт, бывший мастер-ткач фабрики де Ла Планш-Команс в Париже. Фабрика в Мортлейке процветала под покровительством королей Стюартов Якова I и Карла I; многие из её ранних гобеленов были основаны на фламандских моделях, сотканных в Брюсселе.
Некоторые новые карикатуры были также представлены Рубенсом, который в 1623 году предложил Карлу I купить семь карикатур Рафаэля из Сикстинской капеллы. Несмотря на то, что фабрика пережила строгий пуританский режим периода Содружества, при Карле II она пришла в упадок и была окончательно закрыта в 1703 году. Ещё одна примечательная английская мастерская находилась в Сохо, начиная примерно с 1650 года, под управлением Фрэнсиса Пойнтца (ум. 1685) и его братьев. Среди прочего, она специализировалась на гобеленах по мотивам индийских и китайских лаковых изделий.
Италия
В 1633 году кардинал Франческо Барберини, племянник папы Урбана VIII, основал в Риме гобеленовую фабрику. Пользуясь папским покровительством, она проработала почти 50 лет, до 1679 года. Позже, в 1710 году, папа Климент XI попытался основать ещё одну гобеленовую мастерскую, но она также потерпела неудачу. В XVIII веке другие небольшие фабрики, укомплектованные ткачами, уволенными с фабрики Медичи (Arrazeria Medicea) во Флоренции, недолго процветали в Турине и Неаполе.
Испания
В XV и XVI веках в Испанию было ввезено большое количество франко-фламандских гобеленов, а затем фламандские ткачи были вызваны для их ремонта и реставрации. В XVII веке в Пастране под Мадридом в течение короткого времени работала испанская фабрика гобеленов, открытая королём Филиппом IV (1605-1665). Однако только в 1720 году, когда король Филипп V (1683-1746) основал Real Fabrica de Tapices y Alfombras de Santa Barbara (Королевскую фабрику гобеленов и ковров Святой Барбары) в Мадриде, в Испании начали производить важные гобелены.
Сначала ткачи и декораторы были фламандцами, а первые гобелены были сотканы по карикатурам фламандских художников эпохи барокко, таких как Давид Тенирс Младший и Филипс Вауверман (1619-1668), или взяты из известных картин таких художников, как Рафаэль и Гвидо Рени (1575-1642). Затем великий неоклассический художник Антон Рафаэль Менгс (1728-1779) стал директором фабрики, которая затем вступила в свой самый блестящий период производства. Испанский художник Франсиско Байеу (1734-1795) и его зять-художник Франсиско Гойя (1746-1828) получили заказ на создание карикатур, и Гойя впоследствии создал 43 карикатуры, иллюстрирующие повседневную жизнь Испании. Хотя фабрика была сожжена французской армией в 1808 году, производство было возобновлено около 1812 года и продолжалось до 1835 года.
Россия
Первая русская гобеленовая фабрика была основана в Санкт-Петербурге в 1716 году царём Петром Великим (1672-1725). На ней работали многочисленные бывшие ткачи Гобелены, и она продолжала работать до 1859 года. Ее наиболее яркими работами были гротески (1733-38) и портреты, среди которых наиболее примечательны портреты Екатерины Великой (1729-1796).
Гобелены 19 и 20 веков
Англия: Движение искусств и ремёсел
Большинство гобеленов XIX века были репродукциями картин или ранее вытканных рисунков. Влияние промышленной революции было значительным, конечно, не только в инструментах, материалах и красителях, но и в появлении нового рынка среднего класса и его требований.
Появление станков для изготовления гобеленов и механического ткачества стало очевидной угрозой для выживания оригинального ремесла, что вызвало бурные дебаты художников, принадлежащих к Движению искусств и ремёсел в Англии конца XIX века, которые признали необходимость возрождения декоративного искусства в целом и гобеленов в частности.
Высоко оценивая утрату индивидуального творчества, эти художники возродили традиции средневекового ремесла, чтобы противостоять влиянию индустриализации на декоративно-прикладное искусство. Движение возглавил художник Уильям Моррис (1834-1896), который основал гобеленовую фабрику в Мертонском аббатстве в Суррее недалеко от Лондона. Сам Моррис вместе с художником-иллюстратором Уолтером Крейном (1845-1915) создавал карикатуры, но большинство гобеленов, сотканных в Мертоне, были созданы художником-прерафаэлитом сэром Эдвардом Берн-Джонсом (1833-1898).
Другие, более смелые гобелены были созданы в 1880-х годах художником Артуром Хейгейтом Макмердо (1851-1942), который в 1882 году основал Гильдию века, первую из многих групп дизайнеров и художников, следовавших учению Уильяма Морриса. Последний также оказал влияние на ряд прогрессивных художников во Франции конца XIX века. Например, Поль Гоген (1848-1903) и Эмиль Бернар (1868-1941) были среди нескольких художников, которые интересовались гобеленовым ткачеством, хотя на самом деле они не делали гобеленовых карикатур, как Аристид Майоль (1861-1944). Пожалуй, самым авантюрным британским гобеленом 20 века является огромный «Христос Апокалипсиса» (1962), который был создан для Ковентрийского собора Грэмом Сазерлендом (1903-1980) и соткан во Франции на обюссонских станках.
Скандинавия и Центральная Европа
В конце XIX века в Европе наблюдалось возрождение гобеленов, основанных на народных традициях. Эта тенденция, уже заметная в Норвегии, где были предприняты большие усилия по созданию современного гобелена на основе местных средневековых традиций ткачества, была возглавлена Герхардом Мунте (1849-1929), известным художником, и Фридой Хансен (1855-1931), традиционной ткачихой. Более позднее развитие в 20 веке произошло в Швеции и Финляндии, благодаря работам Марты Маас-Фьеттерстрем (1873-1941), одной из самых известных шведских художниц по гобеленам, и более свободному, красочному гобеленовому искусству Финляндии, примером которого являются Мартта Тайпале, Лайла Карттунен и Дора Юнг.
Религиозные власти Скандинавии были необычайно восприимчивы к этому искусству. Традиционное народное ткачество также вызвало возрождение производства гобеленов в странах Центральной Европы, таких как Чехословакия, Венгрия и особенно Польша, где ткачи-дизайнеры середины XX века, такие как Магдалена Абаканович и Войцех Садли, использовали нетрадиционные материалы, такие как сизаль, джут, конский волос и рафия, чтобы подчеркнуть природу материала и его тактильную пластичность.
Германия
Германия также пережила нечто вроде возрождения гобеленового ткачества в начале века. В Шерребеке, в земле Шлезвиг-Гольштейн, в период с 1896 по 1904 год было создано небольшое гобеленовое производство. За ним последовали аналогичные предприятия в близлежащих Киле и Мельдорфе. Однако наиболее значительное развитие в немецком текстильном искусстве (как и в большинстве других прикладных искусств) произошло в школе дизайна Баухаус, где в период 1919-1933 годов производились гобелены.
Абстрактные по композиции, дизайны Баухауза были основаны на идее, что технология ремесла должна быть раскрыта в работе и в характере используемых материалов. Анни Альберс (1899-1994), жена художника-абстракциониста, витражиста и преподавателя Баухауса Йозефа Альберса (1888-1976), была ведущей ткачихой гобеленов Баухауса. После Второй мировой войны гобеленовые мастерские были открыты в Мюнхене и Нюрнберге, а отдельные ткачи работали по всей Германии и в Вене. Но в отличие от Франции, немецкие мастера больше обращались к витражам, чем к гобеленам.
Америка
Хотя в США и Канаде есть небольшое число индивидуальных дизайнеров, работающих на собственных ткацких станках, большинство крупных американских гобеленов – это европейский импорт. В Латинской Америке возрождение народных ремёсел коренных народов вызвало интерес к изготовлению гобеленов в Мексике и Панаме, а другие центры гобеленового дизайна возникли в Бразилии, Чили и Колумбии.
Возрождение гобелена в 20 веке
После Первой мировой войны, совпавшей с авангардными идеями, зародившимися в немецком Баухаузе, Франция инициировала, а затем возглавила возрождение гобелена как искусства в 20 веке. Многие из великих современных художников – Пабло Пикассо (1881-1973), Жорж Брак (1882-1962), Анри Матисс (1869-1954), Фернан Леже (1881-1955), Жорж Руо (1871-1958), Жоан Миро (1893-1983) и другие – дали разрешение на репродукцию своих работ в 1932 году. Эти репродукции были выполнены с исключительной точностью под руководством Мари Каттоли.
Обюссонская фабрика гобеленов, которая была выбрана для этого важного ткацкого производства, вновь стала центром большой активности. Примерно в это же время французский художник и дизайнер гобеленов Жан Люрка (1892-1966) – под влиянием готических гобеленов, особенно «Анжерского апокалипсиса» XIV века, и в сотрудничестве с Франсуа Табаром, мастером ткацкого дела в Обюссоне, – сформулировал основные принципы, которые должны были сделать гобелен самостоятельным искусством. При Люрке гобелен вновь обрёл более грубую фактуру и смелую, хотя и более ограниченную цветовую палитру, характерную для оригинальных средневековых гобеленов.
Несколько позже, в 1947 году, Луркатом была создана важная Ассоциация художников гобеленов, в которой также принимали участие ученики Луката, такие как французские дизайнеры гобеленов Марк Сен-Санс и Жан Пикар Ле Ду.
Дом Робер, бенедиктинский монах, чьи фантастические гобелены были в основном вдохновлены персидской и средневековой европейской иллюминацией рукописей, был ещё одним последователем Лурката. Среди других важных французских дизайнеров были художники Анри Матисс (1869-1954) и Марсель Громер (1892-1971), а также архитектор Ле Корбюзье (1887-1965).
К 1950-м годам дизайн гобеленов становился все более абстрактным.Среди наиболее выдающихся наборов были монохроматические тональные абстракции, разработанные скульптором и гравёром Анри-Жоржем Адамом (1904-1967). Среди других абстрактных текстильных дизайнеров послевоенных вешалок были скульптор Жан Арп (1887-1966) и художник, позднее оп-артист, Виктор Вазарели (1908-1997).
Послевоенная Бельгия стала свидетелем собственного мини-возрождения гобеленового искусства. В 1945 году в Турнэ было создано движение Forces Murales, в котором участвовали такие художники-карикатуристы, как Луи Дельтур, Эдмон Дюбрунфо и Роже Сомвиль, которые стали ведущими дизайнерами в бельгийской гобеленовой промышленности. В 1947 году в Турнэ появилась коллективная гобеленовая мастерская, известная как Центр обновления гобелена, которая процветала до 1951 года. Небольшие мастерские продолжали работать по всей Бельгии, особенно в городах Брюссель, Турнэ и Малинес.
Этот ренессанс европейского гобелена можно связать со строгостью современной архитектуры. В отличие от средневековых замков, зачастую огромные пространства голых стен в современных зданиях являются очень подходящим местом для крупномасштабных настенных висюлек. Архитектор-модернист швейцарского происхождения Шарль Эдуард Жаннере (1887-1965), известный как Ле Корбюзье, часто называл гобелены «кочующими фресками», подчёркивая их важность как передвижных декораций.
В 1962 году в Лозанне (Швейцария) была проведена первая международная выставка гобеленов, которая после 1965 года стала крупным событием, проводимым раз в два года. Эта выставка современного текстильного искусства является ярким свидетельством огромного всемирного интереса к этому средству, возникшего в середине 20-го века, а также огромного разнообразия связанных с ним дизайнов, материалов и техник.
Компьютеризированные жаккардовые станки
С 1990-х годов гобелен подтвердил свой статус как форма изобразительного искусства, после компьютеризации процесса жаккардового производства такими художниками, как новаторский портретист Чак Клоуз.
Изготовление гобеленов
Гобелен отличается от всех других форм узорного ткачества тем, что ни одна уточная нить не проходит по всей ширине полотна ткани (“Уто́к — поперечная система направления параллельных друг другу нитей в ткани, располагающихся под прямым углом к системе основы, и проходящих от одной кромки ткани до другой. Вместе с системой основы образует ткацкое переплетение” — Википедия). Каждая часть узора ткётся уточной нитью, или нитью нужного цвета, которая проходит взад и вперёд только по тому участку, где этот конкретный цвет появляется в рисунке или карикатуре.
Как и при ткачестве обычной ткани, нити утка поочерёдно проходят над нитями основы и под ними, а при возвращении проходят под нитями основы, где до этого были над ними, и наоборот. Каждый проход называется резцом, а по окончании работы уточные нити плотно прижимаются друг к другу различными способами или приспособлениями (дощечка, гребень, зазубренные ногти).
Толщина основы определяет толщину гобеленовой ткани. В средневековой Европе толщина шерстяной гобеленовой ткани в таких работах, как гобелен 14-го века «Анжерский Апокалипсис», составляла примерно 10-12 нитей на дюйм (5 на см). К XVI веку зерно гобелена стало более тонким, поскольку гобелен стал имитировать живопись. В XVII веке на парижской королевской гобеленовой фабрике Gobelins использовалось от 15 до 18 нитей на дюйм, а в XVIII веке – от 18 до 20.
В другой королевской гобеленовой мастерской в Бове в 19 веке использовалось до 25 и даже 40 нитей на дюйм. Эти исключительно мелкие нити делают ткань очень плоской, как поверхность картины. Для сравнения, зерно гобелена 20-го века приблизительно соответствует тому, которое использовалось в гобеленах 14-го и 15-го веков. На фабрике Gobelins, например, сейчас используется 12 или 15 нитей на дюйм. Зерно шелка, конечно, намного мельче, чем у изделий из шерсти. Некоторые китайские шёлковые гобелены имеют до 60 нитей основы на дюйм.
Европейский гобелен ткут либо на вертикальном ткацком станке (высокая основа, или haute-lisse), либо на горизонтальном станке (низкая основа, или basse-lisse). Из этих двух методов чаще используется метод низкой основы. Среди великих европейских гобеленовых фабрик только в Гобелене традиционно использовались станки с высокой основой. Несколько ткачей могут ткать одновременно на любом из этих станков. В зависимости от сложности рисунка и зернистости или толщины гобелена, ткач в Гобелене может производить от 32 до 75 квадратных футов тканого текстиля в год.
Гобеленовые рисунки и карикатуры
В европейском гобеленовом производстве средневековая карикатура, или предварительный рисунок, обычно прорисовывалась и раскрашивалась художником на холсте, примерно соответствующего размеру ткущегося гобелена. К 1500 году ткач обычно ткал непосредственно по модели, например, по картине, и поэтому копировал не схематический рисунок, а оригинальную законченную работу художника. К началу XVII века появилось чёткое различие между моделью и карикатурой: модель была оригинальным эталоном, на котором основывалась карикатура. Карикатуры свободно использовались и часто копировались.
Из одной карикатуры можно соткать более одного гобелена. Например, на парижской фабрике Gobelins знаменитый комплект «Индийского гобелена» XVII века был соткан 8 раз, переделан и слегка изменён художником эпохи барокко Франсуа Депортесом (1661-1743).
Бордюр карикатуры часто переделывался при каждом заказе, поскольку у каждого заказчика были свои личные предпочтения в отношении орнаментальных мотивов. Часто кайма разрабатывалась не тем художником, который создавал карикатуру. Однако, как элемент дизайна, бордюры или рамки были важны только с 16 по 19 век. В гобеленах Средневековья и XX века редко использовалась кайма, поскольку она служит лишь для того, чтобы придать гобелену сходство с картиной.
Поскольку полностью нарисованная карикатура требует много времени, дизайнеры 20-го века использовали ряд альтернативных методов. Иногда карикатура представляет собой фотографическое увеличение полностью раскрашенной модели или просто пронумерованный рисунок. Последний тип, придуманный известным французским дизайнером гобеленов Жаном Луркатом (1892-1966) во время Второй мировой войны, представляет собой нумерованную систему, где каждый номер соответствует точному цвету, и у каждого художника-карикатуриста есть свой собственный диапазон цветов. Ткач обращается к небольшой цветовой модели, предоставленной художником, а затем делает выборку из образцов шерсти.
Если используется высокая основа, ткач располагает рядом или позади себя картон в натуральную величину. В то время как ткач с низкой основой помещает карту под нитями основы, чтобы он мог следить за ней сверху. В обоих случаях основные контуры рисунка наносятся чернилами на нити основы после их закрепления на ткацком станке.
Материалы
Шерсть является наиболее широко используемым материалом для изготовления основы, или параллельного ряда нитей, которые проходят по всей длине ткани гобелена. Уточные нити, или нити наполнителя, также чаще всего изготавливаются из шерсти.
Преимущества шерсти весьма обширны. Она более доступна, более обрабатываема и более долговечна, чем другие материалы, и к тому же легко поддаётся окрашиванию. Шерсть часто используется в сочетании с льняными, шёлковыми или хлопчатобумажными нитями для утка́. Такая смесь материалов идеально подходит для плетения деталей и создания тонких эффектов.
Шёлк светлых тонов часто использовался для создания живописных эффектов градации тонов и пространственных переходов. Сияние шёлковой нити часто использовалось для выделения основных мотивов или для создания эффекта свечения в контрасте с более тусклыми шерстяными нитями. Шёлк все чаще использовался в XVIII веке, особенно на фабрике Beavais во Франции, для достижения тонких тональных эффектов. Большинство китайских и японских гобеленов имеют шёлковые нити основы и утка.
Гобелены из чистого шелка также изготавливались в средневековые времена в Византии (Константинополь) и в некоторых районах Ближнего Востока. Гобелены из чистого льна ткали в Древнем Египте, а египетские христиане и средневековые европейцы иногда использовали лён для основы. И хлопок, и шерсть использовались в доколумбовом искусстве для изготовления перуанских гобеленов, а также некоторых исламских гобеленов в Средние века. С XIV века наряду с шерстью и шёлком европейские ткачи также использовали золотые и серебряные нити для создания роскошного эффекта.
Красители для гобеленов
В Европе обычно использовались такие красители, как:
❶ Ковыль, растение, похожее на индиго, которое даёт хорошую гамму синих оттенков.
❷ Маддер, корень, из которого можно было получить красные, оранжевые и розовые цвета.
❸ Вельд, английское растение, листья которого дают жёлтый цвет.
❹ Смесь свар (жёлтого) и индиго (синего) использовалась для получения зелёного цвета. Подробнее о цвете см: Пигменты цвета.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?