Занятия колористикой или как развить чувство цвета у вашего ребёнка? читать ~4 мин.
Во время взросления ребенка происходит развитие чувства цвета. Ускорить этот процесс можно различными методами. Один из них – знакомство ребенка с рисунком. В такой игровой форме дети быстрее развивают эстетическое цветовосприятие, а также понимание, что собой представляет «цвет».
Как ребёнок воспринимает цвет?
Интересно, что дети, особенно малыши, воспринимают цвета более четко и буквально, чем взрослые. Отношение к конкретному цвету они строят на основе личных ощущений, то есть, отталкиваются от «понравилось-не понравилось». Также известно, что дети предпочитают яркие, красочные, жизнерадостные цвета. Поэтому они с удовольствием рисуют карандашами или красками зеленых, оранжевых, красных оттенков. Любовь к броским цветам со временем переходит и на одежду, и на выбор игрушек – буквально на все.
В зависимости от возраста дети по-разному способны воспринимать цвета. Например:
- В первые недели после рождения ребенок различает цвета. Именно поэтому они тянутся к более ярким погремушкам. Насыщенные оттенки вызывают у малышей позитивные эмоции и обязательно улыбку. Уже в 4-ре месяца дети вполне хорошо различают синие, красные, желтые и зеленые цвета;
- В два года у детей появляется новый навык. Они способны отделять предметы на основании цвета. В этот период повышается чувствительность к тонам и оттенкам;
- Примерно в три года малыши понимают и различают весь цветовой спектр, при этом они стараются называть оттенки. Таким образом, через цвет и рисунок можно развить навыки говорения;
- В позднем дошкольном возрасте ребенок способен сочетать простые цвета между собой, понимая, какие комбинации подходят, а какие – нет.
Как развить чувство цвета у ребенка?
Конечно, цветовосприятие ребенка будет развиваться, если знакомить его с рисунком. Делать это следует постепенно, но в самом начале жизни – буквально с 1-го года. Сначала родители могут подносить красочные игрушки, называя их цвета, затем, начинать рисовать при ребенке. Любопытство малышей безгранично – они сразу заинтересуются баночками, красками, карандашами и кистями. Затем, они заметят, что действия взрослых с карандашом или кистью оставляют следы на бумаге.
При первом знакомстве ребенка с рисунком важно грамотно организовать процесс. Лучшим местом для творчества станет пол, на котором будет расстелена клеёнка. Уже на нее можно класть лист большого формата и совместно творить. На первых занятиях ребенку лучше предложить пальчиковые краски. Они имеют насыщенные цвета и особую технику нанесения, при которой ребенок максимально включается в процесс.
На этом этапе необязательно заставлять малыша знать цвета. Понимание о тонах и оттенках у него сформируется, словно, непроизвольно. Достаточно, если например, брать желтый карандаш и сразу озвучивать название цвета, повторяя его несколько раз. В рисовании лучше сразу использовать основные цвета: красный, синий, желтый и зеленой. Они наиболее просто запоминаются и являются основными.
В процессе рисования, например, красного яблока, ребенку следует задавать дополнительные вопросы. Это может быть: «а что еще в этой комнате красного цвета?». Так ребенок поймет, что предметы можно различать по оттенкам, собирая их в группы. На сегодняшний день существует масса техник рисования, которые ускоряют процесс цветовосприятия у ребенка. Лучшими из них считаются – рисование акварельными красками, сухой или масляной пастелью, гуашью.
Как заметить, что у ребенка развивается чувство цвета?
Определить, что ребенок понимает и различается цвета достаточно просто. Ориентироваться стоит на:
- Умение называть цвета (сначала простые, а затем сложные – оттенки голубого, розового, травяного и т.д.);
- Умение видеть цвета. Проверить этот навык позволяет следующий метод. Например, перед ребенком ставят синюю игрушку, а затем просят назвать еще синие предметы, которые он видит вокруг себя;
- Умение смешивать цвета. Такой навык появляется не сразу, но ускорить его развитие можно сначала рисунками сухой пастелью, затем – акварельной краской. Например, перед ребенком ставят красно-желтое яблоко и просят его нарисовать. В лучше варианте он должен повторить палитру. Далее, его устно просят нарисовать желто-зеленую машинку. Ребенок самостоятельно должен выбрать из возможных карандашей нужные цвета и воспроизвести. Со временем он начнет понимать, какие оттенки сочетаются, а какие нет, встречая их в предметах;
- Умение различать тёплые и холодные оттенки. Такой навык формируется не сразу, а примерно к позднему дошкольному возрасту. Чтобы развивать такое умение, в процессе рисование следует всегда показывать наглядные примеры.
Конечно, эстетическое чувство цвета – очень важный навык. Он способствует развитию креативности, эстетического восприятия предметов. У детей, у которых развито цветовосприятие, имеется свой индивидуальный стиль, который отражается и в одежде, и в интересах, и в самопроявлении.
Статья подготовлена по материалам художника и дизайнера Анды Барс: индивидуальные уроки рисования и колористики для детей - andabars.com