Социально-психологическое консультирование читать ~3 мин.
Важное значение в психологической работе с клиентами приобретают методы психологического консультирования и психотерапии. К ним обращаются, чтобы помочь нормальным в психическом отношении людям справиться с возникшими у них проблемами. Они помогают человеку взглянуть на себя под другим углом зрения, осознать свои проблемы и изменить поведение.
Во время консультирования специалист общается со здоровыми, а не с больными людьми, просто эти люди в данный момент подвержены стрессу, испытывают дискомфорт. Психологическое консультирование помогает психологической реабилитации, помогает освободиться от негативных переживаний, способствует восстановлению психического здоровья человека, помогает ему адекватно оценивать окружающую обстановку.
При использовании психоконсультирования внимание в данном случае акцентируется на требующей своего разрешения проблеме, а совсем не на заболевании, для решения проблемы привлекаются не использованные ранее скрытые возможности клиента, его стараются побудить самостоятельно принимать решения.
Провести четкую разграничительную линию между консультированием и психотерапией невозможно, но некоторые отличия все же имеются. К терапевтам обращаются в случае гораздо более тяжелых расстройств, чем при психоконсультировании, требующих больше времени для их устранения. Кроме того, психотерапия теснее связана с медициной, чем консультирование.
Консультирование состоит из следующих фаз:
- налаживание тесных контактов у психоконсультанта с клиентом;
- клиент рассказывает о своих проблемах и переживаниях; консультант внимательно выслушивает его и старается понять, что его волнует;
- диалог между собеседниками, когда консультант, умело опрашивая клиента, способствует уяснению стоящих перед ним трудностей;
- заключительным этапом становится изменение поведения клиента, когда он способен находить пути преодоления возникших перед ним препятствий.
Важнейшими целями консультирования становятся: уяснение клиентом своих проблем, изменение его эмоционального состояния, появление способности к самостоятельному принятию решений, использование психологической поддержки, примирение с ситуацией, если на нее нельзя повлиять, приобретение способности адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию. Для успешного протекания процесса консультирования специалист должен внимательно и чутко обращаться с клиентами, быть терпимым, проявлять эмпатию к людям, уважать своих клиентов, быть эмоционально стабильным и объективным, обладать необходимыми профессиональными навыками.
На практике встречается психологическое и психосоциальное консультирование. При психологическом консультировании непосредственно воздействуют на одно лицо или группу лиц (на членов семьи при семейном консультировании). Когда имеет место психосоциальное консультирование, воздействуют не только на определённое лицо, но и на его окружение, при этом бывают задействованы не только личные, но и другие необходимые ресурсы.
При психоконсультировании следует принимать во внимание явление «переноса», открытое З. Фрейдом. Перенос – это повторение во время консультативного контакта тех установок и чувств, которые были свойственны клиенту в прошлом при общении со значимыми для него людьми, но неприемлемы в настоящем. Так происходит в случаях, когда существуют неразрешенные конфликты со значимыми в детстве лицами. Перенос помогает заглянуть в прошлое клиента и понять, как прежний опыт провоцирует его реакции в настоящем времени и как от этого можно избавиться.
Итак, психологическое консультирование помогает клиентам избавиться от проблем, которые мешают им жить, скорректировать своё поведение и наладить общение с другими людьми.